Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО
статья (старшая группа)
Статья "Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Любивая Варвара Вадимовна, воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №38 «Малыш» Города Губкина Белгородской области
Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО
В последние годы произошли большие изменения в системе дошкольного образования. Первоочередным является закон №273-ФЗ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», которые внесли значительные изменения в представление работников дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. [1]
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. [2]
Стандарт включает в себя требования к структуре программы и ее объему, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы, Раздел 3.3. поясняет требования к развивающей предметно-пространственной среде. [2]
При организации предметной среды педагоги старшей логопедической группы должны обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, так как при переходе ребенка в старшую группу, меняется его психологическая позиция: он впервые ощущает себя старшим среди детей детского сада. Воспитатели поддерживают это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок активно проявляет познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели привлекают старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, вовлекают в процесс преобразований.
Предметно-пространственная среда в старшей группе организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки расположены так, что не мешают свободному перемещению детей, создают условия для общения со сверстниками и взрослыми. В группе необходим «центр уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.
При формировании предметно-пространственной среды воспитатели должны учитывать национально-культурные условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. Необходим уголок для познания детьми родного края, страны. В нём будут представлены изображения герба страны, области, района, флаг страны, области. Набор дидактических игр «Животные Белгородской области», «Растения Белгородской области», «Кто, где живёт» и т.п.
В группе должны функционировать различные центры активности, которые постоянно дополняются:
- «Центр познавательно-исследовательской деятельности» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей, имеются ёмкости для проведения опытов, коллекции полезных ископаемых, создана картотека опытов и экспериментов. В уголке помещены комнатные растения и средства ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, пластмассовые палочки. Есть календарь природы. Имеются муляжи фруктов, фигуры животных, настольные игры "Кто, где живёт», «Четвёртый лишний», «Времена года», «Найди пару» и т.п.
- «Центр творчества» активизирует творчество детей, имеются костюмы и маски для театрализации и драматизации сказок, имеется плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный театр. Для изменения внешнего вида создан уголок «Парикмахерская», «Уголок Ряжения». Уголок изобразительной деятельности, где дети могут пользоваться различными материалами: краски, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, трафареты, шаблоны, ножницы, клей. Собраны образцы предметов декоративно-прикладного искусства и альбомы с их изображениями. Создана мини-галерея для ознакомления с многообразием жанров живописи.
- «Игровой центр» дополнен атрибутами для организации самостоятельных сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Зоопарк», «Ателье», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Космическое путешествие», «Автомастерская», «Моряки»
- «Литературный центр», в котором представлены любимые книги детей, а также произведения в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство», имеются портреты детских писателей, наборы сюжетных картинок для пересказа, придумывания историй. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература для дошкольников. Через книги и предметы дети познакомятся с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох.
Для успешной подготовки к освоению учебной деятельностью в школе необходимы игры с правилами, это разнообразное лото, домино, маршрутные игры (ходилки).
Для развития фонематического слуха и сенсорного развития воспитанников в группе должен быть сенсорно-речевой уголок, в котором имеются наборы игрушек и картинок, название которых начинается с определённого звука; наборы сюжетных картинок с заданием «разложи по порядку».
Предметно-игровая среда построена так, что дети могут участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В группе выделено специальное место и оборудование для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки»), на следование и чередование и др. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
Важную роль в развитии ребенка конструктивной деятельности. Для этого в группе должны быть конструкторы и строительные наборы, напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.
Для активизации интереса к будущему школьному обучению, в группе выделена учебная зона, обстановка этого уголка приближена к учебной среде класса.
Данная организация развивающей предметно-пространственной среды является содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной. Данное распределение позволяет создавать ощущение, при котором ребёнок активно проявляет познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу, привлекать воспитанников к созданию окружающей обстановки, вовлекая в сам процесс преображения, и позволяет воспитателю содержательно проводить воспитательно-образовательную деятельность с детьми.
Литература:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012г., №273-ФЗ//Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 0-13 Москва: Проспект, 2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., № 1155// Российская газета: Собрание законодательства Российской Федерации, - 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
3. Т.И. Бабаева и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-111548-1540466598.jpg)
Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе
Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-508573-1414433256.jpg)
Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС.
Подробное описание предметно- развивающей среды по областям....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-508573-1414433256.jpg)
Предметно-развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС
Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-971840-1510518284.jpg)
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-612218-1427132623.jpg)
Перспективный план на три года (2017 – 2020 уч год, возраст детей от 1года до 4 лет) по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности Подходящий уровню развития данной возрастной группы и индивидуальным способностям детей. Являются регулярно -...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/27/picture-1184278-1648374365.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСПодготовила: Балашова Е. В.,воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»...
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Консультация для педагогов...