Формирование культуры общения старших дошкольников со сверстниками
материал (подготовительная группа) по теме

Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kultury_obshcheniya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

г. Мичуринск Тамбовской области

            Рекомендации для родителей

« Формирование культуры общения

старших дошкольников со сверстниками»

Воспитатель:

Родюкова С.М.

2013г

В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам.

  Важнейшее средство общения людей – наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.                                                         Вот простейшая формула речевого этикета:                                                                   - думай кому говоришь,                                                                                                      - что говоришь,                                                                                                                 - где говоришь,                                                                                                                        - зачем говоришь,                                                                                                                  - какие из этого будут последствия.

  Общение дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. « Здравствуйте, Елена Анатольевна! Наташка, привет! У меня жвачка есть! Хочешь?» - говорит Алеша ( 4 года). В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами ( « А как нарисовать лапы?», « А куда положить тряпочку?» ). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения речь. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего. К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

  Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают прежде всего о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста. Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, « планами на будущее»              ( « кем я буду, когда вырасту»). Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми.

  Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться. Основные правила таковы:                        - уметь слушать партнера по общению,                                                                          - говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить,                      - пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений и вульгаризмов.                                                                                 Родители являются первыми наставниками своих детей и часто дети копируют их общение с другими людьми. Поэтому старайтесь сами придерживаться вежливых форм общения, а особенно в присутствии детей. Побуждайте детей использовать различные речевые формулы, которые помогают избежать конфликты между друзьями ( уступайте друг другу), между девочками и мальчиками ( уступай девочке), между молодыми и пожилыми ( уступай пожилому) или сильными и слабыми (уступай слабому).          В каждой семье утром должны звучать слова приветствия, настраивающие домашних на хороший удачный день, а вечером – пожелание спокойной ночи. Для психологического комфорта ребенку важно утром услышать:                   « Вставай, пожалуйста, моя радость!» или « С добрым утром, мое солнышко!».                                                                                                                            Нельзя заставлять ребенка здороваться, если он в силу какой-то причины при встрече со взрослым молчит, и тем более учить его и требовать выполнения  правил приветствия при посторонних.

  Обратите внимание на улыбку вашего малыша. Она обозначает очень многое. Помните, что улыбка не является признаком несерьезности или легкомыслия.

  Желательно научить ребенка накапливать позитивные эмоции, видеть хорошее и радостное в окружающем, переживать праздничное состояние жизни.

  Помните, что ребенок всегда очень внимательно следит за нашими реакциями на те или иные события и перенимает их. Соблюдайте речевой этикет, разговаривая с окружающими.

     Литература:

  1. Безгина О.Ю. « Речевой этикет старших дошкольников» Пособие для воспитателей. Издательство « Мозайка-синтез». Москва 2005г.
  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. « Дети, взрослые и мир вокруг» Москва « Просвещение» 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Стремление к деятельности  - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...

Организация здоровьесберегающего педагогического процесса как условие формирования культуры здоровья дошкольников

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного воз...

проект:"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ"

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяж...

Картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками

Представлена картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками...

Особенности развития и формирования игрового взаимодействия дошкольников со сверстниками.

Игра – наиболее доступный для ребёнка-дошкольника вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ре...

ПРОЕКТ «Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»

Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика....