«Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих коммуникативному развитию детей раннего и дошкольного возраста ».
консультация (подготовительная группа)

Боброва Елена Александровна

 «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»

Д. Родари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bobrova_vospitanie_skazkoy_1_3.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих коммуникативному развитию детей раннего и дошкольного возраста ».

 «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»

Д. Родари.

В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить логическое мышление, но забываем, что любимое занятие каждого ребёнка – игра, и, конечно же, чтение сказок.

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста через знакомство со сказкой».

Игра и сказка ближе всего для ребёнка. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Но в отличие от взрослого ребёнок не просто любит сказки, для него сказка – это мир, в котором он живёт. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Анализ работы по формированию творческих способностей детей с помощью сказки выявил ряд проблем:

Во-первых, в настоящее  время сказки и художественные произведения, не в полной мере используются в семье, а также в системе общественного воспитания для развития детей.

Проведя диагностику детей, анкетирование родителей, анализ программ TV, я пришла к выводу, что сказка уходит из жизни детей. На телевидении — засилье иностранных мультфильмов, язык которых далёк от совершенства, а образ жизни чужих героев не всегда понятен нашим детям.

Из бесед с родителями выяснила - они понимают, что сказка занимает большое место в жизни ребёнка, но проблемы времени, финансов и неумение работать над сказкой, не позволяют использовать ее потенциал в полной мере.

Во-вторых, чаще всего любая форма образовательно-воспитательной работы – это «театр одного актера» – педагога. Дети, выйдя с занятия, тут же забывают, о чём шла речь, да и вообще не всегда понимают, зачем это было нужно.  

В-третьих,  педагоги не владеют новыми методиками и технологиями работы со сказкой.

Для реализации приоритетного направления в  моей работе «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста через знакомство со сказкой» мной был осуществлён ряд мероприятий:

  • изучение концептуальных положений и принципов, методик и технологий в работе со сказкой, их структурой;
  • проанализированы условия и ресурсы для реализации воспитательно-образовательного процесса по формированию творческого потенциала детей через сказку;
  • разработаны краткосрочные проекты: «В гостях у сказки "Колобок"», "В гостях у сказки "Теремок" (для второй младшей группы), "Что за прелесть эти сказки. Русская народная сказка "Волк и козлята" (средняя группа);
  • намечены общие линии в планировании (темы, циклы, блоки, модули и т.д.);
  • самообразование, повышение своего профессионального уровня.

Для этого был разработан поэтапный план, который включал:

I этап - создание предметно-развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям;

II - разработка методических материалов для воспитателей

III - организацию образовательно -воспитательного процесса с детьми;

IV - работа с родителями.

    Первый этап был направлен на усовершенствование развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям. Среда, в которой живёт и формируется ребёнок как личность, должна быть эстетически оформлена и пронизана художественным содержанием. Обогащение познавательной развивающей среды и создание уголка книги, как центра интеллектуального и художественно–творческого развития детей, способствовали приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной и художественной речи.

 Обновила   картотеку иллюстраций по народным сказкам. «Уголок сказок» пополнила различными видами театра, для самостоятельной театрализованной деятельности детей.

Обновила  наглядно-иллюстративный  материал, дидактический и наглядно- практический материал, настольные, пальчиковые, магнитные театры по теме «Русские народные сказки». Обогатила фонотеку музыкальными альбомами, комплектами аудиокассет. Изготовила маски для проведения разнообразных занятий, театрализованных праздников и развлечений. Разработала слайдовые презентации по «Народным сказкам».

Второй этап: было выявлено, что воспитатели заинтересованы проблемой "Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей дошкольного возраста», но недостаточно владеют соответствующими методиками и технологиями.

Для того, чтобы вооружить их знаниями и практическими умениями для профессиональной работы по данной теме, был разработан комплекс мероприятий. Он включал - консультации, разработку и презентацию проектов, просмотр открытых занятий, семинар - практикум, разработку плана  поэтапного знакомства со сказкой.

