Опыт работы по теме "Развитие культуры общения старших дошкольников в играх - экспериментирования"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Мизюлина Марина Валерьевна

"Развитие культуры общения старших дошкольников в играх - экспериментироввания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Другими словами, культура общения - это речевое мастерство, которое выражается в умении выразительно, вежливо излагать свои мысли.

В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие», и предполагает: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [27].

Проблема развития культуры общения у дошкольников актуальна, так как, к сожалению, у современных дошкольников отмечается низкий уровень культуры речевого общения, что влечет за собой и упадок их общей культуры. Поэтому очень важно начинать развитие культуры общения с раннего детства, только тогда этот процесс будет эффективным.

Одним из средством развития культуры общения старших дошкольников является игра-экспериментирование, так как в ней

Немало исследований посвящено проблеме развития культуры общения детей дошкольного возраста: Н.В. Клюева [10], Е.О. Смирнова [25], М.И. Лисина [15], Р.С. Буре [3], А.А. Леонтьев [14], М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова [9] и др., авторы  раскрываются теоретические основы развития речи, речевого общения и воспитания культуры речевого общения у детей дошкольного возраста, описывают цели, задачи и методы в различных возрастных группах.

Так же существуют работы О.В. Дыбиной [8], И.Э. Куликовской [11], Л.Н. Прохоровой [22], Л.В.  Рыжовой [24], в которых представлена методика организации игр-экспериментов в детском саду, приводятся их готовые конспекты, раскрывается значение игр-экспериментов во всестороннем развитии дошкольников.

Цель исследования - рассмотреть особенности организации процесса развития культуры общения старших дошкольников в игре-экспериментировании.

Объект работы – культура общения старших дошкольников.

Предмет – процесс развития культуры общения старших дошкольников в игре-экспериментировании.

Гипотеза исследования – предположим, что игра-экспериментирование будет являться эффективным средством развития культуры общения старших дошкольников.

Для раскрытия поставленной цели в работе были определены следующие задачи:

- теоретически обосновать проблему развития культуры общения в игре-экспериментировании;

- рассмотреть особенности диагностических методик, направленных на выявление уровня  развития культуры общения старших дошкольников;

- разработать комплекс мероприятий по развитию культуры общения  старших дошкольников в игре-экспериментировании.

Методы исследования - теоретические (обобщение, систематизация, анализ, синтез).

Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащей 30 источников и приложения.

Глава 1. Теоретический аспект развития культуры общения старших дошкольников в игре-экспериментировании

1.1. Понятие и сущность культуры общения дошкольников

Общение является важным фактором формирования личности ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Существуют различные определения термина «культура общения», например, Н.В. Клюева считает, что: «общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера» [10, с. 12].

М.И. Лисина под общением понимает: «взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата» [15, с. 10].

А.А. Бодалев рассматривает общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установки взаимоотношений между людьми» [1, с. 23].

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных учреждениях дошкольников приучают к вежливости, проявлению внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения [7, с. 92].

Общение имеет свою структуру, одним из компонентов которой является культура общения. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту [10, с. 25].

По мнению Е.Ю. Яницкой, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям, проявляется в вежливости и тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи) [30, с. 7].

Культура общения в педагогике понимается как: «система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения» [28, с. 71].

В словаре по психологии и педагогике культура общения характеризуется как: «система знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях общения, основы которой закладываются в семье и образовательных учреждениях» [6, с. 121].

С.В. Петерина рассматривает культуру общения как одну из составляющих культуры поведения, наряду с культурой деятельности и с  культурно-гигиеническими навыками [23, с. 10].

Культура общения предусматривает: «выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции» [54, с. 16].

Культура общения ребёнка дошкольного возраста, как указывает А.В. Хуторской - это знания, навыки, и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами – регуляторами, выработанными обществом. Это важнейший показатель воспитанности ребёнка и такой уровень сформированных черт характера и действий, который позволяет эффективно решать задачи взаимодействия с другими людьми [28, с. 70].

По мнению А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, изучавших проблему развития общения, содержание понятия культуры общения дошкольников включает умение проявлять согласие в совместной деятельности и достигать общего результата, используя эмоциональные, поведенческие, коммуникативные средства. Проявление данных средств является необходимым условием развития культуры общения детей [30, с. 8].

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с развитием культуры общения детей.

Таким образом, развивать у дошкольника культуру общения, значит  воспитывать такие его качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. В старшем дошкольном возрасте в психике ребенка появляются новые образования, такие как: произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, а следовательно и способность управлять своим поведением, изменения в образе-Я, переход отношений со сверстниками на принципиально новый уровень: переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой. Ведущей потребностью в старшем дошкольном возрасте становиться потребность в общении и творческая активность, ведущей деятельностью - сюжетно-ролевая игра [9, с. 53].

Происходит совершенствование навыков обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Так же старшие дошкольники уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают: «осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения» [9, с. 54]. 

У детей старшего дошкольного возраста, в отличие от младших и средних дошкольников, отношения со сверстниками и взрослыми сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребёнка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-практическая [23, с. 318]. В этот период складываются основные черты морального облика ребёнка, которые проявляются в течение всей последующей жизни.

Основные нравственные качества, которые отражают культуру общения человека и которые воспитываются у детей с дошкольного возраста это:

1) Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без вежливости невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.

2) Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.

3) Предупредительность – необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

4) Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

5) Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость [10, с. 28].

В соответсвии с выделенными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста и должна выстравиваться вся деятельность педагога при организации процесса обучения и воспитания.

Исследования М.И. Лисиной, С.В. Петериной показали, что воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста определяет развитие следующих компонентов:

- знания норм и правил общения;

- умение общаться с окружающими;

- желание ребёнка вступать в контакт;

- способность к гуманному проявлению эмоций [15, с. 46].

Эффективность воспитания культуры общения зависит от сформированности у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к овладению правилами культуры общения, отношения и профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения и родителей.

М.В. Ильяшенко указывает на то, что в вопросах воспитания культуры общения дошкольников ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центрального звена развития ребёнка. А одним из направлений развития культуры общения ребёнка становится его взаимодействие со взрослыми – родителями и педагогом детского сада. Взрослый для ребёнка – эталон поведения, поступков, пример для подражания. В процессе взаимодействия с детьми он должен проявлять мудрость, культуру, честность, великодушие, способность к компромиссу, терпению, жертвованию. Эти качества ребёнок впоследствии начинает проецировать и на взаимоотношения с другими людьми [9, с. 56].

Таким образом, культура общения представляет собой сложное и многогранное явление, изучением которого занимаются представители разных наук – психологии, педагогики, лингвистики, философии, социологии, культурологии. Культура общения включает в себя способы взаимодействия людей в соответствии с принятыми социальными нормами, выражаемые прежде всего, через поведение и речь человека. Сущность культуры общения раскрывается в ее функциях, она выполняет аксиологическую, нормативную воспитательную и регулятивную функции. Формирование культуры общения является одной из важных задач воспитания, реализуемое через усвоение родного языка, поскольку речь выступает основой общения.

1.2. Характеристика игры – экспериментирования и ее возможности в развитии культуры общения старших дошкольников

Детское экспериментирование является активной деятельностью, в которой дети становятся субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями» [22, с. 12].

Н.Н. Поддьяков определяет экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности. Именно Н.Н. Поддьяков выделил детское экспериментирование как  особую форму исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития [21, с. 83].

Согласно Л.Н. Вахрушевой, познавательная задача экспериментирования должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе эксперимента дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря экспериментированию у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения [5, с. 74].

В организации и проведении экспериментирования выделяют такие этапы, как:

- постановка проблемы (задачи);

- поиск путей решения проблемы (целеполагание);

- выдвижение гипотез;

- проверка гипотез;

- обсуждение результатов;

- формулировка выводов [16, с. 10].

Л.Н. Прохорова говорит о том, что: «экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности» [22, с. 19].

Структурным элементам экспериментирования являются: цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка [22, с. 21].

Существует классификация экспериментов.

Так, по характеру объектов, используемых в эксперименте выделяют: опыты с растениями, с животными, с объектами неживой природы, а также опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов выделяют эксперименты: в групповой комнате, на участке, в лесу и т. п.

По количеству детей эксперименты бывают: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине проведения эксперименты выделяются: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс эксперименты бывают: эпизодические (проводимые от случая к случаю) и систематические.

По продолжительности: кратковременные (5—15 минут) и длительные (свыше 15 минут).

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач [4, с. 334].

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

В связи с этим эксперимент в ДОУ должен отвечать следующим требованиям:

«1. Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

2. Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.

3. Показ только существенных сторон явления или процесса.

4. Отчетливая видимость изучаемого явления.

5. Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента» [11, с. 34].

Методами и приемам реализации экспериментирования являются: показ, объяснение, проведение простых опытов и экспериментов, наблюдения, сравнения, чтение познавательной литературы, просмотр презентаций, познавательных роликов, беседы познавательного характера.

Для успешной реализации эксперимента необходимо иметь хорошо оборудованную, насыщенную предметно-пространственную среду. Для старшей группы в уголке экспериментирования должны находиться различные материалы для исследований (песок, глина, чернозем), образцы минералов, камни различной структуры и величины (гравий, гранит, керамзит). А так же: семена на зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис),

лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья, кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа, сахар, лимонная кислота и т.д. Различные емкости (кружки, тарелочки, стаканчики, формочки, пробирки, весы, ступа и пестик, увеличительные стекла, лупы, микроскоп, компас, градусники, различные часы, сантиметр, бинокль, жгут, бинты, салфетки, калька, наждачная бумага, пипетки, пенопласт, поролон, вата, желуди, каштаны, кусочки стекла, дерева, металла, разные виды бумаги, подборка энциклопедий «Зачем и почему?»; «Все обо всем», «Сто тысяч почему» [24, с. 7].

При помощи общения дети взаимодействуют друг с другом и со взрослыми, поэтому своевременное и правильное развитие культуры общения является необходимым условием формирования личности ребёнка. А так как общение пронизывает любую деятельность дошкольника, то и экспериментирование является не исключением. Ведь игра-экспериментирование является одной из форм интеллектуального и речевого развития. Именно через игры-эксперименты старшие дошкольники знакомятся с окружающим миром. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

В процессе игр-экспериментов словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Новые слова способствуют усвоению понятий, закреплению новых знаний и представлений. Необходимо не только расширять словарь ребёнка, но и включать углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойство и качества предметов, их многофункциональность, смысловые отношения (синонимы: холод – мороз).

Познавательно-исследовательская деятельность  многогранна – это занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей развивающие и творческие игры, элементарные опыты в детской творческой лаборатории.  Чтобы правильно ответить на вопросы ребёнок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, согласовывать их в окончаниях, пользоваться распространёнными предложениями, высказывать свои мысли [16, с. 32].

Так же в ходе игры-экспериментирования дети развивают умения вежливо общаться друг с другом, выслушивать мнение другого, не перебивать, вежливо задавать вопрос, внимательно слушать ответ, попросить педагога что-то объяснить, переспросить при необходимости, выразить свое мнение, возразить, добиться, чтобы тебя поняли, а так же: самостоятельно приобрести недостающие знания из разных источников, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развить коммуникативные умения, работая в различных группах, распределить функции в парной работе, договориться, дождаться своей очереди, адекватно ответить на агрессию со стороны другого, помочь, попросить помощи, поделиться своим (не жадничать), если требует общее дело, выступить с инициативой (вербально), увлечь других (организовать), выразить свое отношение (эмоции) так, чтобы другие поняли [16, с. 33].

Таким образом, все перечисленное говорит о том, что в процессе игры-эксперимента старшие дошкольники приобретают способность не только: «видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически, что будет способствовать развитию его познавательных интересов», но и служить эффективным средством развития культуры общения [16, с. 10].

Выводы по первой главе

Таким образом, понятие и сущность культуры общения дошкольников достаточно хорошо изучена, ею занимались такие ученые как Л.А. Венгер [6], А.А. Бодолев [1], М.И. Лисина [10] и мн.др. Культуру общения детей дошкольного возраста развивают в каждой деятельности. В структуру культуры общения входят такие умения детей дошкольного возраста как: желание вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, умение организовать общение: умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими, умение работать в группе, умения использовать вербальные и невербальные средства общения (жесты, мимику, интонацию) [11, с. 58].

Существует множество средств развития культуры общения, одним из которых являются игры-эксперименты, которые характеризуются деятельностью, направленной на развитие познавательной активности дошкольников, имеют определенную структуру и методику, в зависимости от возраста дошкольников. В процессе игры-эксперимента, которая предполагает тесное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, старший дошкольник, усваивая знания, обобщая и делая выводы развивает свою культуру общения.

Глава 2. Организация процесса развития культуры общения старших дошкольников в игре-экспериментировании

2.1. Анализ диагностических методик на выявление уровня развития культуры общения старших дошкольников

Цель: изучить диагностические методики, направленные на выявление развития культуры общения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- отобрать диагностические методики;

- изучить стимульные материалы методик;

- рассмотреть особенности проведения методик;

- изучить способы обработки и фиксации результатов диагностики. 

Кртитериями оценивания культуры поведения являются критерии, выделенные А.А. Бодалевым [1], М.В. Ильяшенко, О.С. Ушаковой [9]:

- когнитивный критерий – знание ребёнком речевых норм общения и этикетных норм;

- эмоциональный критерий – принятие и осознание детьми этических и нравственных норм поведения;

- деятельностный критерий – применение навыков культуры общения в повседневной жизни [9, с. 41].

Для оценки развития культуры общения по данным критериям были выбраны такие методики, как:

1) Когнитивный критерий – диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) [26].

Цель методики: изучить уровень понимания детьми норм и правил поведения, определить уровень речевого развития и знание ребёнком норм речевого общения.

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком в два этапа. Стимульным материалом служат сюжетные картинки, содержащиеполярные по своим характеристикам нравственные нормы: I. Доброта-жадность. II. Отзывчивость-равнодушие. III. Дружелюбие-конфликтность. IV. Аккуратность-неаккуратность. V. Вежливость-невнимание к взрослым.

В ходе выполнения задания на первом этапе дети сначала должны распределить картинки по проявлением хорошего и плохого поведения, назвать эмоциональные реакции персонажей. Оценивается правильность распределения картинок и называние чувств.

На втором этапе ребёнку предъявляются картинки с положительной моделью поведения следующих категорий: «доброта», «отзывчивость», «вежливость». По данным картинкам педагог просит описать изображённую ситуацию и сформулировать словесное обращение героя картинки: «Как ты думаешь, что говорит мальчик, угощая друзей конфетами?», «Как утешить девочку, которая плачет на этой картинке?», «Что говорит мальчик женщине на этой картинке?». На данном этапе оценивается воспроизведение ребёнком речевой нормы, советующей ситуации.

2) Эмоциональный критерий – методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетининой) [26]. Целью методики является изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм поведения. Материалом к методике являются неоконченные ситуации, описывающие выполнение и нарушение нравственных черт. Исследование проводится индивидуально. Ребёнку предлагается три ситуации, которые необходимо продолжить (педагог-воспитатель начинает историю, а ребёнок должен ее закончить, описав поведение и поступок детей). Результаты ответов оцениваются по характеру поступка и его аргументации: особенности придуманного поступка говорят о степени принятия ребёнком нравственной нормы, а аргументация поступка – об осознании этой нормы.

3) Деятельностный критерий – протокол наблюдения за культурой общения старших дошкольников, применение им норм речевого этикета и поведения в повседневной жизни. Целью наблюдения является изучение поведенческих навыков культуры общения и поведения старшего дошкольника. Ход проведения: за детьми проводится наблюдение в естественных условиях по следующим показателям:

- употребление в речи этикетных норм и вежливых обращений: приветлив ли ребёнок со сверстниками и взрослыми, сформирована ли у него привычка здороваться, прощаться, умеет ли обращаться вежливо, спокойно; употребляет ли при обращении вежливые слова в большинстве ситуаций;

- безконфликтное поведение: спокоен ли ребёнок, часто или редко возникают конфликты со сверстниками, как ребёнок себя ведёт при этом: уступает, успокаивает, извиняется или кричит, дерётся, обзывает, обращается за помощью к взрослому;

- взаимоотношения в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям, равнодушные, негативные, открытые, избирательные.

Материалы к данным методикам представлены в приложении 1.

Совокупность оценок по всем трём методикам позволяет определить три уровня развития культуры общения старших дошкольников.

Высокий уровень – ребёнок хорошо знает нормы поведения, может о них рассказать, верно оценивает поступки с точки зрения нравственности, правильно определяет эмоциональные реакции, знает и называет речевые нормы общения. Ребёнок не только владеет речевым этикетом и без напоминания его использует, доброжелателен, инициативен в общении со сверстниками и со взрослыми.

Средний уровень – ребёнок усвоил большинство норм поведения, но не может о них рассказать (почему нужно поступать именно так, а не по другому), не всегда может правильно определить эмоциональные реакции и в связи с этим объяснить тот или иной поступок. Ребёнок знает речевой этикет, называет вежливые формы обращения, но при этом не всегда их использует в повседневной жизни. В общении со сверстниками и со взрослыми избирателен, часто доброжелателен, но может проявлять конфликтность, не всегда готов уступать и договариваться.

Низкий уровень – ребёнок плохо знает (или не знает совсем) большинство норм поведения, не воспринимает их, не может обосновать поступки либо обосновывает их неправильно, не способен определять эмоциональные реакции. Ребёнок не знает нормы вежливого общения и не использует речевой этикет в своей речи, либо знает (называет) общеупотребительные слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста и т.п.), но не употребляет их в повседневном общении. Ребёнок часто проявляет недружелюбие, равнодушие, негативное отношение к окружающим (взрослым и детям).

Так же для выявления уровня развития культуры общения можно использовать методику О.В. Дыбиной [8]. Цель диагностики: выявить социально коммуникативную компетентность дошкольников. Диагностика рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Она включает оценивание таких  критериев, как:

- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушивать другого человека и с уважением относиться к его мнениям и интересам;

- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

- умение спокойно отстаивать свое мнение;

- умение соотносить свои желания  с желаниями других людей;

- умение принимать участие в коллективных делах;

- умение уважительно относиться к окружающим;

- умение принимать и оказывать помощь;

- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

В соответствии с выделенными параметрами организуется 6 заданий:

Задание № 1 «Отражение чувств». Цель: выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, рассказывать о них. Стимульный материал: сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях. В ходе выполнения задания детям нужно рассмотреть сюжетные картинки и ответить на ряд вопросов, которые задаст  педагог.

Задание № 2 «Зеркало настроений». Цель: выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению. Это задание не имеет стимульного материала, так как проводиться при помощи слов и мимики. В ходе выполнения задания детям нужно разделиться на пары, в каждой паре один ребенок будет говорить фразы, а другой – определять, с какими эмоциями тот сказал, затем дети меняются местами.

Здание № 3 «Интервью». Цель: выявление умений  детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Стимульный материал: микрофон. В ходе выполнения задания детям нужно отвечать на вопросы (давать интервью). На роль корреспондента, который берет у всех интервью дети назначаются по очереди.

Задание № 4 «Необитаемый остров». Цель: выявлять умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам. Так же проводиться без стимульного материала, опираясь на словесные рассуждения. В ходе выполнения задания детям нужно представить, что они на необитаемом острове и ответить на вопросы педагога.

Задание № 5 «Помощники». Цель: выявить умение детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», принимать участие в коллективных  делах, оказывая помощь. Стимульный материал: тазики, тряпочки, клей, ножницы, кисти, полоски бумаги, лейки. В ходе выполнения задания детям нужно разделиться на подгруппы и выбрать капитана, который будет отчитываться о ходе игры. Каждая подгруппа должна поиграть в игру, задание для которой дает педагог

Задание № 6 «Не поделили игрушку». Цель: выявлять умение детей не ссориться, спокойно реагировать на конфликты, с уважением относиться к окружающим. Стимульный материал: коробка, игрушки по количеству детей, среди которых есть новая привлекательная игрушка. В ходе задания детям предлагается выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликт из-за новой игрушки, педагог недолго наблюдает за ним, потом все вместе ищут пути разрешения конфликта. Поведение каждого ребенка оценивается отдельно.

Каждое задание оценивается в баллах от 1 до 3. (Более подробно методика представлена в приложении 2). Каждое из 6 заданий оценивается отдельно, затем выводиться средний балл по всем заданиям и делается вывод о развитии коммуникативных навыков, в соответствии с выделенными параметрами.

Данная методика достаточно в полном объеме позволяет анализировать  коммуникативные навыки детей, она четко структурирована, понятна для детей. У нее четкая система оценивания. Единственным недостатком, на наш взгляд, является ее громоздкость. Педагогу необходимо не просто провести 6 заданий, но и заполнить все их отдельно на каждого ребенка, а затем, вывести средний результат и сделать вывод, а это достаточно большой объем оформления.

Итак, было рассмотрено 2 диагностические методики, позволяющие выявить развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста: совокупность диагностических заданий Р.М. Калининой, А.М. Щетининой и методика О.В. Дыбиной, состоящей из 6 заданий. Педагог может выбрать любую из них, в зависимости от программы, по которой он работает и индивидуальных особенностей детей.

2.2. Содержание работы по развитию культуры общения старших дошкольников посредством игры-экспериментирования

Цель: разработать серию игр-экспериментов, направленных на развитие культуры общения старших дошкольников.

Задачи:

  1. проанализировать развивающую предметно пространственную среду для организации игр-экспериментов в процессе развития культуры общения старших дошкольников;
  2. определиться со структурой игр-экспериментов, направленных на развитие культуры общения старших дошкольников;
  3. составить картотеку игр-экспериментов для развития культуры общения старших дошкольников.

Работа по развитию культуры общения в играх-экспериментах может проводиться во второй половине дня в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

Картотека игр - экспериментов для старшей группы была составлена с учетом методических рекомендаций И.Э.Куликовской [11], Л.Н. Прохоровой [22], Л.В. Рыжовой [24], Е.Л. Мартыновой [16] и представлена в приложении 3.

Развивающая среда старшей группы должна способствовать развитию культуры общения в процессе экспериментирования. Так в уголке экспериментирования должна быть необходимая литература, например: энциклопедии, «365 научных экспериментов», «Чудеса природы».  Плакаты: «Живая и неживая природа», «Круговорот воды в природе», «Мир и человек» И.К. Жданова.

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, воронки, сито, лопатки, формочки, природные материалы (желуди, шишки, скорлупа кокоса); «бросовый» (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.), фартуки, нарукавники, емкости с песком, глиной, почвой, горохом, солью, сахаром, фасолью, кусочки поролона, пенопласта, фольга, семена тыквы, подсолнечника, песочные часы, увеличительные стекла, компас, термометры, магниты, часы механические, часы песочные, увеличительные стекла, весы с гирьками, микроскоп, рулетка.

Коллекция гербария, альбомы «Красная книга». Животные нашего края», коллекция ткани различной фактуры (драп, фетр, лен, шелк, шифон, трикотаж, лайкра). Кусочки пластика, железа, разноцветного стекла (все в контейнерах).

Деятельность по экспериментированию, как советует И.Э. Куликовская, может начинаться с приема удивления, заинтересованности детей темой, например: «А знаете ли вы что, нашу Землю называют магнитом?», «Как вы думаете, что будет, если мы в воду добавим красной краски?», «Как вы думаете, правда ли то, что можно передать звук через воду?», «Хотите проверить?» [11, с. 62].

По мнению Е.А. Мартыновой необходимо широко применять дидактические игры, которые помогают активизировать знания и речь детей: «Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Найди общее». Затем обязательно выслушивались рассказы детей о теме экспериментирования, уточнялись, откуда у них такая информация. Часто слышались такие ответы: «Ну в «Фиксиках» показывали», «Мне мама сказала», «Папа говорил…», «Мы с мамой видели в Интернете» [16, с. 183].

Л.Н. Прохорова рекомендует проводить двигательные паузы: «Представьте, что вы ветерок (сильный, слабый)», «Вы – опадающие листочки», «Вы часы» и т.п.[22, с. 39]

Для эффективного применения игр-экспериментов педагогу необходимо соблюдать ряд методических требований, их обобщила в своей работе Л.В. Рыжова. Рассмотрим их подробнее.

Так, учитывая особенности старшего дошкольного возраста при отборе содержания знаний можно выбрать такие наглядно выраженные взаимосвязи как:

«- установление взаимосвязи растений со средой обитания;

- приспособление поведения животного и его внешний вид в зависимости от среды обитания;

- установление связи между состоянием воды и температурой воздуха;

- установление защитных свойств снега;

- определение свойств воздуха и т.д.» [24, с. 17].

Важным моментом является подготовка детей к играм-экспериментам Для этого необходимо провести предварительную работу, а именно:

«-организовать наблюдение в уголке природы и на прогулках с использованием поисковых ситуаций;

- логическое построение бесед о наблюдаемых объектах или явлениях;

- организация практического ознакомления со свойствами объектов;

- обучение навыкам ведения календаря наблюдений за объектом;

- чтение художественной и познавательной литературы;

-  проведение дидактических игр;

- продуктивная деятельность (рисунки, поделки, сочиненные истории);

- изучения правил поведения при проведении игр-экспериментов» [24, с. 17].

Для игр-экспериментов должен выбираться материал пригодный для разнообразных поисково-исследовательских ситуаций, способствующих усовершенствованию органов внешних чувств, развитию познавательной сферы ребенка. Объектами изучения должны быть натуральные объекты природы: песок, земля, вода, снег, лед, растения и их плоды, семена и др. Раздаточные материалы для экспериментирования раскладываются в одинаковых пластмассовых розетках, стаканчиках и прочей легкой, безопасной для детей посуде. Некоторые теоретические положения необходимо иллюстрировать рисунками, фотографиями, слайдами.

Еще один важный момент при организации игр-экспериментов, который отмечает Л.В. Рыжова, это то, что: «все предметы должны находиться в эстетично оформленных одинаковых емкостях. Выдача предметов детям на столы может осуществляться по-разному: или перед началом эксперимента, или непосредственно перед проведением практической работы с материалом. Все зависит от количества оборудования, вида оборудования, трудности работы и от других причин. Например, снег, лед лучше разложить в емкости непосредственно перед рассматриванием, так как они могут растаять» [24, с. 19].

Экспериментировать педагог должен на демонстрационном столике, чтобы все дети могли одинаково хорошо наблюдать все действия педагога с любого места и видеть результат.

Организуя игры-эксперименты, педагог должен словесно обозначить все то, что видят дети, но слово должно идти после чувственного восприятия, активизируя при этом познавательный интерес ребенка, тем самым побуждая его задавать вопросы. Только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание, и он сможет осмысленно сделать умозаключения и выводы.

Итак,  структура организации игры - экспериментирования такова:

- предварительная работа (знакомство с объектами, их свойствами);

- выбор объекта, оборудования, материалов для экспериментирования;

- создание мотивации к участию в экспериментировании (словесные приемы- интриги, загадки);

- постановка цели, задач опыта;

- анализ состояния объекта, определение проблемы;

- обсуждение вероятности прогноза (если воду поставить в морозильную камеру, она превратиться в лед);

- выработка групповых норм и правил поведения, инструктаж по технике безопасности;

- организация эксперимента (процесс объяснения, показ);

- слежение за результатами протекания опыта, обсуждение и фиксация результатов (проращивание головок лука, появление первой зелени);

- завершение эксперимента, обсуждение полученных результатов, подведение итогов, оценка деятельности детей;

- оформление диагностических материалов;

- устройство выставки с наглядными материалами, сопровождающими экспериментальную деятельность;

- проведение досуга, праздника («День эрудитов», «Что мы знаем о кошке» и т.п.) [24, с. 22].

Но нашей задачей является развитие культуры общения детей в игре-эксперименте, поэтому, планируя игры, педагог должен разрабатывать ситуации общения, например: «Саша, поделился с тобой магнитом, что нужно ему сказать», «Попроси Иру помочь тебе подержать» и т.п. Нужно побуждать детей использовать вежливые слова, разучить правила и пользоваться ими: «Говори только тогда, когда наступает твое время говорить», «Уважай других и себя», «Слушай, когда говорят другие», «Поделись материалами с товарищем», «Подожди своей очереди», «Расскажи о своих действиях», «Расскажи, что ты узнал». Игры-эксперименты можно организовать  в форме командной игры (Л.В. Рыжова), когда ответы и действия обсуждаются в команде, приходят к единому мнению. Педагог помогает наводящими вопросами, например: «Что такое пресная вода? Кому она необходима? Почему?».

Так же Л.В. Рыжова в структуру игры-эксперимента на начальном этапе, рекомендует педагогу раздать детям цветные фишки (при правильном ответе ребенок берет себе зеленую, при неправильном – синюю) и сделать следующую установку: «Важную задачу ставлю перед вами - научиться владеть собой при неудачах. Синие фишки означают маленькие неудачи. Человека всю жизнь преследуют радости и огорчения, маленькие и большие неудачи. Неудачи надо стойко переносить. Для этого надо воспитывать в себе силу духа, уметь сохранять в себе спокойствие. Кто сохранит спокойствие и выдержку при собранном большом количестве синих фишек, тот обладает мужеством. Затем на этапе рефлексии обратить внимание на количество фишек и на честность детей, на то, как они при этом себя повели [24, с. 90].

Так же необходимо помнить про технику безопасности при проведении игр-экспериментов (приложение 4). Так, если, игры -эксперименты содержат пожароопасные предметы (свечи, горелки), то они могут использоваться только в единичном экземпляре в уголке экспериментирования, и дети по очереди могут подходить и пробовать провести эксперимент под пристальным присмотром педагога. Так же, дети сами, в начале той или иной игры-эксперимента, должны рассказать о необходимых правилах безопасности.

Итак, для того, чтобы правильно выстроить работу по развитию культуры общения в играх - экспериментах, педагог должен отобрать содержание знаний детей, ориентируясь на их возраст и общие представления об окружающем, далее определить уровень развития культуры общения каждого ребенка по выбранной методике, запланировать тематику и содержание игр-экспериментов, учитывая результаты диагностики запланировать над какими пробелами в культуре общения необходимо работать (употребление вежливых слов, умение выслушивать другого, умение высказывать  свое мнение, умение уступать, делиться и т.п.) Затем необходимо подготовить развивающую предметно-пространственную среду для игр-экспериментов и ознакомить детей с ее назначением и правилами поведения в уголке экспериментирования, важным моментом является соблюдение правил по технике безопасности, которые должен хорошо знать каждый ребенок.

Предложенная методика организации игр-экспериментов в старшей группе поможет педагогу грамотно спланировать свою деятельность в режиме дня ДОУ и добиться положительного педагогического эффекта в развитии культуры общения ребенка.

Выводы по второй главе

Итак, в ходе  проделанной работы были выявлены критерии развития культуры общения  и в соответствии с ними рассмотрены методики диагностики уровня развития культуры общения старших дошкольников. К ним мы отнесли 2 методики. Первая состоит из совокупности методик Р.М. Калининой, А.М. Щетининой и педагогического наблюдения за которые выводиться единый балл. Вторая - методика О.В. Дыбиной, состоящей из 6 заданий. Педагог может выбрать для себя и своих детей наиболее подходящую методику. Затем, учитывая результаты диагностики выстраивается деятельность по развитию культуры общения в игре-эксперименте.

Организация игр-экспериментов дошкольников достаточно трудоемкая работа, требующая предварительной подготовки детей. Была рассмотрена методика организации игр-экспериментов в старшей группе, составлена картотека, учитывая предложенные рекомендации педагог может спрогнозировать дальнейшее развитие культуры общения старших дошкольников в процессе игр-экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"

Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности....

Формирование культуры общения старших дошкольников со сверстниками

Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться....

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Опыт работы "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми"

Опыт работы по теме «Формирование патриотических чувств у  старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми» формировался...