Система работы по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Задачи:

  • Расширять представления о родном городе и других городах России, родном округе и своей стране, вызвать в детях чувства восхищения и уважения к своему народу, его трудовым подвигам и подвигам на фронтах войны, чувство гордости за свою страну.
  • Расширять представления о природе родного края, формировать бережное и созидательное отношение к природе и всему живому.
  • Познакомить детей с символикой родного города, округа и России.
  • Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.
  • Продолжать знакомить с трудом взрослых, их профессиями, воспитывать уважительное отношение к труду, стремление трудиться на благо Родины и своего народа, воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения своего народа, своей страны.
  • Формировать представления о правах человека.
  • Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране.
  • Воспитывать у детей нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, доброжелательность, дружелюбие.
  • Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельной личности; формировать позитивные установки на деятельность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_patrioticheskogo_vospitaniya.docx71.99 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Расширять представления о родном городе и других городах России, родном округе и своей стране, вызвать в детях чувства восхищения и уважения к своему народу, его трудовым подвигам и подвигам на фронтах войны, чувство гордости за свою страну.

Расширять представления о природе родного края, формировать бережное и созидательное отношение к природе и всему живому.

Познакомить детей с символикой родного города, округа и России.

Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

Продолжать знакомить с трудом взрослых, их профессиями, воспитывать уважительное отношение к труду, стремление трудиться на благо Родины и своего народа, воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения своего народа, своей страны.

Формировать представления о правах человека.

Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране.

Воспитывать у детей нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, доброжелательность, дружелюбие.

Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельной личности; формировать позитивные установки на деятельность.

ТЕМА НЕДЕЛИ

Задачи

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РППС

1-2неделя.Встречи друзей после летнего отдыха

Встречи друзей после летнего отдыха. Мы – группа

Расширить представление о родном городе и других городах России.

Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости

Воспитывать у детей нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, доброжелательность, дружелюбие.

Формировать навыки здорового образа жизни,

Закрепить знание детей о своей семье, своих близких; о семейных праздниках, традициях. Воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

  • - Беседа о летнем отдыхе детей, где побывали летом , чем занимались( купались и загорали на речке или море, ходили в лес за ягодами и грибами).
  • - Рассматривание фотографий ,обсуждение труда фотографа, чтение стихотворений  С. Махотина «Фотография»и Э. Мошковськой «Много фотографий»
  • Рассказ воспитателя о съедобных и не съедобных  грибах. Цель: познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами. Научить различать их по внешнему виду. Объяснить как нужно правильно собирать грибы.
  • - Обсуждение рассказа  М. Пришвина «Лисичкин  хлеб».
  • -Рассказ воспитателя о паспорте , гербе страны. Цель: Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; их особенностях. Развивать патриотические чувства, любовь к Родине.
  • Оформление коллективного альбома «Наше лето», запись детских рассказов о лете.
  • - Чтение произведений: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», Г Юдин «Рыжий город», Б Алмазов «Горбушка».
  • Работа с пословицами и поговорками. Цель: Побуждать детей подумать о дружбе, значении поступков, совершаемых для других людей, учить вежливо и заботливо относится к пожилым людям. (Жизнь дана на добрые дела, друзья познаются в беде, помогай другу везде, не оставляй его в беде, добро творить — себя веселить, за добрые дела добром платят).
  • Рисование на тему: «Цветик-семицветик»».
  • Дидактическая игра «Что доброго делают люди этой профессии?»
  • «Хорошо – плохо», «Мост дружбы», «Передай настроение», «Кто больше знает», «Добрые и вежливые слова»
  • Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Серсо», «Ловишки-перебежки», «Сделай Фигуру», «Городки»
  • Сюжетно-ролевые  игры «Заказ товаров из магазина по каталогу» Общение: «Любимый отдых членов семьи» Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. 
  • Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи) Цель: Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи. 
  • Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью»

Фоторепортаж «Как я отдыхал»

Фотоальбом  «Так мы отдыхали»

ИКТ – игра «Чего не бывает летом»

Фонотека «Звуки лета»

ИКТ -игра «Четвертый лишний»

Песенки о лете

ИКТ «Что сначала, а что потом»

3 неделя Такой разный урожай

Расширить представление об бережном отношении к природе,  к труду взрослых(хлебороба).Воспитывать уважение к труду взрослых.

- Рассказ воспитателя о народном календаре, народных  праздниках: один из таких в октябре Сергиев день. В этот день квасят капусту. Поэтому есть такая поговорка: «Сентябрь пахнет яблоками - октябрь капустой». Цель: Приобщение детей к народным традициям русского народа через пословицы, поговорки, народные обряды и народные календарные праздники. Воспитание чувства любви и гордости к своим предкам. Воспитание умения переносить в современный мир частичку традиций заложенных нашими предками.

Рассматривание картинок, иллюстраций с тематикой проведения народных празднований, гуляний.

- Рассказ воспитателя о том, что жизнь предков была тесно связана с жизнью природы и строилась на основе народного календаря: приметы, пословицы, поговорки – отражение в устном творчестве наблюдений за природой и жизнью общества.