В традиционном направлении работы со сказкой одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…

Познакомившись с универсальной схемой и творческими методами работы со сказками, автора методического пособия «Воспитание сказкой» Ларисой Борисовной Фесюковой, рекомендациями авторов ТРИЗ (Г.Альтшуллер, А.Страунинг), оригинальной методикой Н.Козыревой "Теремок сказок" я смогла подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано.

Третий этап:  полностью я не  отказалась от традиционных форм проведения занятий и не призываю сделать весь воспитательно-образовательный процесс развесёлой сказкой. Но мир новых знаний может стать волшебным и завораживающим. Для этого необходимо сделать его миром поиска, понимания смысла знаний.  Задача педагога открыть новые возможности использования сказки в образовательно - воспитательной работе. Педагогом проводятся различные игры, викторины, «часы сказок», развлечения. Это игры и творческие задания, позволяющие ребёнку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развёрнута в любом месте и в любое время. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования. В старших группах можно организовать "Бюро находок", в котором будут храниться вещи сказочных героев, самостоятельно изготовленные детьми.

Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители.

  Сложным, но интересным вариантом развития творческой речевой активности детей является обучение детей творческому рассказыванию, составление сказок с использованием мнемотаблиц и коллажей по сюжетам, по смешению сюжетов, что помогает установить логические связи между героями, персонажами. Составление сказок по воображению без опоры на какую-либо наглядность является самым высоким уровнем творческого речевого развития детей. Занятия по составлению сказок проходят эмоционально при высокой активности дошкольников. На них дети «оживляют» игрушки, цветы, деревья, солнышко, облака. Они пытаются создавать художественные образы, учатся размышлять, абстрагировать, инсценируют собственные произведения, входят в роль «сказочника», что и является результатом выполнения задачи по обучению творческому рассказыванию. Не случайно всего этого мы добиваемся с помощью сказки – неизменного спутника детства.

Четвёртый этап: проводимая мной работа помогла найти верных союзников среди родителей. Постоянно проводятся консультации, выставляются папки-передвижки, ширмы.

  Уже стало доброй традицией оформление папки «Сочиняем вместе с родителями», куда родители вместе с детьми выкладывают придуманные ими сказки. Эта папка пользуется повышенным спросом у детей и систематически пополняется новыми произведениями наших воспитанников.

    Роль родителей в реализации работы со сказкой:

  • изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в уголке сказки.
  • участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).
  • оказывают помощь в оборудовании и обновлении уголка сказок.
  • участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.
  • участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы.
  • изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.
  • участвуют в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог).
  • организация выставок творческих работ детей.
  • помощь в пополнении книжного уголка сказками.

В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, дети научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

В результате проделанной работы возросла готовность педагогов дошкольного учреждения к использованию нетрадиционных методик и технологий в работе со сказкой. У них сформировалось умение творчески подходить к подаче сказочного материала, отбирать наиболее развивающие задания и вопросы, положительно влияющие на формирование познавательной, интеллектуальной и творческой личности ребенка.

Литература,  используемая в работе по теме: «Сказки в свете новых требований и технологий»

 

  1. Рыжова Л.В. "Методика работы со сказкой"
  2. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой»
  3. Козырева Н.А. "Теремок сказок"
  4. Е. И. Можгова Театрализованное занятие по нравственному воспитанию для детей от 5лет (на основе народных сказок)
  5. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»
  6. Поляк Л.Я. «Театр сказок»
  7. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки и загадки»
  8. Ушакова О.С. и Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой»
  9. Шорыгина Т.А. «Родные сказки» (Нравственно-патриотическое воспитание)
  10. Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание.
  11. Куликовская Т. А.Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста
  12. Бердникова Ю.Л. Любимые русские сказки. Читаем с малышом и решаем эмоциональные проблемы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...

Организация работы педагогов по социально – коммуникативному развитию детей раннего возраста.

Стремление к успеху в условиях информационно-коммуникативных трансформаций общества требует от человека непрерывного обновления системных знаний, усиления мотивации к поиску творческих решений возника...

Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения...

Телесно-двигательные технологии в профилактике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста

В данном материале представлено несколько телесно-двигательных упражнений по профилактик нарушения развития детей раннего и дошкольного возраста...

Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста.

Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста....

Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением

Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением...