Телесно-двигательные технологии в профилактике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста
материал
В данном материале представлено несколько телесно-двигательных упражнений по профилактик нарушения развития детей раннего и дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Телесно-двигательные технологии в профилактике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста
Педагог-психолог
Карпенко Е.В.
Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,
это не столько любить его, сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе
Здравствуйте уважаемые коллеги.
В последнее время психологи, педагоги, врачи констатируют тот факт, что в образовательном пространстве резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.
В связи с этим важно использование педагогами и психологами дошкольных учреждений таких методов в развивающей и коррекционной работе, которые помогут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что в свою очередь, позволит ребенку в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в социуме.
Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Основатель Вильгельм Райх, австрийский психолог.
Отличие данного метода от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека, общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения). А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о детях. Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Вспомните, малыш, если он голоден или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга.
Телесно-ориентированный подход может быть очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детками, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. Ну и, безусловно, с агрессивными и капризными детками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности. Таким образом, телесно-ориентированная терапия рекомендуется, если ребенок склонен к частым заболеваниям, страдает каким-то психосоматическим расстройством, имеются различные нарушения речи или испытывает эмоциональные трудности.
Телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, её приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и инструкторы физической культуры, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, инструкторы ЛФК.
А сейчас, я покажу вам несколько упражнений телесно-ориентированной терапии, которые можно использовать на занятиях с детьми, при встрече, во время прогулок.
1. Упражнение «Обнимашки»
Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим.
Дети стоят в кругу. Обнимаем соседа, стоящего справа, стоящего слева.
2. Упражнение «Карандаши»
Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку - сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут.
Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок, пошевелить пальчиками: «Вот какие карандаши!».
3. Упражнение «Путаница»
Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.
4. «Дождик»
Дети стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины.
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине).
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками).
Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать).
Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину).
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони).
А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками).
5.Упражнение «Доброе животное»
Все встают в круг и берутся за руки.
Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад».
Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".
Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....
Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста
Применение здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушений развития детей раннего возраста...
Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения...
Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста.
Модель современных педагогических технологий развития детей раннего и дошкольного возраста....
«Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих коммуникативному развитию детей раннего и дошкольного возраста ».
laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»Д. Родари....