«Использование мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников»
методическая разработка

Борисова Ольга Валерьевна

 

Тема: «Использование мнемотаблиц в музыкальной деятельности дошкольников»

Цель: познакомить участников мастер-класса с опытом организации и проведения музыкальной деятельности с использованием мнемотехники.

Задачи:

  • Расширение знаний педагогов через знакомство с мнемотаблицами;
  • Повысить уровень мастерства педагогов;
  • Способствовать развитию интереса к музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx187.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940) 2-19-20, raduga-taz@mail.ru

Конкурс педагогического мастерства

Номинация «Воспитатель года – 2020»

Мастер-класс

Тема: «Использование мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников»

Составитель: Музыкальный руководитель

Борисова Ольга Валерьевна

п. Тазовский

2020 год

Тема: «Использование мнемотаблиц в музыкальной деятельности дошкольников»

Цель: познакомить участников мастер-класса с опытом организации и проведения музыкальной деятельности с использованием мнемотехники.

Задачи:

  • Расширение знаний педагогов через знакомство с мнемотаблицами;
  • Повысить уровень мастерства педагогов;
  • Способствовать развитию интереса к музыкальной деятельности.

Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.

Форма проведения мастер-класса: 

1. Теоретическая часть с элементами презентации;

2. Практическая часть.

Оборудование и материалы:

  1. Слайдовая презентация;
  2. Мольберт – 2 шт;
  3. Листы с расчерченной сеткой для мнемотаблицы;
  4. Фломастеры.

Предварительная работа: изучение интернет - ресурсов, методическая литература.

Теоретическая часть

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, потому что, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкрепило наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

На музыкальных занятиях сталкиваюсь с проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.

И как же мы можем помочь детям? Ответы я нашла в методике мнемотехники.

Что же такое мнемотехника? Обратите внимание на слайд. Одна из составляющих мнемотехники – это мнемотаблицы. При работе с мнемотаблицей для разучивания песен придерживаюсь следующих принципов.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Одна из составляющих мнемотехники – это мнемотаблицы.  

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, которая способствует более быстрому запоминанию слов и разучиванию песен. И сегодня я хочу представить разучивание песен с использованием такой мнемотаблицы.

Принцип работы по разучиванию песни:

1. Прослушивание новой песни.

2. Беседа о характере песни и ее содержании.

3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.

4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.

5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.

6. Исполнение с образными движениями (без мнемотаблиц).

Суть мнемотаблицы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В мнемотаблицах к песням используются маленькие картинки (изображения): схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями. Например: разучивание попевки «Теремок»

Этапы разучивания попевки идут в таблице слева на права.

Практическая часть

Для начала я вам предлагаю сыграть в игру «Угадай мелодию».  Кто угадал, выходят ко мне, садятся за столы.

Игра «Угадай мелодия» для выбора участников

  1. «Последняя электричка»
  2. «В траве сидел кузнечик»
  3. «Дважды два четыре»
  4. Королева красоты»
  5. «Вместе весело шагать»
  6. «Чему учат в школе»
  7. Облака белогривые лошадки»
  8. «Дружба крепка»

Уважаемые участники, а сейчас я предлагаю самим разучить попевку, используя мнемотаблицу.

1 задача.

Вам необходимо нарисовать мнемотаблицы самостоятельно.

Перед вами уже начерченные таблица, фломастеры и текст попевок, образец составленой мнемотаблицы.

И следуя рекомендациям составьте мнемотаблицу для предложеной вам попевки.

Каждая команда составляет мнемотаблицу (Попевка «Колобок», «Маша и медведь»)

Работа с залом

Пока команды выполняют задание, я предлагаю вам посмотреть, как мы с детьми разучиваем песню по живой мнемотаблице и попробовать самим разучить песню.

Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.

Сначала я пою вы меня слушаете, далее я пою по фразам, а вы помогаете допеть фразу там, где я останавливаюсь. В третий раз поете самостоятельно.

Внимание на экран.

Просмотр и разучивание песни по живой мнемотаблице с залом (Песня «Весна» Г. Фрида)

Наши команды готовы, ваша задача выйти с составленными вами таблицами и пропеть по ним попевки, я буду вам аккомпанировать. Но для начала нам нужно поработать над дыханием и артикуляцией:  

  • Нюхаем цветочки, вдыхаем их аромат (вдох);
  • Прилетела пчелка и села на цветок (ззззззз);
  • По полю гуляли лошади (сначала большая, которая шла медленно и маленькая, которая идет медленно);

Теперь мы готовы к распеванию.

Каждая команда пропевает свою попевку

Следующая задача, это игровое распевание, которое очень нравится детям, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.

Команда распевки «Колобок», два человек будут петь за зверят «Здравствуй милый колобок, ты куда спешишь дружок», а другие два человека будут колобками «По тропинке я скачу и качу куда хочу»

Зверята у нас какие? Большие, они все хотели съесть колобка по сказке, значит мы поем средним голосом (низким мы не поем), нужно изобразить зверят не только голосом, но и мимикой, и жестом. (пение + театральная деятельность). А колобок какой? Маленький, круглый, милый, значит он поет высоким голосом, с улыбкой.

Пропевает 1 команда.

А сейчас команда распевки «Маша и медведь» задача та же самая.

Медведь у нас какой? Большой, косолапый, идет вразвалочку. Поем средним голосом. А маша? Маленькая, легкая, хитрая, так провела медведя. Поем высоким голосом.

Пропевает 2 команда.

Молодцы! Давайте себе поаплодируем. Спасибо за участие.

Рефлексия: все участники встают в круг, по кругу передается колокольчик, и каждый участник высказывает свое мнение одним словом о прошедшем мастер-классе.

Заключительная часть

Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню. Пение – наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, а также повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики.

Таки образом, использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и запомнить стихотворение, рассказ или песню.

Мониторинг на начало 2018– 2019 учебного года

Мониторинг на конец 2018- 2019 учебного года

В дельнейшем я планирую использовать мнемотаблицы и в других видах музыкальной деятельности. (например, слушание музыки, музыкально-ритмические движения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Необходимо использовать эффективные научно-обоснованные пути речевого развития у детей дошкольного возраста, совершенствовать методы и приёмы. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Данна...

Презентация "Мнемотехника в музыкальной деятельности дошкольников"

Презентация расскрывает особенности работы с мнемотехникой в разных видах музыкальной детельности дошкольников....

Доклад "Использование мнемотехники в трудовой деятельности дошкольников"

Использование мнемотаблиц Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует усиленного внимания. В процессе работы с детьми  используется множество современных ме...

Презентация «Использование мнемотехники в театрализованной деятельности дошкольников»

Презентация опыта работы на зональном семинаре – практикуме «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»,  для педагогов дошкольных образователь...