Деловая игра «Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_delovaya_igra.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников»
Цель: использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности.
Задачи: повысить психолого-педагогическую компетенцию педагогов по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС. Создать условия для творческого применения знаний о взаимодействии с семьей. Формировать у педагогов умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.
Оборудование: доска для мультимедийного показа слайдов, наборы журналов, бумага для основы, клей, ножницы, ватман (формат А1), памятки.
Предварительная работа: Заполнение воспитателями карточки-теста оценки затруднения в общении с родителями.
Вступительное слово
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Необходимо помнить, «…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… » (Из Концепции дошкольного воспитания). Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе деловой игры
Ход игры
Организационный момент: Участники игры вытягивают жетоны разного цвета, делятся на две команды. Определяют название команды, выбирают капитана, представляют команду.
Разминка. Командам по очереди задают вопросы.
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
- В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
- В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию , внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
- В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
- Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
- Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
- Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
- Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
Задание «Формы работы с родителями».
Одной группе дается задание, назвать традиционные формы работы с родителями. Другой – нетрадиционные.
Традиционные формы работы с родителями:
Родительские собрания,
индивидуальные консультации,
посещения на дому,
беседы (индивидуальные, групповые),
день открытых дверей,
анкетирование, утренники.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Дискуссии,
круглые столы,
родительские чтения,
родительская почта,
родительские ринги,
тренинги игровые,
показ презентаций опыта работы с детьми,
семейные клубы,
творческие вечера,
практикумы,
участие родителей в творческих выставках, конкурсах,
соревнования, КВН, викторины
деловая игра, игротека.
Итог: не важно, какие формы сотрудничества вы применяете, главное установить партнёрские доверительные отношения с родителями, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
Игра-инсценировка «Как поступить?»
Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.
(мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).
Игра «Подбери слово»
К основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» и «СОТРУДНИЧЕСТВО».
Предлагаю одной команде слово «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», другой - «СОТРУДНИЧЕСТВО». На каждую букву необходимо подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме.
Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный.
Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Упражнение «Произнеси фразу»
Педагогам одной группы раздаются карточки:
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком требовательности.
- Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком доброжелательности.
Второй группе раздаются карточки:
- Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и обувающую ему сапоги. Вы удивлены. Покажите своё удивление.
- Вы решили посетить заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивлённая мать. Покажите, как вы её успокоите.
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего радостно («Наконец-то!»)
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего вопросительно («Что–нибудь случилось?»)
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего удивлённо («Не ожидала»)
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто–то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись!»)
Задание «Желаю Вам...»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы.
Как вы думаете, какой лучший комплимент для родителя? (похвала успехов их ребенка).
Вопросы после упражнения:
- Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
- Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
- Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
Конкурс капитанов
- Приглашаем капитанов команд. Представьтесь, пожалуйста. Вам поочередно будет задано по три вопроса по взаимодействию дошкольной образовательной организации.
1. Сотрудничество Организации с семьей является не обязательным, а только рекомендательным принципом ДО. (неверно, это обязательно)
2. Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей. (да)
3.Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (да)
1.Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, но не обязывает педагогов заниматься повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (Стандарт обязывает педагогов заниматься… .)
2.Для успешной реализации Программы должно быть обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (да)
3. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается без согласия его родителей (законных представителей) (нет).
Коллаж
«Современная семья – какая она?»
«Традиционная семья – какая она?»
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения.
Одна группа педагогов изображает «Современную семью», другая – «Традиционную семью».
Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
(Ведущий подводит итоги проделанной работы, есть ли сходство/отличия, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)
Уважаемые коллеги, в заключении нашей деловой игры хочется поблагодарить Вас за сотрудничество, пожелать творческих находок во взаимодействии с родителями. На память об игре мы дарим вам «Кодекс общения педагога с родителями».
Кодекс общения педагога с родителями
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Общение педагога с родителями воспитанников".
Деловая игра "Общение педагога с родителями воспитанников"....
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога
laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…» Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...
Деловая игра Общение педагогов и родителей воспитанников Методическая разработка
Участники игры: педагоги, специалисты, представители семей воспитанников. ...
Семинар-практикум для педагогов на тему :«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»
На тему: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...
Консультация для педагогов « Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников»
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников...
консультация для педагогов "«Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников»
консультация составлена с элементами мастер-класса...
Фотоотчёт о жизни и интересных событиях коллег д/с "Островок". "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагогов с родителями воспитанников, а также сетевое взаимодействие с муниципальными учреждениями".
Фотоотчёт о жизни и интересных событиях коллег д/с "Островок"."ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагогов с родителями воспитанников, а также сетевое взаимодействие с муниципальными учреждени...