Методическая разработка: "История собирания и изучения фольклора"
методическая разработка
История собирания и изучения фольклора: региональные фольклористы.
В современном мире одним из главных стоит вопрос воссоздания сознания национальностей России. Ключевым аспектом воспитания в традициях народа является творчество народа. Ведущее место в таком воспитании занимает фольклор.
Фольклор – это особая область поэтического искусства, которая создаётся народом, живущим на конкретной территории многие столетия. Данный вид творчества показывает многовековой опыт в истории, миропонимание народа на различных ступенях его развития в конкретных природных и социальных условиях.
Фольклор, как вид устного творчества конкретного населения, выполняет функции: сохранность эстетических и этических норм народа, развитие национального самосознания.
Издавна каждым народом были созданы произведения, отражающие природные, социальные, а главное исторические особенности края. Именно в таких произведениях простое население рассказывало о местных традициях, описывающих сущность своих региональных корней. Люди воспитывались на произведениях фольклора, прославляя свой край.
До настоящего времени люди не настолько часто думали о том, где и кем была сказана народная мудрость и создана сказка, откуда пошла пословица, народная игра. Изучая происхождение родины той или иной сказки, глубже познаётся история края, вспоминаются песни, игры, которые в детстве нам рассказывала бабушка. Но самое главное – можно чуть ближе изучить историю своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве.
История фольклора берёт своё начало в далёкой древности. Рождался и возникал тогда, когда большинство людей, ничего не знало о письменности. Ей владели лишь некоторые – образованные шаманы, учёные и остальные гении своего времени. В песне, пословице, сказе, былине, и иных формах фольклора люди сначала сформировывали свои чувства и эмоции, пересказывали их в устном произведении, затем рассказывали свои знания другим, тем самым сохраняя свои мысли, опыт, эмоции в умах памяти своего будущего поколения.
Цель данного исследования – изучение современных фольклорных традиций народов Среднего Поволжья, и их значение национальной культуре.
Собирание фольклора происходило на территории края с начала XIX столетия. Тогда появились первые публикации текстов фольклорных произведений. Одним из первых собирателей фольклора Саратовской области был учёный-фольклорист. В 1848 году А.В.Терещенко был издан этнографический сборник «Быт русского народа» в семи частях. Этот сборник - редкое издание, включающее в себя предания, поверья, обычаи, песни различных жанров . Каждой части сборника посвящался определённый тематический раздел - календарные праздники и песни, свадьбы, исторические события и песни, колдовство и заговоры и т.д. Позже издался сборник Н. Костомарова и А. Мордовцева «Русские народные песни, собранные в Саратовской губернии» (М., 1862). На рубеже XX столетия появляется целая серия подобных сборников, подготовленных М. Соколовским: «Былины, исторические, военные, разбойничьи и воровские песни, записанные в Саратовской губернии» (Петровск, 1896), «Великорусские свадебные песни и причетания, записанные в Саратовской губернии» (Саратов, 1898), Великорусские весенние хороводные песни, записанные в Саратовской губернии» (Владимир, 1908). В то же время были опубликованы первые нотные записи саратовского фольклора: «Песни с Поволжья» А. Маслова (М., 1906) и «50 песен русского народа из собранных в 1902 году в Саратовской губернии И.В. Некрасовым и Ф.И. Покровским» (М., 1907).
Первые годы после революции собирательство фольклора поддерживалось силами студентов Саратовского госуниверситета. Руководителем работы был профессор Б.М. Соколов. Чтобы спасти молодых коллег от голода, он практиковал направлять их в одиночные экспедиции по месту их жительства – в села. В 1919 г. А.Ф. Земсковой была сделана уникальная запись народной драмы «Как француз Москву брал» в селе Б. Сестрёнки Кистендейского (ныне Аркадакский район) района Саратовской области.
Борис Матвеевич Соколов разработал метод студенческих этнографических экспедиций, принятый впоследствии в большинстве вузов. «Методы и приёмы собирательской работы Саратовского университета определялись тем, что она организовалась и проводилась в студенческих экспедициях в летнее каникулярное время и могла охватить сравнительно небольшой район.» 20-30 человек студентов, разделённых на группы по двое, производили разведку и одновременно запись всех видов и жанров народного творчества. Перед этим все члены экспедиции знакомились с историей края, природными и социальными условиями, жизнью населения. Таким образом, за месяц обследовалось около 10 сёл. «Б.М. Соколов был сторонником комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, которые изучали и материальную и духовную культуру деревни». Участники экспедиций записывали от людей разных возрастных групп (стариков, молодёжи, детей) песенный фольклор, прозу, обряды, вели дневник экспедиций.
Уже в 1920 -23 гг. был собран громадный фольклорный материал и приобретены экспонаты для этнографического музея Саратовского края, организованного Б.М. Соколовым. Помимо Б.М. Соколова после 1924 г. Руководителями экспедиций был В.В. Буш, А.П. Скафтымов.
Были предприняты экспедиции, посвящённые записям сказок. Руководила экспедиционной работой студентов в эти годы профессор Т.М. Акимова. Общий стаж её полевых выездов, по её признанию,-30 лет. В экспедициях 1950 – 1960 – х гг. лет записывались, преимущественно, тексты традиционного фольклора (особенно песенного). Но уделялось внимание и малоизученным жанрам фольклорного творчества: например, экспедиции, посвящённые собиранию детского фольклора. В это время аспиранткой В.К. Архангельской проводится экспедиция в Пензенскую область (с.Б. Чернавка) – на родину писателя Ф.В. Гладкова – по сбору фольклора, нашедшего отражение в его творчестве.
Первыми изданным сборниками с музыкальными иллюстрациями явились: «Я край бережку похаживала», « Под зелёною ракитой» - составитель Лев Львович Христиансен. Эти сборники состоят из песен, записанных в разных районах Саратовской области.
Тем самым было положено начала экспедициям литературно – и фольклорно – краеведческого типов.
Таким образом, научное и культурное значение имеющихся материалов с каждым годом возрастает, поскольку традиционный фольклор стремительно исчезает, угасают диалекты и говоры, уходят из жизни люди, владеющие сокровищами народного творчества. В то же время, появляются новые формы фольклора, исследователи обращаются к темам, которым раньше не уделяли внимания. На этом новом этапе необходимо обобщение использовавшихся ранее методов собирания и разработку на их базе современных подходов, связанных как со спецификой собираемого материала, так и с новыми возможностями, которые дают современные технологии и средства записи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка: "История собирания и изучения фольклора" | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
История собирания и изучения фольклора: региональные фольклористы.
В современном мире одним из главных стоит вопрос воссоздания сознания национальностей России. Ключевым аспектом воспитания в традициях народа является творчество народа. Ведущее место в таком воспитании занимает фольклор.
Фольклор – это особая область поэтического искусства, которая создаётся народом, живущим на конкретной территории многие столетия. Данный вид творчества показывает многовековой опыт в истории, миропонимание народа на различных ступенях его развития в конкретных природных и социальных условиях.
Фольклор, как вид устного творчества конкретного населения, выполняет функции: сохранность эстетических и этических норм народа, развитие национального самосознания.
Издавна каждым народом были созданы произведения, отражающие природные, социальные, а главное исторические особенности края. Именно в таких произведениях простое население рассказывало о местных традициях, описывающих сущность своих региональных корней. Люди воспитывались на произведениях фольклора, прославляя свой край.
До настоящего времени люди не настолько часто думали о том, где и кем была сказана народная мудрость и создана сказка, откуда пошла пословица, народная игра. Изучая происхождение родины той или иной сказки, глубже познаётся история края, вспоминаются песни, игры, которые в детстве нам рассказывала бабушка. Но самое главное – можно чуть ближе изучить историю своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве.
История фольклора берёт своё начало в далёкой древности. Рождался и возникал тогда, когда большинство людей, ничего не знало о письменности. Ей владели лишь некоторые – образованные шаманы, учёные и остальные гении своего времени. В песне, пословице, сказе, былине, и иных формах фольклора люди сначала сформировывали свои чувства и эмоции, пересказывали их в устном произведении, затем рассказывали свои знания другим, тем самым сохраняя свои мысли, опыт, эмоции в умах памяти своего будущего поколения.
Цель данного исследования – изучение современных фольклорных традиций народов Среднего Поволжья, и их значение национальной культуре.
Собирание фольклора происходило на территории края с начала XIX столетия. Тогда появились первые публикации текстов фольклорных произведений. Одним из первых собирателей фольклора Саратовской области был учёный-фольклорист. В 1848 году А.В.Терещенко был издан этнографический сборник «Быт русского народа» в семи частях. Этот сборник - редкое издание, включающее в себя предания, поверья, обычаи, песни различных жанров . Каждой части сборника посвящался определённый тематический раздел - календарные праздники и песни, свадьбы, исторические события и песни, колдовство и заговоры и т.д. Позже издался сборник Н. Костомарова и А. Мордовцева «Русские народные песни, собранные в Саратовской губернии» (М., 1862). На рубеже XX столетия появляется целая серия подобных сборников, подготовленных М. Соколовским: «Былины, исторические, военные, разбойничьи и воровские песни, записанные в Саратовской губернии» (Петровск, 1896), «Великорусские свадебные песни и причетания, записанные в Саратовской губернии» (Саратов, 1898), Великорусские весенние хороводные песни, записанные в Саратовской губернии» (Владимир, 1908). В то же время были опубликованы первые нотные записи саратовского фольклора: «Песни с Поволжья» А. Маслова (М., 1906) и «50 песен русского народа из собранных в 1902 году в Саратовской губернии И.В. Некрасовым и Ф.И. Покровским» (М., 1907).
Первые годы после революции собирательство фольклора поддерживалось силами студентов Саратовского госуниверситета. Руководителем работы был профессор Б.М. Соколов. Чтобы спасти молодых коллег от голода, он практиковал направлять их в одиночные экспедиции по месту их жительства – в села. В 1919 г. А.Ф. Земсковой была сделана уникальная запись народной драмы «Как француз Москву брал» в селе Б. Сестрёнки Кистендейского (ныне Аркадакский район) района Саратовской области.
Борис Матвеевич Соколов разработал метод студенческих этнографических экспедиций, принятый впоследствии в большинстве вузов. «Методы и приёмы собирательской работы Саратовского университета определялись тем, что она организовалась и проводилась в студенческих экспедициях в летнее каникулярное время и могла охватить сравнительно небольшой район.» 20-30 человек студентов, разделённых на группы по двое, производили разведку и одновременно запись всех видов и жанров народного творчества. Перед этим все члены экспедиции знакомились с историей края, природными и социальными условиями, жизнью населения. Таким образом, за месяц обследовалось около 10 сёл. «Б.М. Соколов был сторонником комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, которые изучали и материальную и духовную культуру деревни». Участники экспедиций записывали от людей разных возрастных групп (стариков, молодёжи, детей) песенный фольклор, прозу, обряды, вели дневник экспедиций.
Уже в 1920 -23 гг. был собран громадный фольклорный материал и приобретены экспонаты для этнографического музея Саратовского края, организованного Б.М. Соколовым. Помимо Б.М. Соколова после 1924 г. Руководителями экспедиций был В.В. Буш, А.П. Скафтымов.
Были предприняты экспедиции, посвящённые записям сказок. Руководила экспедиционной работой студентов в эти годы профессор Т.М. Акимова. Общий стаж её полевых выездов, по её признанию,-30 лет. В экспедициях 1950 – 1960 – х гг. лет записывались, преимущественно, тексты традиционного фольклора (особенно песенного). Но уделялось внимание и малоизученным жанрам фольклорного творчества: например, экспедиции, посвящённые собиранию детского фольклора. В это время аспиранткой В.К. Архангельской проводится экспедиция в Пензенскую область (с.Б. Чернавка) – на родину писателя Ф.В. Гладкова – по сбору фольклора, нашедшего отражение в его творчестве.
Первыми изданным сборниками с музыкальными иллюстрациями явились: «Я край бережку похаживала», « Под зелёною ракитой» - составитель Лев Львович Христиансен. Эти сборники состоят из песен, записанных в разных районах Саратовской области.
Тем самым было положено начала экспедициям литературно – и фольклорно – краеведческого типов.
Таким образом, научное и культурное значение имеющихся материалов с каждым годом возрастает, поскольку традиционный фольклор стремительно исчезает, угасают диалекты и говоры, уходят из жизни люди, владеющие сокровищами народного творчества. В то же время, появляются новые формы фольклора, исследователи обращаются к темам, которым раньше не уделяли внимания. На этом новом этапе необходимо обобщение использовавшихся ранее методов собирания и разработку на их базе современных подходов, связанных как со спецификой собираемого материала, так и с новыми возможностями, которые дают современные технологии и средства записи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "История кукол" образовательное мероприятие
Данная методическая разработка даст возможность педагогам познакомить дошкольников с историей возникновения кукол на Руси....
Методическая разработка «История создания книги»
Об истории создания книги....
Методическая разработка «История создания книги»
Об истории создания книги....
Методическая разработка "История пуговицы".
Эту презентацию я разработала для детей подготовительной группы и включила в проект "Ее величество пуговица"....
Методическая разработка "История пуговицы".
Методическая разработка "История пуговицы"....
Методическая разработка "История возникновения велосипеда"
В материале изложена последовательность появления велосипеда и правила дорожного движения для велосипедистов...
Методическая разработка: "История собирания и изучения фольклора"
История собирания и изучения фольклора: региональные фольклористы. В современном мире одним из главных стоит вопрос воссоздания сознания национальностей...
- Мне нравится (1)