Консультация "Развитие музыкально – творческих способностей у дошкольников".
консультация
Консул"ьтация "Развитие музыкально - творческих способностей у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия «Учебно-воспитательный комплекс № 1»
структурное подразделение детский сад
Консультация на тему:
Развитие музыкально – творческих способностей у дошкольников.
-Воронеж 2021-
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. В этот период развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Музыкально-эстетическое воспитание важно для детей всех возрастов. Но особенно нуждаются в нём дети дошкольного возраста.
Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Детское творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Поэтому, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью развития одарённости.
Поэтому, цель работы музыкального руководителя - это развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Основные направления и способы развития детского музыкального творчества.
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх: они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Что такое «способность»? В понятие «способность» входят 3 признака:
1.Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2.Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
3.Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Как отмечал Борис Михайлович Теплов, известный советский психолог, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. А врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.
Известный австрийский композитор Карл Орф говорил: «Кем бы ты ни стал в дальнейшем, ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, - задача педагога – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление».
Каким образом мы можем развить творческие способности в музыкальной деятельности?
Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
1.соблюдение принципа свободы;
2.накопление впечатлений от восприятия искусства;
3.накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
4.развитие основных музыкальных способностей;
5.оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
Например:
Одной из форм детского творчества –является детский рисунок. Музыкальные занятия–это своего рода игровые сеансы, на которых слушание музыки может сочетаться, например, с рисованием. Детям предлагается музыкальное произведение или его фрагмент, которое они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Музыку вспоминали, делились впечатлениями, а затем «рисовали её». Дети более старшего дошкольного возраста воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но в таком случае рисованию предшествовали беседа о музыке и ее анализ. Музыка должна звучать в процессе рисования как необходимая «эмоциональная подпитка». Здесь она ни в коем случае не является просто фоном, она постоянно напоминала о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети изображают в своих рисунках, не только построение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.
Или же другой пример:
Выразить свое отношение к услышанной мелодии через движения. Движения помогают ребёнку ощутить характер, смену настроения, динамики, фактуры, дают возможность выразить свое восприятие музыки. Дети с восторгом выдумывают собственные движения, они двигаются под музыку или любят подражать движениям животных.
Третий пример:
Визуальные образы (изобразительное искусство) и живое слово – поэзия, проза могут помочь ребенку в распознании музыкального образа. Восприятие, переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих искусств может облегчить ребенку овладение сложным музыкальным языком.
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды в группах. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью возможно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний, навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей.
Таким образом, использование творческих заданий, их вариативность, создание положительной мотивации предполагает успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и развитию одарённости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предлагаю методическую разработку по театрализованной деятельности....
МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...
Доклад на тему"Развитие музыкальных творческих способностей у дошкольников"
Данная тема помогает раскрыть развитие музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы детского сада....
«Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»
Статья «Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» ( для родителей)...
Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г....
Педагогический мониторинг освоения программы по выявлению музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальные звездочки» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг освоения программы по выявлению музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальные звездочки» на 2022-2023г....