Телесно-двигательные технологии в профилактике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста
материал

Карпенко Елена Владимировна

В данном материале представлено несколько телесно-двигательных упражнений по профилактик нарушения развития детей раннего и дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Телесно-двигательные технологии в профилактике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста

Педагог-психолог

Карпенко Е.В.

Лучший подарок, который  мы можем сделать ребенку,

это не столько любить его, сколько научить его

любить самого себя".

Жак Саломе

Здравствуйте уважаемые коллеги.

В последнее время психологи, педагоги, врачи констатируют тот факт, что в образовательном пространстве резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.

В связи с этим важно использование педагогами и психологами дошкольных учреждений таких методов в развивающей и коррекционной работе, которые помогут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что в свою очередь, позволит ребенку в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в социуме.

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Основатель Вильгельм Райх, австрийский психолог.

Отличие данного метода от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека, общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения). А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о детях. Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга.

Телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности. Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если ребенок склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством, имеются различные нарушения речи или испытывает эмоциональные трудности.

Телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, её приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и инструкторы физической культуры, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, инструкторы ЛФК.

А сейчас, я покажу вам несколько упражнений телесно-ориентированной терапии, которые можно использовать на занятиях с детьми, при встрече, во время прогулок.

1. Упражнение «Обнимашки»

Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим.

Дети стоят в кругу. Обнимаем соседа, стоящего справа, стоящего слева.

2. Упражнение «Карандаши»

Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку - сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок, пошевелить пальчиками: «Вот какие карандаши!».

3. Упражнение «Путаница»

Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

4. «Дождик»

Дети стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины.

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине).

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками).

Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать).

Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину).

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони).

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками).

5.Упражнение «Доброе животное»

Все встают в круг и берутся за руки.

Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".

Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....

Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста

Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста...

Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения...

Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста.

Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста....

«Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих коммуникативному развитию детей раннего и дошкольного возраста ».

laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»Д. Родари....