Психологическая готовность ребёнка к школе
презентация

Волченко Ирина Николаевна

     По мнению большинства педагогов, научить ребёнка тому, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая готовность к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определённый уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. К компонентам готовности относятся личностная (в том числе мотивационная и волевая), интеллектуальная, коммуникативная.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность к обучению в школе Подготовила: Волченко И.Н.

Слайд 2

Психологическая готовность к школьному обучению - определённый уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Компоненты психологической готовности к обучению в школе

Слайд 3

Личностная готовность характеризуется прежде всего развитием Мотивационной сферы Волевой сферы Наличие внутренней позиции школьника

Слайд 4

Мотивационная готовность к обучению в школе Познавательные мотивы Социальные мотивы познавательные интересы потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками, знаниями потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении желание занять определённое место в системе доступных общественных отношений Внутренняя позиция школьника

Слайд 5

Внутренняя позиция школьника являясь важнейшим новообразованием дошкольного возраста, итогом психического развития на протяжении первых семи лет жизни, выражает новый уровень самосознания, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Слайд 6

Волевая готовность к обучению в школе соподчинение мотивов произвольность поведения произвольность регуляции действий волевые качества

Слайд 7

Произвольность поведения связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию, когда складывается умение подчинять им своё поведение, благодаря чему они выполняются без контроля взрослого (А.Н. Леонтьев). Предпосылки учебной деятельности возникают на основе произвольной регуляции действий, когда ребёнок умет сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ориентироваться на заданную систему требований в работе; внимательно слушать взрослого и точно выполнять его устные инструкции; самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу (Д.Б. Эльконин ).

Слайд 8

Волевые качества Дисциплинированность Организованность Инициативность Решительность Настойчивость Самостоятельность

Слайд 9

интеллектуальная готовность к обучению в школе уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему знаково-символическая функции сознания способность к замещению, в частности к наглядно-пространственному моделированию определённый кругозор, осведомлённость об окружающем, определённые системные представления о живой и неживой природе, некоторых социальных явлениях познавательный интерес

Слайд 10

проявлении познавательного интереса у старших дошкольников - вопросы познавательного характера - желание пополнить свои знания об определённых предметах или явлениях окружающего мира стремление сделать выводы из собственных наблюдений предпочтение определённых видов деятельности владение некоторыми умениями и навыками в этих видах деятельности адекватные реакции на успех или неудачу в любимых занятиях желание самостоятельно в них включиться внимательность, сосредоточенность при их выполнении.

Слайд 11

Коммуникативная готовность к школьному обучению складывается в результате определённого уровня развития общения со взрослым ( М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова).

Слайд 12

ситуативно-деловая форма общения дети не могут принять и удержать поставленную взрослым задачу, поскольку взрослый выступает как партнёр по игре в любой, даже учебной, ситуации. Поэтому дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние предметы и почти не реагируют на замечания взрослого. внеситуативно-познавательная форма общения потребность в признании и уважении взрослого у ребёнка обостряется и проявляется при обучении в повышенной чувствительности к замечаниям. внеситуативно-личностная форма общения центром ситуации становится взрослый, дети проявляют повышенное внимание ко взрослому, умение слушать и понимать его слова.

Слайд 13

Коллективная учебная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу не только с учителем, но и с другими учениками. Для школьного обучения важными становятся: умения войти в детский коллектив, действовать совместно с товарищами, слушать их и следить за их работой, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, согласовывать с ними свои замыслы и действия , обмениваться намерениями и мыслями , обосновывать своё мнение, считаться с мнением других, объективно относиться к их действиям.

Слайд 14

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается кооперативно-соревновательный тип общения (Е.Е. Кравцова). Общение со сверстниками помогает овладевать учебными действиями, усваивать общие способы решения задач Дети принимают и удерживают задачу, задающую контекст их совместной деятельности, у них появляется соревновательное отношение к партнёру как к противнику по совместной игре

Слайд 15

Список литературы: Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-СПб.,2004. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности ребёнка к школе.-М.,1991. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста.-М.,2014.



Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школьному обучению

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определённый уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. К компонентам готовности относятся личностная (в том числе мотивационная и волевая), интеллектуальная, коммуникативная.

Личностная готовность характеризуется прежде всего развитием мотивационной сферы ребёнка, а именно наличием познавательных и социальных мотивов учения, стремлением занять новую позицию в обществе.

Мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения представляют собой познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками, знаниями. Широкие социальные мотивы учения связаны с потребностью ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ребёнка занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости.

Внутренняя позиция школьника, являясь важнейшим новообразованием дошкольного возраста, итогом психического развития на протяжении первых семи лет жизни, выражает новый уровень самосознания, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Становление внутренней позиции школьника проходит в три этапа. На первом этапе появляется положительное отношение к школе, но отсутствует ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности. Ребёнок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. На втором этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные, аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника на третьем этапе включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня к 7 годам достигают лишь немногие дети (Т.А. Нежнова).

В волевой сфере складываются важные для школьного обучения соподчинение мотивов, произвольность поведения, элементы волевого действия и волевые качества. Произвольность поведения проявляется в умении выполнять указания взрослого, работать по данному им образцу и действовать по правилам общественного поведения в школе. За выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребёнком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию, когда складывается умение подчинять им своё поведение, благодаря чему они выполняются без контроля взрослого (А.Н. Леонтьев).

Предпосылки учебной деятельности возникают на основе произвольной регуляции действий, когда ребёнок умет сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ориентироваться на заданную систему требований в работе; внимательно слушать взрослого и точно выполнять его устные инструкции; самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу (Д.Б. Эльконин).

Овладение основами наук опирается на сформированность у ребёнка элементов произвольности познавательных процессов и умений управлять собственной познавательной деятельностью – наблюдением, памятью, воображением, речью. Ведь чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребёнок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность, преодолевая посильные трудности, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.

Переход ребёнка в школе к систематическому усвоению основ наук, научных понятий предъявляет особые требования к развитию интеллектуальной сферы. Хотя знания сами по себе не являются показателями готовности к обучению в школе, у ребёнка должен быть определённый кругозор, осведомлённость об окружающем, определённые системные представления о живой и неживой природе, некоторых социальных явлениях. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему, прежде всего знаково-символической функции сознания и способности к замещению, в частности к наглядно-пространственному моделированию (Л.А. Венгер). Так, письменная речь требует умения различать слово и обозначаемый им предмет, внешнюю и смысловую сторону слова, анализировать слово, определяя его звуковой и буквенный состав. Замещение, применение наглядных моделей позволяет ребёнку усваивать обобщённые знания, отражающие существенные связи и отношения окружающей действительности, а в ходе школьного обучения приводит к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой в системе знаков: устной и письменной речи, математических символах, нотных записях и пр. Умение использовать наглядные модели перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя ему во внутреннем плане строить мысленные представления о предметах, явлениях и применять их при решении разнообразных умственных задач.

Цель школьного обучения заключается в усвоении знаний. Успешность учебной деятельности обеспечивается ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребёнка умственного труда. О проявлении познавательного интереса у старших дошкольников говорит возникновение вопросов познавательного характера, желание пополнить свои знания об определённых предметах или явлениях окружающего мира, стремление сделать выводы из собственных наблюдений, предпочтение определённых видов деятельности, владение некоторыми умениями и навыками в этих видах деятельности, адекватные реакции на успех или неудачу в любимых занятиях, желание самостоятельно в них включиться, внимательность, сосредоточенность при их выполнении.

Коммуникативная готовность к школьному обучению складывается в результате определённого уровня развития общения со взрослым (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова).

В ситуативно-деловой  форме общения дети не могут принять и удержать поставленную взрослым задачу, поскольку взрослый выступает как партнёр по игре в любой, даже учебной, ситуации. Поэтому дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние предметы и почти не реагируют на замечания взрослого.

При внеситуативно-познавательной форме общения потребность в признании и уважении взрослого у ребёнка обостряется и проявляется при обучении в повышенной чувствительности к замечаниям.

При внеситуативно-личностном общении, где центром ситуации становится взрослый, дети проявляют повышенное внимание ко взрослому, умение слушать и понимать его слова. Хорошо владея вербальными средствами, они сосредоточиваются на задаче, длительно удерживают её, не переключаясь на посторонние предметы и действия, следуют инструкции. К поощрениям и порицаниям взрослого они относятся адекватно: поощрения придают уверенность поискам ответа, а порицания побуждают изменить решение, искать более правильный способ решения.

Ребёнок может учиться у взрослого принимать и успешно решать учебные задачи, если понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований.

Коллективная учебная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу не только с учителем, но и с другими учениками. Коллективный характер обучения приводит к изменениям взаимоотношений со сверстниками. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учёбе становятся главными критериями и в оценке сверстниками друг друга, и определяют положение ребёнка в классе. Для школьного обучения важными становятся умения войти в детский коллектив, действовать совместно с товарищами, слушать их и следить за их работой, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, согласовывать с ними свои замыслы и действия, обмениваться намерениями и мыслями, обосновывать своё мнение, считаться с мнением других, объективно относиться к их действиям. Общение со сверстниками помогает овладевать учебными действиями, усваивать общие способы решения задач, поскольку определённый уровень произвольности, контекстности общения складывается и в общении со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается кооперативно-соревновательный тип общения (Е.Е. Кравцова). Дети принимают и удерживают задачу, задающую контекст их совместной деятельности, у них появляется соревновательное отношение к партнёру как к противнику по совместной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребенка к школеДиагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.1. Оценка базового опыта ребенка •...

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была сформирована достаточно зрелая эмоционально - волевая сфера....

Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе"

Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе".  Текст собрания был составлен мной, предполагается проведение такого собрания в подготовительных группах. Создана также...

"В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе" Консультация для родителей

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать ...

Анкета для родителей по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе»

Готовность ребенка к школе – это широкое понятие, которое включает в себя ряд компонентов: физиологическая, психологическая, социальная готовность, школьная зрелость и т.д.Определить, готов ли Ва...

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Эта статья поможет понять готов ли ваш ребёнок к школе....

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....