РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
статья (старшая группа) на тему
Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volodina.docx | 103.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Володина Н.А., музыкальный руководитель,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №196 «Петушок»
“Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”.
А. В. Луначарский
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самоосознания.
Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Поэтому целью моей работы стало создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.
Для достижения поставленной цели использую различные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).
При исполнении произведения стараюсь выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использую «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применяю прием контрастных сопоставлений.
Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью в детский сад приглашаются с концертами учащиеся детский школы искусств №6. Такие выступления дают возможность детям ближе познакомиться с музыкальными инструментами, что в дальнейшем у многих детей вызывает желание пойти учиться в школу. Такие встречи позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников - воспитание культурного слушателя и зрителя.
Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.
Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов).
Использую для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.
Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).
Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому рассказываю о музыкальном произведении увлеченно, интересно. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов».
Беседуя с детьми о музыке, расширяю представления детей о некоторых явлениях действительности, стараюсь обогатить их внутренний мир. Ставлю себе задачей: формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.
Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках)
Применяю музыкально-ритмические движения, где дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А также хореографические этюды-импровизации, пантомиму, посредством чего дошкольники передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений.
Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Предлагаю выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, оркестрируя «Венгерский танец №5» И. Брамса ритм в 1 и 3 частях показываем на металлофоне, а спокойную 2 часть – колокольчиками и треугольниками. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.
Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства. С целью развития музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей мной была создана картотека музыкально-дидактических игр и упражнений.
Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта; изживаются страхи и разного рода опасения.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения на каждом занятии использую мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, наполненную звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Прием индивидуально-дифференцированного подхода
В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, стараюсь найти подход к каждому ребенку. Ввожу кукольные персонажи, использую задания и вопросы различной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за каждое достижение, развивая уверенность ребенка в собственных силах.
Таким образом, использованные мною в работе с детьми музыкальные игры, упражнения, методики, различные виды музыкальных занятий позволяют детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказывают положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости.
Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности.
Список литературы
1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
4. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2006. – 89 с.
5. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.
6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников /В.М. Минаева. – М.: Аркти, 2000. – 48 с.
8. Радынова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1999.-№ 1,2,10.
9. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
Приложение
Картотека Музыкально-дидактических игр
Веселые матрешки.
Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте.
Игровые пособия: матрешки трех величин по числу играющих.
Музыкально-дидактический материал: металлофон.
Ход игры: воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.
Какой инструмент звучит.
Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия: карточки с изображением музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактический материал: детские музыкальные инструменты.
Ход игры: дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент.
Колокольчики.
Программное содержание: учить детей различать силу звучания.
Игровые пособия: наборы колокольчиков разной величины.
Ход игры: педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.
Угадай-ка.
Программное содержание: учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия: вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков.
Музыкально-дидактический материал: бубен или барабан.
Ход игры: дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей.
Прогулка.
Программное содержание: различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений.
Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э.Пралова.
Ход игры: дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши.
Море и ручеек.
Программное содержание: учить детей различать темп музыки.
Игровые пособия: наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.
Музыкально-дидактический материал: «Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.
Ход игры: При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря.
2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка.
3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом.
Три медведя.
Программное содержание: учить детей различать высоту звуков.
Игровые пособия: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал: «Мишка» А.Раухвергера.
Ход игры: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.
2-й вариант Дети изображают медведей и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.
В лесу.
Программное содержание: учить детей различать регистровое звучание музыки.
Игровые пособия: изображения медведя, зайца, птички.
Музыкально-дидактический материал: «Медведи», «зайчики», «Птички» Т.Ломовой.
Ход игры: дети поднимают фигурки животных в соответствии с музыкальными произведениями.
Букеты.
Программное содержание: учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия: цветы небольшого размера по два у каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал: бубен.
Ход игры: педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой.
Лесная прогулка.
Программное содержание: учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Игровые пособия: шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей.
Музыкально-дидактический материал: барабан, бубен, погремушка.
Ход игры: детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна– зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.
Кошки и мышки.
Программное содержание: учить детей различать громкие и тихие звуки.
Игровые пособия: шапочки кошек и мышек по количеству детей группы.
Музыкально-дидактический материал: металлофон, любая плясовая мелодия.
Ход игры: дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек.
Козлята и волк.
Программное содержание: учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений.
Игровые пособия: шапочка - маска волка.
Музыкально-дидактический материал: «Козлята», «Волк» Т.Ломовой.
Ход игры: Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят.
Ах, как песенку поем!
Программное содержание: учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен.
Музыкально-дидактический материал: детские музыкальные инструменты, мелодии знакомых песен.
Ход игры: педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню.
Бабочки.
Программное содержание: учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения.
Музыкально-дидактический материал: металлофон.
Ход игры: под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки.
Барабан и погремушка.
Программное содержание: учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения.
Игровые пособия: барабаны и погремушки.
Музыкально-дидактический материал: «Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева.
Ход игры: Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках.
«Оркестр».
Программное содержание: учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.
Игровые пособия: карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра.
Музыкально-дидактический материал: «Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П.Родыновой «Музыкальные шедевры».
Ход игры: детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством фольклора.
Знакомство с Вербным воскресеньем....
Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»
презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
Этот материал содержит опыт работы по разделу "Слушание " музыкального воспитания в ДОУ....
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
Введение1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов1.2 Особенности развития эмоциональной...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.
Теоретическое обоснование важности роли художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников....
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятии музыки
Материал будет интересен музыкальным руководителям.Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести...