«Использование мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников»
методическая разработка
Тема: «Использование мнемотаблиц в музыкальной деятельности дошкольников»
Цель: познакомить участников мастер-класса с опытом организации и проведения музыкальной деятельности с использованием мнемотехники.
Задачи:
- Расширение знаний педагогов через знакомство с мнемотаблицами;
- Повысить уровень мастерства педагогов;
- Способствовать развитию интереса к музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 187.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350
тел. 8(34940) 2-19-20, raduga-taz@mail.ru
Конкурс педагогического мастерства
Номинация «Воспитатель года – 2020»
Мастер-класс
Тема: «Использование мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников»
Составитель: Музыкальный руководитель
Борисова Ольга Валерьевна
п. Тазовский
2020 год
Тема: «Использование мнемотаблиц в музыкальной деятельности дошкольников»
Цель: познакомить участников мастер-класса с опытом организации и проведения музыкальной деятельности с использованием мнемотехники.
Задачи:
- Расширение знаний педагогов через знакомство с мнемотаблицами;
- Повысить уровень мастерства педагогов;
- Способствовать развитию интереса к музыкальной деятельности.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.
Форма проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть с элементами презентации;
2. Практическая часть.
Оборудование и материалы:
- Слайдовая презентация;
- Мольберт – 2 шт;
- Листы с расчерченной сеткой для мнемотаблицы;
- Фломастеры.
Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов, методическая литература.
Теоретическая часть
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, потому что, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкрепило наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
На музыкальных занятиях сталкиваюсь с проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.
И как же мы можем помочь детям? Ответы я нашла в методике мнемотехники.
Что же такое мнемотехника? Обратите внимание на слайд. Одна из составляющих мнемотехники – это мнемотаблицы. При работе с мнемотаблицей для разучивания песен придерживаюсь следующих принципов.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Одна из составляющих мнемотехники – это мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, которая способствует более быстрому запоминанию слов и разучиванию песен. И сегодня я хочу представить разучивание песен с использованием такой мнемотаблицы.
Принцип работы по разучиванию песни:
1. Прослушивание новой песни.
2. Беседа о характере песни и ее содержании.
3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.
4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.
5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
6. Исполнение с образными движениями (без мнемотаблиц).
Суть мнемотаблицы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В мнемотаблицах к песням используются маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями. Например: разучивание попевки «Теремок»
Этапы разучивания попевки идут в таблице слева на права.
Практическая часть
Для начала я вам предлагаю сыграть в игру «Угадай мелодию». Кто угадал, выходят ко мне, садятся за столы.
Игра «Угадай мелодия» для выбора участников
- «Последняя электричка»
- «В траве сидел кузнечик»
- «Дважды два четыре»
- Королева красоты»
- «Вместе весело шагать»
- «Чему учат в школе»
- Облака белогривые лошадки»
- «Дружба крепка»
Уважаемые участники, а сейчас я предлагаю самим разучить попевку, используя мнемотаблицу.
1 задача.
Вам необходимо нарисовать мнемотаблицы самостоятельно.
Перед вами уже начерченные таблица, фломастеры и текст попевок, образец составленой мнемотаблицы.
И следуя рекомендациям составьте мнемотаблицу для предложеной вам попевки.
Каждая команда составляет мнемотаблицу (Попевка «Колобок», «Маша и медведь»)
Работа с залом
Пока команды выполняют задание, я предлагаю вам посмотреть, как мы с детьми разучиваем песню по живой мнемотаблице и попробовать самим разучить песню.
Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.
Сначала я пою вы меня слушаете, далее я пою по фразам, а вы помогаете допеть фразу там, где я останавливаюсь. В третий раз поете самостоятельно.
Внимание на экран.
Просмотр и разучивание песни по живой мнемотаблице с залом (Песня «Весна» Г. Фрида)
Наши команды готовы, ваша задача выйти с составленными вами таблицами и пропеть по ним попевки, я буду вам аккомпанировать. Но для начала нам нужно поработать над дыханием и артикуляцией:
- Нюхаем цветочки, вдыхаем их аромат (вдох);
- Прилетела пчелка и села на цветок (ззззззз);
- По полю гуляли лошади (сначала большая, которая шла медленно и маленькая, которая идет медленно);
Теперь мы готовы к распеванию.
Каждая команда пропевает свою попевку
Следующая задача, это игровое распевание, которое очень нравится детям, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.
Команда распевки «Колобок», два человек будут петь за зверят «Здравствуй милый колобок, ты куда спешишь дружок», а другие два человека будут колобками «По тропинке я скачу и качу куда хочу»
Зверята у нас какие? Большие, они все хотели съесть колобка по сказке, значит мы поем средним голосом (низким мы не поем), нужно изобразить зверят не только голосом, но и мимикой, и жестом. (пение + театральная деятельность). А колобок какой? Маленький, круглый, милый, значит он поет высоким голосом, с улыбкой.
Пропевает 1 команда.
А сейчас команда распевки «Маша и медведь» задача та же самая.
Медведь у нас какой? Большой, косолапый, идет вразвалочку. Поем средним голосом. А маша? Маленькая, легкая, хитрая, так провела медведя. Поем высоким голосом.
Пропевает 2 команда.
Молодцы! Давайте себе поаплодируем. Спасибо за участие.
Рефлексия: все участники встают в круг, по кругу передается колокольчик, и каждый участник высказывает свое мнение одним словом о прошедшем мастер-классе.
Заключительная часть
Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню. Пение – наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, а также повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики.
Таки образом, использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и запомнить стихотворение, рассказ или песню.
Мониторинг на начало 2018– 2019 учебного года
Мониторинг на конец 2018- 2019 учебного года
В дельнейшем я планирую использовать мнемотаблицы и в других видах музыкальной деятельности. (например, слушание музыки, музыкально-ритмические движения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников.
Консультация для педагогов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Необходимо использовать эффективные научно-обоснованные пути речевого развития у детей дошкольного возраста, совершенствовать методы и приёмы. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Данна...
Доклад "Использование логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников"
Доклад к педагогическому совету. Текст....
Презентация "Мнемотехника в музыкальной деятельности дошкольников"
Презентация расскрывает особенности работы с мнемотехникой в разных видах музыкальной детельности дошкольников....
Доклад "Использование мнемотехники в трудовой деятельности дошкольников"
Использование мнемотаблиц Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует усиленного внимания. В процессе работы с детьми используется множество современных ме...
Презентация «Использование мнемотехники в театрализованной деятельности дошкольников»
Презентация опыта работы на зональном семинаре – практикуме «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОВЗ», для педагогов дошкольных образователь...
"Использование экспериментов в музыкальной деятельности дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...