- Беседа об особенностях уборки урожая в родном краю, направленная на представление и расширение собственного опыта и знаний об овощах, ягодах и грибах, орехах.

- Беседа «Хлеб- богатство России». Цель: расширить представления о труде хлеборобов, о том, что хлеб- богатство нашей страны, воспитывать  чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

 - Беседа о правилах поведения в лесу. Цель: формировать навыки экологической культуры, бережное отношение к природе.

д/ и «Четвертый лишний». Развивать умения обобщать и классифицировать ( ягоды: лесные- садовые, грибы: съедобные- несъедобные и т.п.)

- Сюжетно-ролевая игра «На праздничной  ярмарке». Сюжетная линия: дети пришли на веселую праздничную ярмарку.

- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

- Народные игры  «Курилка», «Гори – гори ясно».

- Оформление  коллажа «Природные богатства  нашего края». Цель: учить трудиться в коллективе, выполняя отдельные поручения, радоваться результатам совместного труда.

Сюжетные  картины, иллюстрации о  проведении осенних народных празднований, гуляний.

Предметные картинки

«ягоды и грибы».

Презентация «Хлеб-богатство России».

ИКТ- игра «Четвертый лишний» (классификация ягод: лесные - садовые, грибы: съедобные - не съедобные)

Предметные картинки «Овощи и фрукты»

4недяля Встречаем гостей. Семейные традиции.

Расширить соцоиокультурный опыт детей о традициях времяпровождения , расширить представления о способах организации своего досуга. Воспитывать

уважения к традициям народов России.

  • - Рассказ воспитателя о семейных традициях из личного опыта. ( Празднования Пасхи, Нового Года, Рождество, Семейный альбом, семейный отдых на природе, коллекционирование,
  • Беседа о традиции «Посиделки». Цель: познакомить с традицией совместного труда рукодельниц  на Руси, познакомить с русской народной вышивкой.
  • Беседа  «Наши семейные традиции- совместные игры , прогулки, праздники и др.» цель: расширить социокультурный опыт детей о традициях времяпровождения, расширять представления о способах организации своего досуга.
  • Составление рассказа из личного опыта по сюжетной картине «Семья».Цель: воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
  • Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Моя родословная».
  • Беседа  на тему «Хозяйство семьи». Цель: познакомить с понятием «хозяйство семьи»; воспитывать  уважение  к  труду и занятиям других членов семьи, стремление радовать старших своими поступками, продолжать воспитывать желание выполнять постоянные обязанности по дому.
  • Упражнение «Когда я стану мамой (папой)» Цель: формирование у детей представления о семейной жизни и об обязанностях членов семьи, о том какими представляют себя дети в будущем и обсудить то, как они будут общаться со своими родителями, детьми.
  • Д/и «4-й лишний» (народные промыслы)
  • Упражнение «Угадай, сколько нас в семье?».
  • Разучить русскую народную игру «Ворота»
  • Коллективная работа «Цветок добрых слов».
  • Анкетирование родителей «Как вы организуете ваш досуг в семье?»
  • Консультация «Организация  досуговых игр в семье»

Сюжетные картины «Семья»

 «Встреча гостей»,

Презентация «Семейные традиции»

Презентация «Моя родословная»

ИКТ- игра «Этикет»

Предметные картинки добрых поступков.

ИКТ- игра» Назови три предмета»

Выставка изделий «Народные промыслы России»

Картинки, наглядные пособия, раскраски, демонстрирующие различные стили народного декоративно-прикладного искусства.

5-6 неделя. Города моей страны

Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.

Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с устным народным творчеством. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

 

  • Рассказ воспитателя о Санкт- Петербурге, рассматривание  иллюстраций с видами города.
  • Рассматривание  иллюстраций с изображением цирковых животных , первого в стране цирка, находящегося в Санкт- Питербурге.
  • Детский исследовательский проект « Санкт-Петербург», «Достопримечательности Санкт-Питербурга».
  • Коллективная работа «Макет города»
  • Тема беседы: «Народные промыслы России». Цель: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.
  • Презентация «Народные праздники на Руси»
  • Цель: Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
  • Д/и «4-й лишний» (народные промыслы)
  • Д/и «Выбери предмет по описанию» (из филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек)
  • Русские народные подвижные игры«Горелки с платочком», «Моталочка»
  • ХПД  «Узнай и продолжи узор»- закрепление знаний об элементах росписи семеновской, дымковской, городецкой росписи
  • С/р игра «Магазин сувениров»
  • Выставка  творческих работ «Я рисую Кремль»

Презентации ««Санкт - Петербург»,

Карта России.

ИКТ- игра «Символы России»

ИКТ- игра «Достопримечательности Санкт-Петербурга»

Предметы народных промыслов России ( хохломская посуда, деревянные игрушки и др )

 ИКТ- игра «Народные промыслы России»

Презентация «Сказочная гжель»

Выставка "Ярмарка народных промыслов»

7 неделя С днем рождения, любимый город

Жизненный путь

Расширить представления детей о прошлом нашего города его достопримечательностях,

первооткрывателях (

.Развивать умение представлять добытую информацию сверстникам .

. Воспитывать чувства привязанности к родному городу , восхищения его красотой , чувства уважения  к труду взрослых, чувства гордости за достижения жителей города, желание беречь природу , бережно относится к культурному наследию, заботится о птицах , Чтить традиции своего народа, Стремление созидать на благо города и его жителей .

  • Рассказ воспитателя о первооткрывателях города Нефтеюганска.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Беседы  о жизненном пути, профессиональной деятельности людей.
  •  Беседа «Музеи родного города»
  • Составление рассказов о родном городе.
  • Работа с картой города
  • Беседа с детьми «Безопасность в городе. Знакомство с дорожными знаками»
  • Беседа с детьми о городском транспорте.
  • Чтение сказки «Перышко Финиста Ясна сокола», рассказа «Старик и яблоня»
  • Активное занятие: «Жизненный путь», Цель: закрепить представление о понятии «жизненный путь человека», показать значимые моменты в жизни каждого человека: рождение, крещение, начало образования, обучение профессии, создание семьи. Помочь ребенку положить начало осмысленному подходу к своему будущему выбору жизненного пути.
  • Изготовление макета своего города.
  • Д/ настольно- печатные  игры «Кому, что нужно для работы», «Четвертый лишний»( с фотографиями памятных мест родного города и например Москвы или Сургута)
  • Игровая деятельность: сюжетно- ролевые игры «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Нефтяники»,
  • Знакомство с русской народной игрой «Камешки».
  • Подвижные игры «Я знаю…», «Дерево дружбы», «Выбери друга»
  • Прогулки по родному городу с родителями.
  • Оформление альбома «Профессии родителей».
  • Беседы с родителями о том, что необходимо знакомить детей с достопримечательностями города, его историей, показывать свой город страну с привлекательной стороны, чтобы вырастить настоящих патриотов, любящих свой город, свою страну, свой народ.
  • Консультация «Воспитываем патриотов. Беседа с детьми о родном городе.»

Презентация « Достопримечательности моего города»,

 Фотографии памятных мест Нефтеюганска, Москвы, Сургута.

Презентация «Дедушки и бабушки- герои труда»

ИКТ- игра «Что кому для дела нужно»

ИКТ- игра «Дерево дружбы»

ИКТ «Выбери друга»

ИКТ-игра  «Знаю профессии»

8 неделя Веселая ярмарка. Мастера и рукодельницы.

 Расширить представление  о промыслах с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

  • Рассказ воспитателя об  изделиях  русских мастеров и мастериц.
  • Встреча с интересными людьми.
  • Беседа «Мастера и рукодельницы» -  познакомить с традициями и мастерами, прославившими нашу родину и  родной город.
  • Выставка изделий мастеров края и города – познакомить с произведениями мастеров нашей страны, города, воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда
  • Слушание РН песен «Во кузнице», «Деревца»
  • ЧХЛ Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок», К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
  • Работа с пословицами. - развитие интереса к русскому народному творчеству (Каков мастер, такова и работа. Где хотенье, там и уменье. От скуки на все руки. Дело мастера боится. Всякая работа мастера хвалит.)
  • Рассматривание альбомов по декоративно – прикладному искусству – знакомство с особенностями творчества.
  • ХПД «Мастерская самоделкина» - изготовление игрушек – самоделок для игровой деятельности, формирование желания быть похожими на народных мастеров.
  • Русские народные  игры «Плотники», «Горшки», «Ниточка, иголочка, узелок».
  • Активное занятие: «Мастера и рукодельницы». Цель: помочь освоить и осмыслить социокультурную категорию «Традиции дела», обратить внимание на то, что путь к вершинам мастерства – это труд души. Чтобы стать настоящим мастером, необходимо иметь любовь к своему делу, смекалку, терпение, усердие, наблюдательность.
  • Рекомендации для родителей»Как провести досуг в кругу семьи»

Презентация «Мастера и рукодельницы»

ИКТ- игра «Что, кому для дела нужно»

Аудиозаписи русских народных песен

Пословицы и поговорки

Презентации «Волшебная гжель», «Русская матрешка», «Городец»

Альбом«Русские узоры»

8 неделя Веселая ярмарка. Старание и терпение

Расширить представление о традициях русского народа с народными промыслами; - учить находить различия и сходство современной ярмарки от ярмарки на Руси; - воспитывать интерес к народной культуре.

Воспитывать  уважение к труду людей.

  • Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе. Народные приметы: Если с дерева лист не чисто упадет, будет холодная зима; если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
  • Рассказ педагога о ярмарках на Руси. Цель: - продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа, с народными промыслами; - учить находить различия и сходство современной ярмарки от ярмарки на Руси; - воспитывать интерес к народной культуре.
  • Беседа «Старание и терпение». Цель: Сформировать понятия «старание», «терпение».
  • Чтение сказки «Морозко», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
  • Работа с пословицами и поговорками о трудолюбии: За труд не бьют, а награды дают. Кто живет своим трудом, тем работа - второй дом. У нас самый счастливый - человек трудолюбивый. Уменье и труд – всё перетрут! С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
  • Художественное творчество: рисование иллюстраций к сказкам «12 месяцев», «Мужик и медведь», «Поди туда не знаю куда, принеси то – не знаю что». Цель: развитие умения передавать значимость труда человека, воспитывать желание доводить начатое дело до конца
  • Активное занятие: «Старание и терпение» Цель:.
  • Игровая деятельность: театрализованные игры по мотивам рнс «Морозко»
  • Театрализованные игры  по сказке «Гуси - лебеди»
  • Экологическая акция «Покормите птиц зимой» Цель: воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, совместно с родителями изготовить для них кормушки и регулярно подкармливать птиц.

Презентация «Дело мастера боится»

Презентация «Сказка ложь, да в ней намек»

ИКТ «Собери картинку»

Презентация «Игрушки из бросового материала»

Книга «Старание и терпение»

9неделя Хорошая книга – лучший друг.

Расширять представление детей о книге; развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; закрепить представление о труде писателя, художника. Воспитывать  уважение к труду людей.

  • Рассказ воспитателя о библиотеке и процессе изготовления книг.
  • Рассказ воспитателя о работе типографии.

Беседа «История создания книги»

  • Беседа  с детьми об их любимых книгах.
  • Чтение отрывка из стихотворения С Маршака «Вчера и сегодня».
  • Чтение и обсуждение русской народной сказки «Финист Ясный сокол»
  • Создание книжек – малышек, иллюстрирование их.
  • ХПД «Книжкина больница» - ремонт и реставрация  книг.
  • Активное занятие: «Книга - праздник души».
  • Викторина «Книжный магазин»
  • Аппликация с элементами рисования « Жар-птица»
  • Хороводные игры с пением «Веснянки»
  • Подвижные игры: « Кто быстрее до флажка»,»Хитрая лиса»,»Сделай фигуру»
  • Работа со страницей альбома «Мои истоки»
  • Выполнение творческого задания. Дети совместно с родителями оформляют альбом «Мои истоки».
  • Консультация для родителей «Ходите с ребенком  в детскую библиотеку»

Презентация «Как создаются книги»

Презентации «Библиотеки»

Презентация «Веснянки»

ИКТ «Сказки А.С.Пушкина»

ИКТ «Узнай обложку»

«Мои истоки»

10 неделя

 Книга- праздник души. Сказочное слово

Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

  • Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
  • Рассказ педагога о народных приметах.
  • Беседа по сказкам А.С. Пушкина «Жили – были сказки».
  • Чтение РНС «Царевна – лягушка» - анализ поступков героев произведения, воспитывать уважение и чувство благодарности к труду.
  • Викторина по сказкам «В мире сказок». Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость к героям, к сюжету сказок, гордость за писателей своей страны и желание сохранить писательское творчество для будущего поколения.
  • Проект «Моя любимая книга»
  • Рисование «Моя любимая сказка». Цель: выражение детьми в рисунке возникшие чувства, переживания и впечатления, связанные с родными сказками.
  • Создание коллажа «Сказка ложь, да в ней намек».
  • Художественное творчество «Что я видел» - приобщать к словесному творчеству, поддерживать желание делится своими эмоциями по отношению к окружающему миру через рифму.
  • Игра драматизация «Путешествие по сказкам»
  • Слушание музыкальных произведений «Сказочка», «Вечерняя сказка»
  • Русский фольклор: сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»
  • Консультация для родителей «О пользе семейного чтения» 

Презентация

«Русские Народные Сказки»

Презентация «Авторские сказки»

ИКТ «Узнай сказку»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Собери сказку»

РНС «Царевна- лягушка»

Сказка А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

15 неделя. Хмао – наш родной округ. Жизненный путь. Напутственное слово.

Расширить представления о городах родного округа.

Расширять представления о природе родного края, формировать бережное отношение к природе, ее ресурсам, приучать экономно их расходовать.

Познакомить с бытом и традициями народов ХМАО, воспитывать чувства уважения  народам России, их традициям.

Расширить представления о труде нефтяников и газовиков, воспитывать  уважительное отношение к труду жителей Югры, чувства гордости за их достижения.

Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей малой родине, стремление служить его интересам, стремление трудиться на благо Родины.

