"Интеграция детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях МАДОУ."
статья
Статья Ефимова О.Е. в Мир без границ: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 20 декабря 2019 года, Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ / под ред. Я.И. Гостунской. – Ставрополь: Дизайн-студия Б; изд-во СГПИ, 2019. – 613 с.
Материалы X Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых содержат результаты научных изысканий, в которых раскрываются опыт и перспективы развития инклюзивного образования в России и на Ставрополье; проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; особенности психического состояния лиц с особыми образовательными потребностями, технологии реабилитации, психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации в современных условиях. Материалы конференции адресованы студентам, магистрантам, аспирантам, педагогампрактикам, работающим в системе специального и инклюзивного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграция детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях МАДОУ.
Интеграция детей с нарушением опорно-двигательного аппарата становится приоритетной задачей современного российского общества. На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата должна рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Эту проблему необходимо решать как можно раньше, начиная с детского возраста, так как в этом возрасте закладываются предпосылки интеллектуального, нравственного и физического развития детей. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют их потенциальному развитию, полноценной социализации в связи с ограничением социальных контактов и не достаточностью освоения окружающего мира. Замкнутый образ жизни семьи, воспитывающей ребенка с НОДА, негативно влияет на эмоциональную сферу ребенка, его личностные потребности, самооценку, самостоятельность, что приводит к формированию негативных черт характера и отсутствию стремления к активному образу жизни.[2] Также обучение и воспитание детей в специальных образовательных учреждениях, с одной стороны, создают особые условия для удовлетворения потребностей воспитанников данной категории, а с другой стороны - препятствуют социальной интеграции детей в широкие социальные отношения. В связи с этим в нашей стране становится актуальным инклюзивное образование, которое дает возможность детям с НОДА обучаться и воспитываться вместе со своими сверстниками в интегрированном образовательном пространстве, имея при этом разные стартовые возможности. Интеграция детей с НОДА в воспитательно-образовательную деятельность основывается на концепции нормализации, в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Особенно важно то, что интеграция изменяет педагогическую практику воспитания не только «особого» ребенка, но и нормально развивающихся детей, поскольку в основе лежит толерантное отношения друг к другу, что позволяет формировать такие личностные качества как сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, чувства справедливости, взаимопомощи, коллективизма и других положительных качеств.[1]
Социальная адаптация детей с НОДА в условиях образовательного пространства предполагает коррекцию и компенсацию нарушенных функций организма, формирование у детей предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей, а также гармонизацию детско-родительских отношений. Поставленные задачи обусловливает поиск новых форм психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА и создание специально - организованных условий для их всестороннего развития в образовательных учреждениях.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу составляют дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного генеза. Наиболее распространенным заболеванием НОДА является детский церебральный паралич (ДЦП) [3]. ДЦП представляет собой сборную группу параличей, вызванных органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах развития - во внутриутробном периоде и на первом году жизни ребенка. Поражение незрелого мозга обусловливает у больных ДЦП множественные нарушения развития, в том числе двигательные, речевые и психические. Первичным нарушением при этом заболевании является нарушение двигательной сферы, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии статики, мелко-моторных функций и других отклонений, препятствующих нормальному процессу познавательной деятельности детей. Оно резко ограничивает адекватное восприятие предметного мира и других явлений окружающей среды у данной категории детей нарушения зрения, слуха, оптико-пространственного восприятия, мышечно-суставного чувства, межанализаторных связей и т. д., что вызывает у них затруднения в предметно-практической деятельности. Однако дети с ДЦП в большинстве случаев являются контингентом, наиболее часто включенным в образовательное пространство. Множественные нарушения в развитии, особенности воспитания ребенка с двигательной патологией в семье, обособленный образ жизни, отсутствие самостоятельности и многое другое мешает формированию у этих детей активной социальной позиции. Все это, безусловно, требует нового подхода в дошкольном образовании, а именно создания специально-организованных условий и тесного профессионального взаимодействия в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, где максимально учитываются психические и физические особенности каждого ребенка.[4] Такой подход к педагогической практике требует постоянного творческого вклада от каждого специалиста, поиска новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальности каждого воспитанника. Если для ребенка с нормальным развитием социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество - во многом зависит от тех условий, которые создают взрослые. Перед взрослыми стоят ответственные задачи – это безопасное и комфортное вхождение детей с проблемами в развитии в социум и стимулирование желаний находиться в социуме, формировать у них адекватное и доверчивое отношение к нему.
Для решения важнейших задач социализации и интеграции детей с особыми потребностями в ДОУ, педагогами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве, которая обеспечивает оптимальный маршрут развития каждого ребенка. Данная модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающие аспекты, которые предполагают достаточно высокий уровень речевого и психического развития дошкольников, что так необходимо на пути формирования их активной социальной позиции.[5] Эта модель отвечает современным требованиям и задачам, которые направлены на включение детей с различными стартовыми возможностями в общее образовательное пространство. В настоящее время идет реализация данной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения и совершенствования педагогических технологий, направленных на коррекцию нарушений развития, предупреждение вторичных нарушений и всестороннее развитие воспитанников.[1] Комплексный подход к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ позволяет обеспечить направленное и углубленное познание окружающего мира через реализацию образовательных областей, что значительно расширяет кругозор детей, в том числе способствует их социальной активности и самореализации в различных видах деятельности.
Очень важной с точки зрения коррекционно-педагогического воздействия на развитие ребенка, с особыми образовательными потребностями, имеет работа в дошкольном учреждении учителя-дефектолога. Целью педагога является коррекция обучения и воспитания детей с ОВЗ, всестороннее развитие в соответствии с их возможностями и максимальная адаптация к окружающему миру, для создания базы дальнейшего школьного обучения.
Важнейшей задачей коррекционно-педагогической работы в комплексном воздействии на развитие детей с НОДА в рамках дошкольного воспитания, является работа воспитателя, цель которой всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, максимальная адаптация к социуму. Главная задача педагога заключается в том, чтобы теоретические знания и практические навыки преобразовывались в умения и могли реализовываться в предметно-практической и игровой деятельности детей. [5] При организации работы воспитателя с детьми с особыми образовательными потребностями следует уделять особое внимание развитию навыков самообслуживания, коммуникативных навыков, игровой деятельности, что в целом положительно влияет на социальную адаптацию детей. Решение этих задач необходимо осуществлять в тесном контакте с родителями.
Взаимопонимание и согласованность действий педагогов и родителей в воспитании детей позволяет достигнуть значительной динамики в их развитии. Основной формой общения с ребенком является равноправное сотрудничество и общение с взрослыми, которое удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений, тем самым формируя у ребенка чувство самостоятельности и гордости за достигнутые результаты.[3] Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, необходимость подчинения взрослого и ребёнка единым правилам дают возможность ребёнку почувствовать свою значимость. Гармонизация детско-родительских отношений также способствует совместному художественному творчеству, что положительно влияет на эмоциональное состояния детей и их личностное развитие. Основой эстетического воспитания в дошкольном учреждении являются занятия изобразительной деятельностью под руководством педагога дополнительного образования. На этих занятиях у детей развивается воображение, чувства цвета, умение выражать в художественных образах предметы и явления окружающей действительности. Одним из эффективных направлений эстетического и гражданского воспитания является музейная педагогика. Культурная среда позволяет расширить возможности социальной адаптации ребенка.[6] Поскольку она не только обогащает и расширяет знания детей об окружающем мире и мировой культуре, но и положительно влияет на эмоциональное и личностное развитие. Для ребенка, вынужденного постоянно находится в стенах своего дома, такая форма общения с миром искусств дает возможность узнать о интересных исторических событиях и фактах происходящих в разные периоды времени, познакомится с известными героями и знаменитыми людьми других эпох. Это дает возможность отвлечься от личных проблем, связанных с болезнью и осознанием собственной неполноценности и направляет личностное развитие в более позитивное русло, а полученные новые знания и переживания заставляют ребенка искать себе интересного собеседника, человека с которым ему хотелось бы поделиться своими новыми открытиями и впечатлениями. Это требует от ребенка совершенствования своих высказываний и обогащения словаря новыми терминами, что очень важно с точки зрения развития его общения с окружающими. Безусловно, в формировании социальных отношений речь играет очень важную роль, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения развитию речи уделяется особое внимание, как коррекции нарушений речи, так и формированию ее важнейших функций, в том числе коммуникативной[7].
Такое профессиональное взаимодействие специалистов ДОУ с детьми с особыми образовательными потребностями дает возможность максимально расширять их представления об окружающем мире, развивать познавательные и творческие способности детей, формировать коммуникативные навыки и способствовать их социальной адаптации в социуме. Участие дошкольников в городских, окружных общественных мероприятиях обогащает их социальный опыт и демонстрирует их творческий потенциал.
Литература
- Абдульманова Х.Х. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Выпуск 1.
Центр «Школьная книга» Москва 2012. 115с.
2. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в
детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект). В. Секачев ИОИ Москва 2004. 64с
3. Все для развития детей (Инклюзивное образование) ЭЛТИ-КУДИЦ Москва 2016.64с
4. Екжанова Е.А.,. Стребелева Е.А Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Москва «Просвещение» 2011. 272 с.
- Компетентностный подход в образовании: от теории к практике. Саратов Издательский центр «Наука.2014. 534с
- «Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении». Методические рекомендации серия «Инклюзивное образование»
Санкт-Петербург. 2012. 267с
7. И.А.Смирнова Специальное образование дошкольников с ДЦП.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург. 2003.157с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей....
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Статья посвящена особенностям работы педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа....
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО"
Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДАКомплекс практических методов обучения и воспитания детей с Н...
Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ
В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....
Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО
В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...
Адаптированная основная образовательная программа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАДОУ Детский сад № 6
Адаптированная основная образовательная программа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАДОУ Детский сад № 6...