Конспект комплексного занятия для детей с ЗПР в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Транспорт»
материал
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия для детей с ЗПР
в старшей группе компенсирующей направленности
по лексической теме «Транспорт»
Образовательные области: «Познание» (Формирование целостной картины мира), «Познание» (Формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие» (Обучение грамоте).
Цель:Обобщение и закрепление знаний по лексической теме.
Задачи:
- образовательные:
закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: «транспорт», виды транспорта: «воздушный, водный, наземный»; закреплять навык словообразования на основе упражнений в образовании прилагательных от существительных;
закреплять навык составления распространённых предложений с использованием предлогов «по, на»; учить согласовывать числительные с существительными; дифференциация начального звука в словах (гласный-согласный);
закрепить знания детей о сигналах светофора.
коррекционно-развивающие:
активизировать и обогащать словарный запас по теме;
повторить последовательность частей суток;
развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение;
развивать у детей смекалку, сообразительность;развивать мелкую моторику и координацию рук с действием.
воспитательные задачи:воспитывать чувство сопереживания, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду.
Оборудование: Предметные картинки по теме: «Транспорт», карта-схема на пути передвижения Доктора Айболита «Воздух, земля, вода», фигурки (картинки) на магнитной доске для работы (см. по ходу занятия).
Ход занятия
I.Организационный момент.
Вспомнить с детьми время года и название текущего зимнего месяца.
II.Вводная часть.
Дефектолог рассказывает детям, что на острове заболели зверята. Доктору Айболиту нужно ехать к зверятам.
Дидактическая игра «Подбери транспорт».
Дефектолог предлагает детям расставить на большой карте-схеме, изображающей воздух, землю, воду, предметные картинки воздушного, наземного и водного транспорта. Объяснить свой выбор.
III.Основная часть.
1.Игра на магнитной доске «Доктор Айболит спасает зверят».
На магнитной доске выставлены картинки - дом, река, лес с железной дорогой, горы, остров с детёнышами зверей.
Дефектолог рассказывает детям, что на острове заболели зверята. Доктору Айболиту нужно ехать к зверятам, но для этого необходимо преодолеть много препятствий на пути:
переплыть реку,
проехать через густой лес,
перелететь высокие горы,
спуститься на остров.
Задание: детям выбрать транспорт для передвижения Доктора Айболита на разных участках пути. Затем проиграть передвижение Доктора Айболита до острова, оречевляя свои действия. (Игра проводится с каждым ребёнком индивидуально).
2. Упражнение для пальчиков«Лодка».
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Упражнение для пальчиков «Пароход»
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка!
3. Дефектолог: Снова нужно помочь Доктору Айболиту собрать транспорт для путешествия.
Посмотрите у вас в конвертах части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, соединяя элементы, собрать и назвать, что у вас получилось. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары). У того, кто правильно соберёт картинку, получится верный числовой ряд.
Задания с числовым рядом:
Прямой счёт;
Обратный счёт;
Счёт от заданного числа;
«Назови соседей числа».
Счёт по карточкам-схемам
Дефектолог: Нужно посчитать любой транспорт, следите за окончаниями (транспорт распределён в квадратах в нужном количестве).
Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка(в зависимости от уровня развития детей).
Дидактическое упражнение: «Продолжи узор».
4. Подвижная игра «Грузовик»
Грузовик песок везёт,
Останавливаются, разводят руками,
Удивляется народ: делают удивленные лица
«Вот так чудо – чудеса
Два раза наклоняют голову вправо влево
В нём песок под небеса».
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Физминутка «Светофор».
- Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения. Красный цвет – стоим, желтый – готовимся (хлопаем), зеленый – идем (шаг на месте).
5. Дидактической упражнение «Части суток». Повторение последовательности.
6.Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит»
Взрослые звери принесли подарки Доктору Айболиту, за то, что он приехал и вылечил их детёнышей.
7.Дидактическое упражнение «Гласный-согласный»: дифференциация начального звука в словах. (подарки для Доктора Айболита: мяч, апельсин, носки, удочка, овощи, матрёшка) Доктор Айболит повезёт на красном воздушном шаре только те подарки, которые начинаются с гласного звука.
IV.Заключительная часть
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Подбор слов, противоположных по значению словам: грустный, больной, злой и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Волшебная страна" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Насекомые"
В игровой форме дети закрепляют и пополняют знания по лексической теме "Насекомые"...
Конспект занятия "Мой город Ейск" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Мой город"
Сейчас очень важно воспитывать любовь и уважение к малой родине, знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по ко...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Весна»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Весна» Цель занятия: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать предс...
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»...
Конспект итогового фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии людей»
Цель:Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях. Коррекционно-образовательные цели.Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и ор...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Транспорт»
В конспекте представлен материал, игры и упражнения по расширению, активизации словаря по теме: «Транспорт», совершенствованию фонематических процессов, навыков звуко-слогового...
Конспект лексико – грамматического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные»
Занятие разработано для детей старшего возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). На данном занятии используются упражнения по здоровьесбережению и следующих здоровьес...