Картотека музыкально-дидактических игр для подготовительной группы.
картотека (подготовительная группа)
Дидактические игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно развить чувство ритма, обогатить и закрепить знания детей о характере музыкальных произведений. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном детстве, игра любима детьми и приносит массу положительных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы. | 23.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека
музыкально-дидактических игр
для детей подготовительной к школе группы
«Музыкальное лото по памяти»
Игра для развития памяти и слуха
Программное содержание. Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому, духовому, детскому, эстрадному, а также развивать память, выдержку и внимание.
Игровой материал. Карточки с изображением музыкальных инструментов, большие карты с изображением разных видов оркестра. На одну большую карту помещается восемь маленьких карточек.
Ход игры: Педагог раздаёт детям по одной большой карте, а маленькие картинки раскладываются на середине стола рисунком вверх. В течение какого-то промежутка времени дети запоминают их расположение. Затем все картинки переворачиваются. Дети по очереди открывают по одной картинке. Если это их картинка, то забирают её себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Игрок, первым заполнивший свою большую карту, выигрывает.
«БЕЛКА»
Цель: развивать слуховую и ритмическую память, учить удерживать в
памяти порядок и способы выполнения ритмических движений.
Ход игры: Среди детей выбираются пять детей. У каждого из них свой
порядковый номер, который педагог сообщает им отдельно друг от друга.
На звучание пьесы Л.Бетховена «Экосез» начинается игра.
Белка прыгала, скакала, 1-й ребенок прыгает.
К ней другая подбежала. Подбегает 2-й ребенок
Вот спешат еще втроем, Подбегают трое.
Стали прыгать впятером. Пять детей прыгают на
месте.
«ПЕРЕДАЙ СУЛТАНЧИК»
Цель: развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.
Ход игры: Дети встают в круг, перед каждым ребенком на полу лежит султанчик.
Раз, два, три, четыре – хлопают в ладоши
Приготовимся играть, 2 хлопка по коленям
2 щелчка руками
Мы будем султанчик передавать. Берут султанчики с пола
Он о нас, а мы за ним! Дети передают султанчики
кругу на раз-два.
Догоняем, догоняем
И сейчас его поймаем!
Звучит веселая музыка, дети свободно бегают по залу. По сигналу встают в кружки по цвету султанчиков.
«Какой инструмент лишний?»
Игра для развития памяти и слуха
Программное содержание . Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.
Игровой материал. Карточки с изображением различных музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек 4-5. Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.
«Зонтик»
Игра для развития чувства ритма
Цель: Закреплять у детей знания о высоте звука и его длительности, расположении нот на нотоносце.
Демонстрационный : фланелеграф с изображением нотного стана. Большие и маленькие кружочки, на одной стороне которых изображены раскрытые зонтики. С обратной стороны каждого большого кружочка нарисована нота какой-либо длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая). Маленькие кружочки (для фланелеграфа) соотносятся по размеру с нотным станом.
Раздаточный: металлофон, карточки на каждого ребенка с нотным станом, маленькие кружочки-зонтики.
Ход игры: Педагог: Нотки бегали, скакали и под вечер все устали.
Посидим и отдохнем и у зонтика споем.
Нотку-зонтик ты возьми, сколько длится – назови.
Дети (поют попевку «Зонтик») .
Нотка спряталась у нас, мы найдем ее сейчас.
Быстро зонтик повернем, сколько длится – назовем.
Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет
со стола любой большой зонтик, поворачивает его и называет длительность ноты
«СОСУЛЬКИ»
Цель: развивать чувство ритма.
Ход игры:
Дети делятся на три группы по пять человек в каждой.
Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».
Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».
Третья группа – на счет шестнадцатыми. Движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап – кап – кап - кап».
Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.
«Воздушные шары»
Игра для развития чувства ритма
Цель: Закреплять знания детей о длительности звуков, уточнить правильное извлечение звука на металлофоне, ксилофоне.
Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.
Раздаточный: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка. Все на шарики смотрел даже песенку запел.
Ход игры: Педагог поет на слог «ля» попевку, прохлопывая ритм .
Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.
«Придумай имя и животное»
Игра для развития чувства ритма
Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы «та» и «ти-ти».
Дидактический материал: карточки с графическим изображением символов.
Ход игры: Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласковой форме: Ле-на, Ле-ноч-ка., Анд- рей, Анд-рю-ша и т. д.
Детям предлагается вспомнить мужские и женские имена с одним-четырьмя слогами, например: Ян, Клим, Ва-ся, Крис-ти-на и т. д. Педагог вместе с детьми прохлопывает, протопывает, прошлепывает эти имена.
Затем педагог просит детей вспомнить названия животных, содержащие в себе от одного до пяти слогов, например: крот, кот, пу-ма, ле-о-пард. Дети вместе с педагогом прохлопывают, прошлепывают название этих животных. После педагог предлагает детям проиграть ритм на каком-либо инструменте.
«Ритмическое эхо»
Игра для развития чувства ритма
Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках) .
Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно:
- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте) ;
- эхо окрашено тихой динамикой.
Педагог прохлопывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
Примечания:
1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.
2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.
«Переводчик»
Игра для развития чувства ритма
Цель: закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма.
Дидактический материал : карточки с графиками ритмов знакомых песен.
Ход игры: Педагог предлагает детям «перевести» фразы из знакомых песен на ритмический язык, используя символы.
Дети воспроизводят предложенную педагогом фразу, используя хлопки, шлепки или притопы и заменяя текст ритмическими символами.
Педагог предлагает кому-нибудь из детей изобразить ритмический график данной фразы на фланелеграфе или выбрать из нескольких графических карточек нужную для данного упражнения.
«Угадай мелодию»
Игра для развития чувства ритма
Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.
Ход игры: Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни. Дети повторяют за педагогом данную фразу. После повтора фразы дети должны узнать ее и назвать песню, частью которой она является. Для поддержания интереса к игре можно использовать ударные инструменты (ложки, бубны, трещетки и т. д., которые предлагаются детям-солистам для исполнения ритмического рисунка той или иной фразы.
«Долгие и короткие звуки»
Игра для развития чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.
Дидактический материал : карточки с различными группировками символов.
Ход игры: Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочередно сменяющиеся друг друга ритмические карточки.
Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами или между мальчиками и девочками.
Предложить детям проиграть ритмический рисунок на каком-либо детском музыкальном инструменте.
«Ритмическое лото»
Игра для развития чувства ритма
Цель: Закреплять полученные знания детей в процессе развития чувства ритма.
Дидактический материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеечек (нотный стан, кружочки – долгие, короткие звуки, музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон) .
Ход игры : Ребенок-ведущий играет на каком-либо инструменте простой ритмический рисунок. Дети должны на карточке выложить данный ритмический рисунок вверху, внизу или по середине нотного стана, ориентируясь на звучание музыкального инструмента.
«Определи по ритму»
Игра для развития чувства ритма
Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.
Глазки, глазки, вы смотрите, все запоминайте.
Ручки, ручки, все за мною дружно повторяйте.
Педагог под музыку «Гопак» М. Мусоргский из оперы «Сорочинская ярмарка» прохлопывает ритмический рисунок на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детский инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.
«Ручей»
Игра для развития чувства ритма
Цель: Развивать ощущение законченности предложения, учить ритмично пользоваться музыкальными инструментами, как средством выразительности.
Ход игры: Дети стоят в кругу, у каждого в руках музыкальный инструмент, поют текст песни, исполняя последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса и музыкального инструмента.
1. Ты куда бежишь, ручей, чей, чей, чей, чей?
Среди леса и полей, лей, лей, лей, лей!
2. Ты торопишься всегда, да, да, да, да!
К речке, озеру, куда? Да, да, да, да!
3. Не спеши бежать, постой, ой, ой, ой, ой!
Не угнаться за тобой, ой, ой, ой, ой!
4. Ручеек, а где же я, я, я, я, я?
Будет грустно без тебя, бя, бя, бя, бя!
«Прогулка в парк»
Игра для развития чувства ритма
Цель: развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек наклеена фланель).
Ход игры:
Дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Таня взяла мяч, - говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю». Ребёнок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошёл частый, сильный дождь», - продолжает воспитатель. Ребёнок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
«Снеговики настроения»
Игра на определение характера музыки
Цель. Эмоционально воспринимать пьесу, откликаться на настроение, переданное в ней.
Игровой материал: демонстрационный: два снеговика, изображающих два настроения грустное, весёлое, изображающие два типа характера музыки: Весёлая, радостная, плясовая, задорная; Грустная, жалобная. На каждого ребёнка комплект из двух карточек – снеговиков, отражающий характер музыки.
Ход игры:
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет незнакомую пьесу, заранее предупредив детей об этом. И просит детей определить характер музыки, используя музыкальные термины.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После прослушивания какого-либо отрывка,
характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке,
поднимая соответствующую карточку.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
Желающие дети самостоятельно под музыку придумывают образ
грустного и веселого снеговика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).
Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...