  • Рассказы воспитателя о жизни и быте коренных народов – ханты и манси
  • Просмотр презентаций «ХМАО. Его прошлое и настоящее» «Жизнь в стойбище».
  • Рассказы воспитателя «Труд нефтяников и газовиков»,
  • Организация работы детей в детских исследовательских проектах «Ягоды», «Рыбы», «Город Сургут и его достопримечательности» «Что делают из нефти?» «Профессии нефтяников»
  • Чтение сказок и легенд народов ханты и манси: «Сказки о Югорке», «Как кукла друзей искала», «Кукушка», «Гнев тайги».
  • Викторина «Моя Родина – Югра!»
  • Работа с детьми у карты и глобуса
  • Рассматривание картин художников ХМАО
  • Слушание песен о родном крае, хантыйских мелодий.
  • Создание макета »Стойбище».
  • Режиссерские игры у макета. »Стойбище».
  • Составление рассказов о родном крае.
  • Организация выставки творческих работ детей «Люблю свой край»
  • Подв игры народов Севера «Берегись охотника» «Бег с капканом»
  • Конкурс чтецов «Любимый край- моя Югра»
  • Д/игры «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Собери герб», «Узнай по описанию кто это» и др. с предметными картинками «Животные леса», «Птицы»,  «Ягоды», »Грибы», »Рыбы», «Деревья», «Цветы», «Гербы городов ХМАО», «Достопримечательности Югры»).
  • ИКТ- игры «Нарисуй  хантыйский узор»
  • Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с достопримечательностями округа.
  • Беседы об удивительных людях (достижения в труде, спорте, творчестве).
  • Сюж-рол игры «Путешествие…..», «Нефтяники»,….
  • Викторина «Моя малая родина Югра»
  • Д/и «Нарисуй  хантыйский узор», «Что производят из нефти»
  • Исследовательская деятельность с нефтью.
  • Консультации: «Воспитываем патриотов»,  «Как подготовить с ребенком презентацию к проекту»

презентации ХМАО. Его прошлое и настоящее.» «Труд нефтяников и газовиков», «Жизнь в стойбище». «Картины художников ХМАО-Югры», «Труд нефтяников и газовиков»

 Записи песен о родном крае, хантыйских мелодий.

Глобус, карта ХМАО-Югры.

 Материалы для худ- прод деятельности по созданию макета, творческих работ. Предметные картинки «Животные леса», »Ягоды», »Грибы», »Рыбы», «Деревья», «Цветы», «Гербы городов ХМАО».

ИКТ «Нарисуй хантыйский узор»

Иллюстрации, открытки, фотографии с достопримечательностями ХМАО- Югры.

Сюж-рол игры «Путешествие по городам округа» «Нефтяники», «Жизнь народов ханты и манси»

16 неделя. Какого цвета зима?

Продолжать знакомить с народными традициями, с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

 Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье

  • - Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе (деревья, птицы, природные явления)
  • - Рассказ педагога о народных зимних приметах  Зима морозная – лето жаркое. Много снега – много хлеба .Иней на деревьях – значит быть морозу. Белее земля – зеленее лето .Много воды - много травы. Снег прилипает к деревьям – к теплу .
  • Беседа «Опасный мороз» - Обсудить с детьми элементарные правила профилактики обморожения.

            Рассказ педагога о народных зимних развлечениях на Руси. 

  • Русские народные подвижные игры «Снежная карусель», «Салки со снежками», «Снежная башня»
  • Обсуждение пословиц и поговорок: «Зима спросит, что летом припасено» «В зимний холод – всякий молод» «Снег холодный, а от стужи укрывает»

Презентация «Народные традиции», «Дети севера»

ИКТ «Игры прошлого и настоящего»

д/и

17 неделя Новый год шагает по планете.

?

18 неделя. Новый год. Семейные традиции

Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с устным народным творчеством.

Цель: знакомство с историей возникновения праздника, святочных гаданий, знакомство с традициями семьи, знакомство с национальными традициями. ознакомление с историческим прошлым нашей Родины знакомство с культурным наследием христиан. формирование чувства уважения и симпатии к другим народам, их традициям;-

  • Беседа «Христианский праздник»
  • Рассматривание иллюстраций по теме праздника -.
  • Рисование «Коляда, коляда накануне Рождества»
  • Пение рождественских песенок. Проведение колядок
  • Подвижные игры «12 месяцев», «Метелица», «Коляда отзовись»
  • ХПД «Рождественская звезда» - формировать чувство сопричастности к подготовке к празднованию колядок
  • Оформление страниц альбома «Святки»
  • Народная игра «Каблучок», «Ручеек»
  • Активное занятие: «Семейные традиции» Цель: закрепить понятие о семейных традициях, которые переходят из поколения в поколение.  Оформление альбома «Традиции нашей семьи».

Презентация «Рождество Христово»

ИКТ «Проделки колядовщиков»

Материалы для ХПД

ИКТ «12 месяцев»

ИКТ «Наряди елку»

ИКТ «Собери картинку»

20 неделя Путешествие к Северному полюсу

Расширять представления об ученых покоривших Северный полюс, об их открытиях. Воспитывать уважение и чувство гордости за труд своих соотечественников.

