Деловая игра «Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: использование нетрадиционных технологий  в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_delovaya_igra.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра
«Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников»

Цель: использование нетрадиционных технологий  в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Задачи: повысить  психолого-педагогическую компетенцию педагогов по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС. Создать условия для творческого применения знаний о взаимодействии с семьей. Формировать у  педагогов умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.

Оборудование: доска для мультимедийного показа слайдов, наборы журналов, бумага для основы, клей, ножницы, ватман (формат А1), памятки.

Предварительная работа: Заполнение воспитателями карточки-теста оценки затруднения в общении с родителями.

Вступительное слово

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

  Необходимо помнить, «…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… »  (Из Концепции дошкольного воспитания). Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе деловой игры

Ход игры

Организационный момент: Участники игры вытягивают жетоны разного цвета, делятся на две команды. Определяют название команды, выбирают капитана, представляют команду.

Разминка. Командам по очереди задают вопросы.

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
  4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию , внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
  6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
  7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
  8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
  9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

Задание «Формы работы с родителями».

Одной группе дается задание, назвать традиционные формы работы с родителями. Другой – нетрадиционные.

Традиционные формы работы с родителями:

Родительские собрания,

индивидуальные консультации,

посещения на дому,

беседы (индивидуальные, групповые),

день открытых дверей,

анкетирование, утренники.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Дискуссии,

круглые столы,

родительские чтения,

родительская почта,

родительские ринги,

тренинги игровые,

показ презентаций опыта работы с детьми,

семейные клубы,

творческие вечера,

практикумы,

участие родителей в творческих выставках, конкурсах,

соревнования, КВН, викторины

деловая игра, игротека.

Итог: не важно, какие формы сотрудничества вы применяете, главное установить партнёрские доверительные отношения с родителями, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.

Игра-инсценировка «Как поступить?»

Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

(мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).

Игра «Подбери слово»

К основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» и «СОТРУДНИЧЕСТВО».

Предлагаю одной команде слово «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», другой - «СОТРУДНИЧЕСТВО». На каждую букву необходимо подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме.

Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный.

Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

Упражнение «Произнеси фразу»

Педагогам одной группы раздаются карточки:

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.
  2. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.
  3. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.
  4. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.
  5. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком требовательности.
  6. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком доброжелательности.

Второй группе раздаются карточки:

  1. Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и обувающую ему сапоги. Вы удивлены. Покажите своё удивление.
  2. Вы решили посетить заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивлённая мать. Покажите, как вы её успокоите.
  3. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего радостно («Наконец-то!»)
  4. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего вопросительно («Что–нибудь случилось?»)
  5. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего удивлённо («Не ожидала»)
  6. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись!»)

Задание «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы.

Как вы думаете, какой лучший комплимент для родителя? (похвала успехов их ребенка).

Вопросы после упражнения:

  1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

Конкурс капитанов

- Приглашаем капитанов команд. Представьтесь, пожалуйста. Вам поочередно будет задано по три вопроса по взаимодействию дошкольной образовательной организации.

1. Сотрудничество Организации с семьей является не обязательным, а только рекомендательным принципом ДО. (неверно, это обязательно)

2. Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей. (да)

3.Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (да)

1.Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, но не обязывает педагогов заниматься повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (Стандарт обязывает педагогов заниматься… .)

2.Для успешной реализации Программы должно быть обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (да)

3. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается без согласия его родителей (законных представителей) (нет).

Коллаж

«Современная семья – какая она?»

«Традиционная семья – какая она?»

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

Одна группа педагогов изображает «Современную семью», другая – «Традиционную семью».

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий подводит итоги проделанной работы, есть ли сходство/отличия,  подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

Уважаемые коллеги, в заключении нашей деловой игры хочется поблагодарить Вас за сотрудничество, пожелать творческих находок во взаимодействии с родителями. На память об игре мы дарим вам «Кодекс общения педагога с родителями».

Кодекс общения педагога с родителями

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Общение педагога с родителями воспитанников ".

Деловая игра "Общение педагога с родителями воспитанников "....

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога

laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…»   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...

Деловая игра Общение педагогов и родителей воспитанников Методическая разработка

Участники игры: педагоги, специалисты, представители семей воспитанников.      ...

Семинар-практикум для педагогов на тему :«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

На тему: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...

Фотоотчёт о жизни и интересных событиях коллег д/с "Островок". "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагогов с родителями воспитанников, а также сетевое взаимодействие с муниципальными учреждениями".

Фотоотчёт о жизни и интересных событиях коллег  д/с "Островок"."ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагогов с родителями воспитанников, а также сетевое взаимодействие  с муниципальными учреждени...