Родительское собрание - практикум в старшей группе Тема «Взаимодействие родителей с детьми»
материал

Бухтиярова Светлана Александровна

Родительское собрание - практикум в старшей группе Тема «Взаимодействие родителей с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vzaimodeystvie_roditeley_s_detmi.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание - практикум в старшей группе

Тема «Взаимодействие родителей с детьми»

Сценарий родительского собрания в детском саду

Время проведения: по выбору воспитателя.

Форма проведения: практикум.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Цели: повышение педагогического мастерства родителей; формирование умения предвидеть результаты своих поступков, овладение искусством общения, формирование умения общаться с детьми.

План проведения

1. Наши эмоции:

• три основных правила «активного слушания»;

• чувства ребенка (самостоятельная работа).

2. Что нам мешает слушать ребенка?

3. Решение педагогических ситуаций.

4. Принятие решений.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Подготовить наглядные материалы: «Кувшин наших эмоций» «Двенадцать против одного, или Что нам мешает слушать ребенка?»

2. Изготовить карточки со словами для игры «Три слова».

3. Подготовить таблицу к самостоятельной работе «Чувства ребенка» (на каждого родителя).

4. Подбор педагогических ситуаций.

5. Подготовка памятки для родителей «Три основных правила «активного слушания».

II. Организационный этап

В начале собрания перед педагогом стоит задача сконцентрировать внимание слушателей (родителей), объединить общей идеей. Для этого проводится упражнение «Три слова»: берутся три слова, не связанные между собой по смыслу, надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова; можно менять падежи, дополнять другими словами:

• вариант 1: мама, дочь, книга;

• вариант 2: телевизор, ребенок, книга;

• вариант 3: взрослый, ребенок, карандаш.

III. Этап проведения практикума «Правила активного слушания». «Кувшин эмоций»

Ведущий. Что такое педагогическое общение? Это - ... (система взаимодействия родителя с детьми с целью их познания, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата).

Как вы думаете, что является условием успешного общения с людьми (детьми)? (Главное условие успешного общения с людьми - это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций.) Психологи различают 6 основных видов эмоций. Какие самые неприятные? (Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными - они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; и его взаимоотношения с окружающими.)

Давайте представим наши эмоции - гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев?

(Высказывания родителей.)

Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно...

Гнев - чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как боль, обида, страх. Успешное общение - это понимание причин возникновения эмоций.

Давайте рассмотрим педагогические ситуации:

• мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний сын в слезах: «Он отнял мою машинку...»;

• сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель: «Больше я туда не пойду!..»

Ваша реакция?

(Высказывания родителей.)

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно... первое, что нужно сделать, - дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, слышите его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что, по-вашему мнению, чувствует сейчас ребенок, желательно назвать по имени его чувство. Активно слушать ребенка - значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

- Как это сделать в первой ситуации? (Ребенок: «Он отнял мою машинку!» Мама: «Ты очень огорчен и рассержен на него...»)

- А во второй ситуации? (Сын: «Больше я туда не пойду!» Отец: «Ты больше не хочешь идти в школу...»)

Но! Что мы обычно говорим в таких ситуациях?! «Ну, ничего, поиграет и отдаст», «Как это ты не пойдешь в школу?!» Этими словами мы оставляем ребенка наедине с его переживаниями! И ребенок после этого считает (и правильно!), что его переживания не важны для взрослого! Что он сам никому не нужен! Давайте попробуем вместе определить основные правила «активного слушания».

(Родители высказывают свое мнение. Можно использовать прием «Шапка». Суть задания в том, что родители пишут на небольших листочка-записках правила активного слушания, которые кладут в шапку, потом ведущий достает их и по очереди зачитывает.)

Итак, обобщим полученные варианты (раздает родителям памятку «Как правильно активно слушать ребенка?»).

Памятка «Как правильно активно слушать ребенка?»

1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне (контакт глаз). Присядьте, притяните к себе ребенка, подойдите или придвиньте к нему свой стул. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате. Ваше положение, ваша поза - первые и самые важные сигналы о том, что вы готовы его слушать.

2. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросов. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме (Ребенок: «Не буду играть с Пашей!» Взрослый: «Ты на него обиделся».)

3. Полезно повторять, делать паузы, а потом обозначить его чувства.

Ведущий. Боль, обида, страх возникают у человека (открывает III часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность. Например, потребности:

• в любви - познании;

• внимании - свободе;

• ласке - независимости;

• успехе - самоопределении;

• понимании - самосовершенствовании

• уважении — развитии;

• самоуважении;

• реализации собственного потенциала.

IV. Этап социологического исследования. Самостоятельная работа «Чувства ребенка»

Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка». В левой колонке прочтите описания ситуаций и напишите какие, по вашему мнению, ребенок испытывает чувства.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1. «Сегодня, когда я играла в садике, мальчишка отобрал у меня игрушку»

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

2. Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

3. Старший сын — маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь!»

4. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя ча-а-шечка!»

Что нам мешает слушать ребенка? Психологи проанализировали общение родителей с детьми и выделили типы автоматических ответов родителей и вообще взрослых:

• Приказы, команды. («Сейчас же престань!», «Убери на место!», «Марш в кровать!», «Вынеси ведро!», «Замолчи!») и т. п.)

Вывод: Разумеется, дети бурчат, обижаются, упрямятся. Почему? Ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть в его проблему, понять его чувства.

• Предупреждения, угрозы. («Если ты не прекратишь плакать, я уйду!», «Если ... то я возьму ремень!», «Если... станет еще хуже!», «Не придешь вовремя - пеняй на себя!» и т. п.)

Вывод: Угрозы бесчисленны и неэффективны: у ребенка в этот момент и так неприятности; дети привыкают к угрозам, и приходится выдумывать еще более страшные наказания.

• Мораль, проповеди. («Ты должен вести себя хорошо», «Ты должен уважать старших!», «Каждый человек должен трудиться!» и т. п.)

Вывод: О моральных нормах надо беседовать в спокойной обстановке!

Давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течение дня в детском саду, дома: «Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка... Гулять не пойдешь, пока...» Если умножить эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит... Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей! Ребенку постоянно приходится доказывать себе и взрослым, что он чего-то стоит!

«Безусловно принимать» ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник... а просто за то, что он есть (открывает IV часть кувшина на рис. 1). Базисные стремления: «Я - хороший. Я - любим. Я - ЕСТЬ».

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам : близких людей. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне. Окружающие люди, в первую очередь родители, строят его!

Вывод: положительное отношение к себе - основа психологического выживания.

V. Этап решения педагогических ситуаций

Ведущий. Попробуем определить, что стоит за видимыми эмоциями?

Взаимодействие с детьми

- Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? (Безусловно, родительская тревога.)

- Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. (Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли. Бывает и так, что мы учим детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить этот «противный стул».)

- Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители «больше любят». (Его агрессия - результат невысказанной боли и обиды.)

- Дочь не желает делать уроки (мыть посуду, ложиться спать) - и мать сердится. Отчего? (Скорее всего, от досады, что ее воспитательные усилия остаются безрезультатными.)

VI. Подведение итогов родительского собрания

Ведущий. Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями - значит активно слушать ребенка. Всем взрослым, педагогам и родителям, необходимо развить эту способность у себя. Удачи вам и душевного благополучия!

(В заключение используется прием «Слово дня». Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. Принимается решение родительского собрания.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»

План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности». Осуществление полноценного подхода к психическому и физ...

Конспект нетрадиционного родительского собрания на тему: «Взаимодействие родителей с детьми 5 – 6 лет посредством совместной дизайнерской деятельности».

В конспекте показана совместная творческая деятельность родителей и детей, а также ознакомление родителей с основами дизайна на собрании в детском саду. Данная работа предназначена для воспитателей ДО...

Родительское собрание - практикум в старшей группе Тема: «Роль семьи в речевом развитии дошкольников»

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей....

Родительское собрание-практикум во 2 группе раннего возраста на тему: « Знаете ли вы своего ребёнка?».

Семья для дошкольника – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. В семье, в общении с родителями, с братьями, сёстрами у ребёнка формируется социальная способность...

Конспект проведения нетрадиционного родительского собрания в старшей группе на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, пред...