Телесно-двигательные технологии в профилактике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста
материал
В данном материале представлено несколько телесно-двигательных упражнений по профилактик нарушения развития детей раннего и дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Телесно-двигательные технологии в профилактике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста
Педагог-психолог
Карпенко Е.В.
Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,
это не столько любить его, сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе
Здравствуйте уважаемые коллеги.
В последнее время психологи, педагоги, врачи констатируют тот факт, что в образовательном пространстве резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.
В связи с этим важно использование педагогами и психологами дошкольных учреждений таких методов в развивающей и коррекционной работе, которые помогут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что в свою очередь, позволит ребенку в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в социуме.
Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Основатель Вильгельм Райх, австрийский психолог.
Отличие данного метода от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека, общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения). А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о детях. Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга.
Телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности. Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если ребенок склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством, имеются различные нарушения речи или испытывает эмоциональные трудности.
Телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, её приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и инструкторы физической культуры, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, инструкторы ЛФК.
А сейчас, я покажу вам несколько упражнений телесно-ориентированной терапии, которые можно использовать на занятиях с детьми, при встрече, во время прогулок.
1. Упражнение «Обнимашки»
Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим.
Дети стоят в кругу. Обнимаем соседа, стоящего справа, стоящего слева.
2. Упражнение «Карандаши»
Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку - сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут.
Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок, пошевелить пальчиками: «Вот какие карандаши!».
3. Упражнение «Путаница»
Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.
4. «Дождик»
Дети стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины.
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине).
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками).
Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать).
Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину).
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони).
А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками).
5.Упражнение «Доброе животное»
Все встают в круг и берутся за руки.
Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад».
Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".
Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....
Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста
Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста...
Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста.
Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста....
«Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих коммуникативному развитию детей раннего и дошкольного возраста ».
laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»Д. Родари....
Изучение современных технологий, практик и средств ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром и природой.
Технологии и методика ознакомления детей с природой. Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:1. Формирование у детей элементарной системы знаний.Система знаний...