Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе по теме «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД по эксперементально - познавательной деятельности в подготовительной группе по теме "Удивительные свойства воздуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе


«Удивительные свойства воздуха»

Цель: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.

Задачи:

Образовательные задачи:

 Дать детям знания о свойствах воздуха:

  • воздух прозрачный и невидимый;
  • воздух есть везде;
  • воздух легкий, он легче воды;
  • ветер – это движение воздуха  

 Развивающие задачи:

Развивать:

  • познавательную активность;
  •  память, внимание, мышление, речь, пополнить словарь детей определениями воздуха;
  • дивергентное мышление( поиск множества решений одной и той же проблемы)
  •  коммуникативные навыки, умение сотрудничать;
  •  умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация

 Воспитательные задачи:

Воспитывать:

  • самостоятельность;
  • аккуратность в работе;
  •  умение взаимодействовать в коллективе;
  •  умение проявлять терпимость к мнению товарища;
  •  умение не перебивать собеседника.

Материал раздаточный: воздушные шары  надутые гелием разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики. ( подарки- свистульки)

Материал демонстрационный:  баночки с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, стаканчики, трубочки, полиэтиленовый пакет.  (к трубочке  из по коктейля, привязаны  с двух сторон по одному шарику)..

Методы: игровой, словесный, наглядный.

Предварительная работа:

  • Беседа о воздухе
  •  Занятие по экологии «Нам нужны носы не для красы»
  •  Наблюдение на прогулке за воздухом.
  • Просмотр презентации «Свойства воздуха»

Действующие лица: Воспитатель, дети.

Организационный момент

ХОД НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Сегодня мы с вами проведем экскурсию по лабораториям, где проходят  разные эксперименты и опыты. Я вам расскажу и покажу, какие свойства имеет  воздух. Имеет ли он запах?, имеет ли он цвет?, легкий или тяжёлый воздух?.

Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте её и отгадайте.

Загадка:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Воздушный шар)

Воспитатель: Правильно сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы). Он какой- то стал грустный, маленький.

- А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Воспитатель - Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?

Дети: - Воздух.

Воспитатель - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

 -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

-Получается, воздух какой?

Дети: - прозрачный, бесцветный и невидимый.

Опыт№1

Воспитатель- Ребята, а как вы думаете воздух можно поймать (ответы детей).  Ну, раз можно давайте его ловить (дети ловят руками).

Давайте возьмём полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).- Кажется, что он похож на подушку, на шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым.

Воспитатель-  Интересно, почему? (ответы).

Воспитатель - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрутили его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Воспитатель - А давайте проверим!

 (Опыт№2)

Воспитатель: Посмотрите перед вами стоят стаканчики с водой и лежат трубочки. Как вы думаете, что мы можем сделать, что бы  всем было видно, что внутри нас есть воздух.

 Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

 - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. Раз мы  теперь знаем, что в нас есть воздух,  скажите, для чего он нам вообще нужен (ответы детей). Значит  можно уверенно сказать, что в нас есть воздух.

Опыт№3

Воспитатель- А как вы думаете, воздух имеет вес?

Посмотрите, что у меня в руках?. (к трубочке  из под коктейля, привязаны  с двух сторон по одному шарику).

- Как вы думаете, для чего это?

-Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес?

-Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесил одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?

Дети: Шарик лопнет.

Воспитатель: Сева помоги мне проткни зубочисткой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?

(Из шарика вышел воздух, а конец трубочки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)

Воспитатель- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые..

 Ребята давайте немножко отдохнем. 

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Воспитатель: - Ребята отдохнули теперь прошу вернуться в мою лабораторию. (подходят к столику)

Опыт№4

 Воспитатель - Что это?

Дети: Камушки.

 Воспитатель:- Возьмите в руки камешки, какие они. (твёрдые)    

Дети:(ответы)

Воспитатель: Камень - это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.

  - Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?

Дети: Они тонут.

Воспитатель: Интересно, а почему камешки тонут?

Дети: Потому что они тяжелые.

Воспитатель:- Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут. - Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

Дети: (ответы)

Воспитатель:- Почему вы так думаете?

Опыт №5

Дети: (ответы)

Воспитатель:- А давайте проверим (опускают шарики в таз с водой): - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?

Дети: (ответы).

  Воспитатель:- Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Воспитатель: А теперь подуй (Саша) на шарик, ребята, что происходит с шариком? А если на него подуть сильнее, то шарик плывет быстрее. Когда мы дуем, начинается движение воздуха.

Опыт №6 

Ложится:  кофе,  чеснок, корки апельсина и т.д., потом  убирается и проводится дегустация воздуха   пустых банок.

Воспитатель:  - Ребята, у меня есть красивая баночка.   Сейчас мы с вами угадаем , что в ней лежит, а угадывать будем по запаху, давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.

 - Чем пахнет?

Дети: Апельсином, конфетами, чесноком , жевательной резинкой и т.д.

 Воспитатель:- Ой, я люблю конфеты, апельсины а вы?

Дети: (ответы детей).

  Воспитатель:- Ну-ка подставляйте ладошки я сейчас буду насыпать.  А где же апельсины ? Ребята, баночка пуста.  А пахнет. Как так происходит?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.

Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?

Дети: (ответы). Чистый !!! и Свежий!!!

 

Рефлексия.  Подведение итогов.

Воспитатель: «Игра с воздушным шаром» Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе. (ответы детей)

Передавая шарик друг другу будем говорить - Какой он? Для чего он нужен?

  • воздух прозрачный и невидимый;
  • воздух есть везде;
  • воздух легкий, он легче воды;
  • ветер – это движение воздуха:  
  • не имеет вкуса;
  • не имеет формы;
  • нужен нам, чтобы дышать!

 Воспитатель:- Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так интересно проводить опыты, спасибо вам огромное!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе интегрированного подхода) в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»

Конспект занятия на основе экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Удивительные свойства воды»

К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасн...

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства магнита»

Формирование у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительные свойство магнита».

Цель: выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.Задачи:Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать...