Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ
статья
Вслушаемся в слова: Родина, Отечество. Корни этих слов означают близкие каждому образы: мать, отец, родители - это те люди, которые дают жизнь новому существу. Мы знаем, что язык – это одно из самых важных средствв общении людей. В своем выступлении я акцентирую ваше внимание на психолого-педагогической проблеме–«Какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду?», то непременно приходим к родному языку – главному инструменту человеческой культуры.Сущность патриотического воспитания (далее ПВ)детей – дошкольников состоит в том, чтобы пробудить и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье,к родной природе, к истории и культуре своей страны и республики созданной трудами выдающихся людей - наших соотечественников. Наследование в поколениях нравственных и эстетических ценностей культуры родной страны и родного края- очень важный и самый естественный и верный способ ПВ, воспитания чувства любви к Отечеству, начинать которое надо в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_patrioticheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_dou.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:«Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»
Г.Ф. Доминова (воспитатель МБДОУ «Детский сад д.Саз-Тамак» Кукморского муниципального района Республики Татарстан).
Вслушаемся в слова: Родина, Отечество. Корни этих слов означают близкие каждому образы: мать, отец, родители - это те люди, которые дают жизнь новому существу. Мы знаем, что язык – это одно из самых важных средствв общении людей. В своем выступлении я акцентирую ваше внимание на психолого-педагогической проблеме–«Какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду?», то непременно приходим к родному языку – главному инструменту человеческой культуры.Сущность патриотического воспитания (далее ПВ)детей – дошкольников состоит в том, чтобы пробудить и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье,к родной природе, к истории и культуре своей страны и республики созданной трудами выдающихся людей - наших соотечественников. Наследование в поколениях нравственных и эстетических ценностей культуры родной страны и родного края- очень важный и самый естественный и верный способ ПВ, воспитания чувства любви к Отечеству, начинать которое надо в дошкольном возрасте.
Система формирования у детей – дошкольного возраста знаний о традиционной отечественной культуреи уважительного отношения к ней.
Народная культура наполнена мудрыми истинами – образцом уважительного отношения к природе, семье, роду, родине.
Опыт многочисленных поколений, который был накоплен людьми в разныхформах и видах созидательной деятельности, отражен в трехнаглядных,стройных, художественно полноценных системах.
1) Очень важный народный опыт хозяйственной жизни, тесно связанный с жизнью в природе, нашел яркое отражение в системе традиционного народного календаря, ведь у каждого народа в ходе истории его развитиясформировался свой ритм событий годового круга. Это чередование будней и праздников, который всегда зависел от природного ландшафта, климата, от главноготипа сотрудничества с природой:охоты, земледелия, собирательства, оседлого или кочевого скотоводства и т.д. Праздникив календарных обрядах отражаются в произведениях словесно поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. У каждого народа великолепное изобразительно-прикладное мастерство, оно связанно с календарными праздниками и буднями: предметы быта, орудия труда, убранство жилища, традиционный костюм и т.д.. Понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия, любовного, бережного, нравственно чистого отношения к земле – «матери кормилице» - великий урок, который дает нам каждый день традиционного народного календаря.
2) Народный опыт жизни в семейной жизни представлен в системе семья – целом комплексе разных видов и форм хозяйственного труда, неразрывно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки.
Это целая народная философия про ценностькаждого этапа в жизни человека, начиная с детства, далее материнства и отцовства, заканчивая достойной старостью. К тем, кто освоил семейную философию, выработанную и накопленную народом, приходит понимание ответственности перед предками и нравственного смысла жизни!
3) Бесценный опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно-культурных достопримечательностей. Эта память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелем истории и культуры; в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и песнях и т. п.
Понимание народом самого главного в своем характере, ощущение им силы духа и создания одинаково убедительно отражены как в этических образах богатырей-заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов.
Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.
В дошедшем до нас наследии есть все, что необходимо для патриотического воспитания современных дошкольников. Это воины и ученые, архитекторы и художники, писатели и композиторы, путешественники и космонавты – имена которых навечно вошли в народную память благодаря тому, что каждый из них преемственно продолжая традиции своих бесчисленных безымянных предшественников, это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота одетях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга.
Работа по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств: ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений, безусловно, отражена в различных «Программах воспитания в детском саду».
По патриотическому воспитанию детей для родителей проводятся:
- дни открытых дверей; - организация совместно с родителями выставок, экскурсий; - совместное проведение праздников.
Эта работа особенно актуальна сейчас, когда в современном обществе
работающие родители проводят меньше времени с детьми и не имеют возможности полноценно заниматьсянравственным воспитанием детей.
В среднем дошкольном возрасте дети должны знать:- народные песни, потешки, сказки;- узнавать народные мелодии;- название своего родного города;- название нашей страны, республики и ее столицы.
Уметь:- играть в народные игры;- дружить со всеми детьми, независимо от национальности.
В старшей и подготовительной к школе группах дети уже учатся понимать:- что, кроме Татарстана, есть и другие народы Поволжье; запомнить и назвать некоторые из них;- что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;
- песни, сказки, пляски, игры своего народа и каких-то других народов Поволжье знать некоторых ученых, композиторов, писателей.
Дети к 7 годам должны уметь устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:
- наличие людей с разным цветом кожи;- почему важно изучать разные языки;- почему нужнознать обычаи и традиции своего края; - почему нужно и полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов; - почему человек любит свою родину.
Два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае - обычное штатное расписание. На воспитателеосновная функция воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае в работе ДОУ участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла, иностранного языка, ИЗО и других дисциплин, что очень хорошо.
Какие же условия должны соблюдаться воспитателями ДОУ в процессе патриотического воспитания? На наш взгляд, это:
- непосредственное участие в процессе ПВ и взрослых, и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь: мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных
обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке и т.д.);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, а сотрудниками детского сада в первую очередь.
Патриотическое воспитание связано с нравственным, эстетическим воспитанием и присутствует во всех видах деятельности дошкольника.Основным видом деятельности дошкольника - игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями (Например: сюжетные игры «больница», «магазин», и т. д.).
Но самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика - составляющая патриотического воспитания.
Над чем же должен работать воспитатель ДОУ?
Стараться: - воспитатель сам, в первую очередь, должен иметь в душе стремление к прекрасному идеалу, стремиться к нему. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела; - быть всегда доброжелательным, ведь дружелюбие и взаимоуважение людей, уважение к своей культуре и истории неразделимые компоненты.
Воспитывая детей, стремиться: - уважать в каждом ребенке личность, воспитывая в нем чувство достоинства и ответственности за себя и свои поступки; - верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны; - раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум; - поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования; - учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям; - воспитывать желание помочь.
В заключении хочу сказать, что«Самое главное в воспитании детей
– любовь, терпение и личный пример».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей в детском саду...
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-це...
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...
ДОКЛАД на тему: «Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Практический опыт по воспитанию патриотизма у воспитанников с ОВЗ....
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ
Вслушаемся в слова: Родина, Отечество. Корни этих слов означают близкие каждому образы: мать, отец, родители - это те люди, которые дают жизнь новому существу. Мы знаем, что язык – это одно из с...
Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях"
Консультация поможет воспитателям объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины....
Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развит...