Организация непосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы. Интегрированное занятие «Путешествие в морское царство»
Цель: закрепить знания о морских обитателях.
Задачи занятия:
Образовательные:
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с помощью песка (песочной анимации и элементами аппликации песком), совершенствовать навыки рисования пальчиками.
Учить детей различать и называть цвета (желтый, зеленый, красный, синий);
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление и воображение дошкольников.
Развивать речь, пополнять активный словарь, сенсорную чувствительность, глазомер, творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
Воспитывать чуткость, эстетический вкус, доброжелательность, самостоятельность, интерес к рисованию, опрятность.
Предварительная работа:
Рассмотрение картинок и иллюстраций с изображением моря;
чтение художественной литературы о морских обитателях;
просмотр детских телепередач и мультипликационных фильмов о море и морских обитателях.
Материал:на каждого ребенка тарелочка с клеем ПВА, кисточка для клея, салфетка, шаблон рыбки белого цвета, тарелочка с цветным песком, салфетка для рук. Стол для рисования песком, песок для песочной анимации.
Ход занятия в средней группе детского сада
Дидактическая игра «Опиши картину»
Воспитатель- Ребята, нам сегодня предстоит необыкновенное путешествие в подводный мир и встреча с его обитателями! Представьте, что это морское дно и в нем живут обитатели моря. Давайте вспомним их названия и расскажем о них.
Вот плывет белая, круглая (показывая на медузу ожидая ответы детей)
Дети- Медуза!
Воспитатель- Что вы можете рассказать о медузе?
Дети- Медузы загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов!
Воспитатель- На что она похожа?
Дети- Она похожа на зонтик.
Воспитатель- Скажите, какие бывают медузы?
Дети- Медузы бывают разных цветов, а некоторые медузы светятся. Медуз нельзя трогать руками. Они могут обжечь, т. к. в щупальцах находится яд.
Воспитатель- Ребята, скажите кто изображен здесь? (Показываю на морскую звезду)
Дети- Морская звезда.
Воспитатель- Сколько у нее лучей?
Дети- У морской звезды пять лучей. На каждом луче расположены присоски, с помощью которых звезда передвигается.
Воспитатель- Где расположен рот у морской звезды?
Дети- Рот у морской звезды расположен в центре с нижней стороны.
Воспитатель- Какие бывают звезды?
Дети- Звезды бывают разные по цвету и размеру.
Воспитатель- Молодцы! - Ребята, как вы думаете, почему, морская звезда так называется?
Дети- Потому что она имеет форму звезды.
Воспитатель- Посмотрите, кто спрятался в уголке? (показываю на морского конька)
Дети- Морской конек.
Воспитатель- На кого он похож?
Дети- Морской конек похож на маленького дракончика.
Воспитатель- А как они плавают?
Дети- Морские коньки не очень хорошо плавают и большую часть жизни проводят на водорослях, зацепившись за них гибким хвостиком.
Воспитатель- А чем питаются морские коньки?
Дети- Морскими водорослями?
Воспитатель- А кто же здесь играет в песочке? (показываю на осьминога)
Дети- Осьминог
Воспитатель- Расскажите о нем?
Дети-У осьминога три сердца и восемь ног- щупалец. На щупальцах расположены присоски.
Воспитатель- А есть ли кости в теле осьминога?
Дети- В теле осьминога нет костей.
Воспитатель-Хорошо, молодцы! - Посмотрите, кто еще здесь играет в песочке? (показываю на краба)
Дети- Краб. У краба тело покрыто твердым панцирем.
Воспитатель- Сколько у него пар ножек?
Дети- У краба пять пар ножек, передние ножки – это клешни.
Воспитатель- Как крабы передвигаются?
Дети- Боком.
Воспитатель- Чем питаются крабы?
Дети- Крабы – дворники морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб и очищают море.
Воспитатель- Что еще есть на морском дне? Как вы думаете? (показываю на камешки).
Дети- Камешки!
Воспитатель- Здесь они какие?
Дети- Большие и маленькие!
Воспитатель- А скажите, что это такое зеленое?
Дети- Морские водоросли.
Воспитатель- Да, это морские водоросли, морская травка.
Воспитатель- Что еще есть на дне океана? (показываю на песок)
Дети- Песок!
Воспитатель- Молодцы, вы оказывается много знаете про морских жителей. А сейчас я, предлагаю вам посмотреть, как можно изобразить подводный мир и его обитателей при помощи песка. Двигаемся дальше и отправляемся с вами в необычную, песочную страну.
Воспитатель- Все девчонки и мальчишки,
Знаю точно, любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там, где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Хотите очутиться там вместе со мной?
Дети садятся на стулья, закрывают глаза, говорят слова вместе с воспитателем:
1,2,3 – мы все замрем, в мир подводный попадем.
Воспитатель- Открываются глаза, начинаются чудеса.
Просмотр видео сопровождается рассказом воспитателя.
Посмотрите, мы очутились в необыкновенном удивительном песочном мире. В этом мире все из песка. Здесь песочное солнце, песочные рыбы, песочные птицы, песочные волны и конечно песочный океан. Вдруг темнеет все вокруг, и мы, опускаемся на морское дно. Посмотрите, здесь необыкновенные растения, они называются водоросли, и они тоже из песка. Очень много морских жителей обитает в океане. Морской конек, морской еж, даже морская звезда, они тоже все из морского песка. Посмотрите, какие красивые песочные медузы, красота. Большая и маленькая. Вот какие чудеса можно сделать из песка.
Воспитатель- Сегодня, я хочу пригласить вас в свой песочный мир. Хотите со мной туда отправится? А полетим мы туда на облаках.
А помогать нам будет попутный ветер. (звук ветра)
Детский сад наш изменился
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать.
(Дети подходят к столу для рисования песком.)
Воспитатель- Прилетели мы, в мое подводное царство. В моем подводном царстве, как и в любом царстве, есть свои правила. Давайте вспомним их:
Дети- Здесь нельзя толкаться, драться
И песком нельзя кидаться.
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря-
Чтобы жизнь вокруг была!
Чтобы ни в глаза, ни в рот
Нам песок попасть не смог.
Аккуратно надо сыпать,
Чтоб песчинки не рассыпать
Никого не обижать, ничего не разорять!
Воспитатель: Всем правила понятны!
Дети- Да!
Воспитатель предлагает детям порисовать на песке.
Воспитатель- Когда дует ветерок то на море появляются волны, давайте их нарисуем на песочке. (Я показываю, а вы внимательно смотрите, потом повторяете за мной. Воспитатель показывает каждый элемент отдельно.) Берем указательный пальчик и рисуем волнистую линию.
- А теперь мы погружаемся на самое дно и нарисуем морские камешки - складываем ладошку в кулачок и кулачком рисуем большие камешки. Прижимаем кулачком песочек. И круговыми движениями рисуем вот так, повторяйте за мной.
- Теперь попробуем нарисовать камешки маленькие. Их мы будем рисовать указательным пальчиком. Рисуем очень красиво.
-А еще нам надо нарисовать морские растения. Как они называются? Правильно, водоросли. Рисуем указательным пальчиком, догоняйте мой пальчик. Молодцы. А теперь давайте стряхнем песок со своих ручек.
Молодцы, вы так красиво рисовали волны, а еще что мы рисовали? Правильно камешки, большие и маленькие. Еще морские водоросли
Ребята, пришло время заселять наше морское царство. Кто же живет в море.
Дети: Рыбы.
Воспитатель: Скажите мне, дети, вы ничего не слышите? Я слышу плеск воды. (Воспитатель достает аквариум с рыбкой). Посмотрите, кто к нам приплыл. Это рыбка. Какая она? Что есть у рыбки? (дети называют части тела рыбки).
Ребята, мне кажется, что рыбке очень одиноко и грустно, как вы думаете почему?
Ответы детей: Она не улыбается, ей не с кем играть, она одна и у нее нет друзей.
Воспитатель: Давайте покажем рыбке, как мы умеем играть, а она будет учиться у нас.
Физкультурная минутка
Рыбка плавает в водице (Складываем ладошки и имитируем волнистые движения рыбки)
Рыбке весело нырять.
Рыбка, рыбка озорница (ругаем рыбку указательным пальцем)
Мы хотим тебя поймать. (Хлопаем в ладошки)
Рыбка спинку изогнула, (Сложенными вместе ладошками изображают, как плавают рыбки)
Крошку хлебную взяла, (Делают хватательные движения обеими руками
Рыбка хвостиком махнула, (Волнистые движения руками)
Очень быстро уплыла. (Ладошками изображают, как плавают рыбки)
Воспитатель: Рыбка еще грустная, я думаю, ей нужны друзья рыбки. Мы с вами можем помочь рыбке, сделать ей друзей рыбок. Я вас приглашаю пройти за мной. Садитесь за стол.
Детские столы подготовлены к работе: на каждого ребенка тарелочка с клеем ПВА, кисточка для клея, салфетка, шаблон рыбки белого цвета, тарелочка с цветным песком.
Воспитатель показывает детям шаблон белой рыбки – спрашивает, какого цвета рыбка, наверное, грустно быть белой рыбкой, предлагает детям раскрасить рыбку, но в песочной стране нет ни карандашей, ни краски. Есть только волшебный цветной песок и с помощью цветного песка и клея мы будем рисовать наших рыбок.
Воспитатель показывает и вместе с детьми выполняет работу. Шаблон рыбки кладем перед собой на салфетку, берем клей и наносим на шаблон рыбки. Прижимаем клей на рыбку, вот так, вот так. Наносим клей на всю поверхность рыбки. А теперь посыпаем рыбку цветным песком.
Воспитатель если надо помогает детям. После того, как дети намазали клеем шаблон рыбки, берут цветной песок и присыпают им рыбку. По окончании работы воспитатель по очереди спрашивает у детей, какого цвета у кого получилась рыбка.
Посмотрите, какая красивая у меня получилась рыбка, какого цвета?
Затем воспитатель разместил рыбки на аквариуме.
Вот наша рыбка обрадовалась, ей теперь будет весело с друзьями, и грустить ей будет некогда.
Ну, а нам пора прощаться с песочной страной.
Итог. Рефлексия
Давайте возьмем наши облака и вернемся обратно в детский сад, а ветерок нам поможет. (Звучит запись ветра).
В песочной стране побывали мы с вами,
Полна она сказками и чудесами…
За руки друг друга мы крепко возьмем,
Из сказки домой мы в наш сад попадем!
Воспитатель - Вот такое интересное путешествие у нас получилось.
Ребята, в какое путешествие мы с вами отправлялись? (Ответы детей)
О ком говорили? (Ответ детей)
Что вам понравилось? (ответ детей)