  • Беседа о первых русских ученых, приплывших в Арктику.
  • Просмотр отрывков документального фильма «Арктика. Выбор смелых»
  • Просмотр видеоролика «К берегам русской Арктики», презентационного ролика национального парка «Русская Арктика»
  • Подвижные игры коренных жителей Арктики «Полярная сова и евражки», «Льдинки, ветер и мороз».
  • Обсуждение по иллюстрациям «Жизнь коренных народов Арктики»

Презентация «Ученые в Арктике», видеоролики «Арктика. Выбор смелых», «К берегам русской Арктики», «Национальный парк «Русская Арктика»

Иллюстрации «Жизнь коренных народов Арктики»

21 неделя Путешествие в Антарктиду

Познакомить с первыми русскими учеными, открывшими Антарктиду, о их пути. Познакомить с современным транспортом, с помощью которого добираются до Южного полюса. О жизни ученых в Антарктиде. Воспитывать уважение и чувство гордости за труд своих соотечественников.

  • Беседы «Первые русские ученые Антарктиды», «Транспорт Южного полюса»
  • Просмотр видеороликов «Исследовательские станции»
  • Рассматривание иллюстраций «Жизнь ученых в Антарктиде»
  • Сюжетно – ролевая игра «Исследователи»
  • Аппликация «Исследователи Южного полюса»

Презентация «Транспорт Южного полюса», «Русские Ученые»

Видеоролик «Исследовательские станции»

Иллюстрации «Жизнь ученых в Антарктиде»

23 неделя Путешествие в глубины океана

Расширять представления о подводном и надводном флоте, об открытиях ученых о подводном мире. Воспитывать уважение и чувство гордости за труд своих соотечественников.

  • Беседа «Подводный и надводный флот»
  • Просмотр отрывков документального фильма  «Океаны»
  • Рассказы воспитателя «Вклад русских ученых и моряков в изучении морей и океанов», «Изучение подводного мира»
  • Сообщения детей на тему «Первые русские мореплаватели»
  • Рассматривание иллюстраций «Подводный и надводный транспорт»

Презентация «Подводный и надводный флот», «Изучение подводного мира»

Документальный фильм «Океаны»

Иллюстрации «Ученые и моряки»

Альбом «Первые русские мореплаватели»

24 неделя. Путешествие в прошлое. Крепости и богатыри. Жизненный путь. Напутственное слово.  (к 23 февраля)

цель: воспитывть уважения к людям военных профессий, расширять представления воспитанников о родной стране как о большой державе, развивать чувства ответственности за сохранение мира и гордости за достижения Родины, воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому.

Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

  • Праздник «День защитников Отечества»
  • Аппликация  «Подарок для папы и дедушки»,
  • Рассматривание альбомов с иллюстрациями разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
  • Изготовление газеты «Мой папа  - солдат»
  • с/р игры «Пограничники», «Моряки», «Разведчики» «Летчики», «Танкисты»
  • Выставка книг «Об армии»
  • Развлечение «Мальчишки – будущие защитники»
  • п/ и «Быстрее и сильнее», «Затейники», «Лови, бросай, упасть не давай», «Ловишки», «Военные учения», эстафеты
  • Беседа «Российская армия», «Наши мужчины», «Что такое героизм?»
  • Чтение: Л. Кассиль «Твои защитники»; А. Митяев «Наше оружие»; С. Михалков «Наши защитники»;

Презентация «Армия России», «Наша армия родная», «Русские богатыри», «День Защитника Отечества»,  

Просмотр мультфильма «Крепость – мечом и щитом»

Альбом «Защитники Отечества в разные времена»

26 неделя. Красота и доброта

Продолжить знакомить с нормами и правилами поведения в обществе. Воспитывать любовь и уверенность в себе. Учить проявлять заботу и внимание к окружающим.

  • Беседа «Напутственные слова» - уточнить, какие слова – напутствия дети слышат  от своих родных.
  • Словесная игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать»
  • Сюжетно – ролевая игра «Путешествие» - с использованием напутственных слов.
  • Русские народные потешки, скороговорки о доброте и красоте
  • Русский фольклор: сказка «Василиса Прекрасная»,
  • Сказка К. Д. Ушинский «Ветер и солнце», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», В. И. Даль «Правда»
  • ХПД «Рисование иллюстраций к сказке «Василиса прекрасная»
  • Подвижные игры «Волшебный напиток»
  • Активное занятие с детьми по книге «Напутственное слово» Цель: закрепить представление детей о важности напутственного слова, только любящие родители могут желать добра, счастья, успехов своему ребенку.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Беседа «Мы все разные» - воспитывать любовь к себе и к окружающему миру.

Презентация «Добрые слова в дорогу»

ИКТ «Собери напутственное слово»

Презентация «Моя семья»

ИКТ «Четвертый лишний»

Иллюстрации к РНС «Василиса Прекрасная», дружных детей

д/и «Хорошо или плохо»

27 неделя. Живая и неживая природа.

Продолжать знакомить с народными традициями, с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

 Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье

  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе
  • Обсуждение пословиц и поговорок - Весна на тепло щедра, да скупа на время. Весенний день целый год кормит. Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
  • Знакомство с весенними приметами ( Весною день с ночью меряется, равняется. Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду. Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно — к мокрому лету. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету. Коли в мае дождь, будет и рожь.)
  • Рассматривание иллюстраций «Провожаем зиму – встречаем весну»
  • Слушание народных музыкальных произведений о весне.
  • Подвижные игры «Ястреб», «Луна или солнце»
  • Беседа «Как встречал весну русский народ»

Презентация «Как встречал весну русский народ»

Иллюстрации о весенних состязаниях

 Картотека пословиц, поговорок и примет весны.

31 неделя. Праздник моей страны – день космонавтики

- воспитание у ребенка любви, уважения и привязанности к своей стране, ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, развитие чувства

гордости за достижения России, знакомство с космосом, формирование бережного и заботливого отношения к природе.

Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с воспитывать чувства уважения к традициям народов Севера.

  • Беседа «Историей создания первой космической ракеты»
  • Выставка книг о космосе, фотографий Земли из космоса, иллюстраций компьютерной графики. Рассматривание и обсуждение с детьми материалов выставки
  •  Чтение: А. Леонов «Шаги над планетой»; В. Бороздин «Первый в космосе»; В. Гагарин «Грустная история найденыша»
  • Д/и «Путешествие в космос» (по макету «Планеты Солнечной системы»), «Медвежонок в космосе», «Танграм»
  • С/р игра «Будущие космонавты» ,«Космодром»
  • Рисование «Парад планет»
  • Чтение или просмотр мультфильма «Приключения Незнайки на Луне»
  • Рассматривание иллюстраций с изображением космоса, созвездий;
  • проект «Летательные аппараты», «Как стать космонавтом»
  • беседа «Праздник народов Севера – Вороний день»
  • просмотр видеоролика «Танец «Вороний день»

Презентации «Космос», «Созвездия», «Наши космонавты»

Макет солнечной системы

Видеоролики «Полет Ю. Гагарина.- «Поехали», «Загадочный космос»

Альбом «Волшебный космос»

Видеоролик «Танец «Вороний день»

Иллюстрации «Празднование Воронего дня»

33 неделя . Путешествие на Родину Олимпийских игр

Познакомить с историческим прошлым Олимпийских игр, познакомить с известными спортсменами своей Родины, развивать  чувства гордости за спортивные достижения своей страны,

Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

  • НОД «Знаменитые спортсмены России», «Спортивная гордость Югры»
  • Спортивное развлечение «Олимпийские игры»
  • Рассматривание иллюстраций из журналов и газет о спортивных достижениях России;
  • Фотовыставка «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Подвижные спортивные игры на прогулке «Быстрее и сильнее», «Затейники», «Лови, бросай, упасть не давай», «Ловишки»
  • Проект «Что я знаю о спорте», «Как проводят олимпийские игры?»
  • Беседы о видах спорта, о спортсменах, об истории олимпийских игр
  • Просмотр видеороликов «Открытие олимпийских игр», «Олимпийские игры - прошлое»

Видеоролики

Презентация «Наши спортсмены», «Олимпийские виды спорта»

ИКТ «Спортивный инвентарь»

Альбом «Мама, папа, я – спортивная семья»

34 неделя. Праздник моей страны – день Победы. Напутственное слово. Жизненный путь. Светлый образ.

35 неделя. Праздник моей страны – День Победы

– расширить представления об истории своей семьи, родственниках – участниках ВОВ, представления о событиях ВОВ, развитие чувства ответственности, благодарности и гордости за достижения Родины, воспитывать стремление принимать участие в акции «Бессмертный полк», сохранять и передавать наследие своего народа, развитие интереса к русскому народному творчеству времен ВОВ

воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому; развитие интереса к традициям и обычаям русских людей; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; воспитывать желание сохранить культуру своего народа.

  • Проведение бесед «Салют победы на Красной площади», «Взятие Рейхстага», о традициях празднования Дня Победы; о параде Победы в Москве
  • Чтение С. Орлов «9 мая 1945»; С. Викулов «Парад победы»; С. Михалков «День победы», А. Твардовский «Рассказ танкиста»; А. Печерская «Леня Голиков», «Марат Казей», «Зина Портнова», «Таня Морозова»
  • Р/игра «На поле боя»
  • С/р/ игра «Мы военные», «Военный госпиталь»,  «Военные моряки», «Военный аэродром», «Разведчики», «На заставе»
  • Организация деятельности детей в детских исследовательских проектах «Военная техника», «Военная форма», «Мой родственник – участник ВОВ», презентации проектов
  • Акция «Подарок ветерану»;
  • Оформление портретов родственников воспитанников для участия в акции «Бессмертный полк»
  • Создание карты городов- героев России
  • Оформления альбома «Галерея памяти»,
  • Слушание песен военных лет, о празднике День Победы
  • НОД «Дети Великой Отечественной войны» обобщить и систематизировать знания детей о подвиге  наших соотечественников(детей)в годы Великой Отечественной войны.
  • Воспитательное мероприятие «Память о ВОВ»
  • Развлечение «День Победы»
  • Оформление стенда «Награды наших прадедов»
  • Д/и «Узнай награду и назови», «Города-герои», «Скажи иначе»
  • Лепка «Ордена и медали наших прадедов»
  • Рисование «Война глазами детей», «День Победы»
  • Подвижные игры: «Дорожка препятствий», «Самолеты», «Кто дальше бросит», «Будь ловким», «Сбей кеглю», «Мяч капитану», «Попади в обруч», «Перемени предмет», эстафета «Бег наперегонки», «Веселые эстафеты с флажками», «Эстафета парами», спортивная игра: «Футбол», «Военные на учении», игры связанные с ориентировкой по схеме, плану, условным знакам «Найти дорогу к военному штабу»
  • Знакомство с праздником Светлое Христово Воскресение.
  • Просмотр презентаций о празднике и истории его празднования
  • Конструктивно – строительные игры «Монастыри», «Храмы», «Древние города, крепости»
  • Беседа « Светлая Пасха»
  • Чтение ХЛ: И.С. Шмелев  «Чудо об источнике», «Предание о первых деревянных игрушках», Рассказ «О первом красном яичке»

Презентации «Наша армия могуча и сильна», «День Победы», «Дети ВОВ»

Картотека пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе.

Видеоролики о ВОВ

ИКТ «Календарь Победы»

Сборник песен военных лет

Видеоролики «Жизнь в ВОВ»

Видеоурок «Дети войны»

Мультфильм «Крепость – мечом и щитом»

Презентация «Светлый праздник Пасха»

ИКТ «Собери картинку»

ИКТ «Раскраски»

35-36 недели. Моя страна и ее соседи

- расширить  представления о родной стране, ее столице, познакомить детей с государственной символикой России (гербом, флагом, гимном), развивать чувства ответственности и гордости за достижения своей Родины, формировать чувства уважения к другим странам. воспитывать у детей  любовь и привязанность к своей стране.

Продолжать знакомить с народными традициями и народными промыслами, с устным народным творчеством, воспитывать чувства уважения к традициям народов России.

  • Беседы о государственных символах России;
  • Прослушивание гимна;
  • Рассказ воспитателя о столице России
  • Просмотр видеоролика о природе «Моя Россия»
  • Рассматривание географической карты (расположение России и ее соседей по отношению друг к другу)
  • Выступление детей с сообщениями о жизни детей в разных странах, а также на тему «Достопримечательности нашей страны»
  • Чтение рассказа в стихах С.Маршака «Вчера и сегодня», «Притча о Георгии Победоносце»; Н. Забила «Наша Родина»;
  • Д/ игры «Собери флаг/ герб России и ее соседей», «Назови столицу и покажи ее на карте», «Узнай флаг», «Узнай герб»
  • НОД «Я гражданин России» Задачи: закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.
  • Составление рассказов о родной стране.
  • - Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
  • - Рассказ педагога о народных приметах (Лето дождливое – зима снежная, морозная; первый туман лета-верная грибная примета; ночная гроза не просыхает – быть грозе; если утром пчелы не летят в поле, а сидят по ульям и гудят – жди дождя)
  • - познакомить с закличками на лето:
  • Приди лето расно, в рубахе красной…; Приди лето красное, приди лето ясное…

Гимн, флаг, герб РФ,

Портрет президента,

д/и «Собери флаг/ герб России и ее соседей»

Презентация «Я гражданин России»

Презентации «Моя Родина-Россия», «США», «Япония», «Китай», «Наша страна»,

Презентация «Герб России»

Альбомы «Достопримечательности России», «Соседи нашей страны»

Видео «Моя Россия»

38 неделя. До свидания, детский сад

- воспитание у ребенка любви к детскому саду, воспитание уважения и благодарности к людям, работающим в д/с, формирование желания сохранить в памяти радостные моменты жизни детского сада, умение передавать свои чувства к ДОУ через ХПД, желание идти в школу

  • Создание газет «Вот как мы выросли!», «Мой любимый детский сад!»
  • Проект «Мой любимый детский сад»
  • Составление эскиза «Дизайн моего будущего школьного портфеля»;
  • Развлечение «До свидания, детский сад. Здравствуй школа!»
  • С/р игры «Детский сад», «Школа»
  • Рисование «Мои любимые воспитатели»,
  • Аппликация «Ажурная закладка для букваря»
  • Создание подарков для сотрудников детского сада.
  • Беседы «Наши дни в детском саду»,
  • д/и «Отгадай» (школьные принадлежности),
  • П/и «Собери портфель»

Презентация «Профессии в детском саду»,

фотографии, стихи, песни о детском садике, Атрибуты к с/р играм «Детский сад» «Школа»

Использованная литература:

  1. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М.,2005
  2. Николаева С.Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту.СПБ,2004
  3. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью, М., 1998г.
  4.  Истоковедение.
  5. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России : гражданскопатриотическое воспитание дошкольников : старшая группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Москва : Издательство Скрипторий 2003, 2010. – 109с.
  6.  Знакомство детей с русским народным творчеством [Электронный ресурс]: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / [авт.-сост. Т. А. Бударина и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001 — 393, [2] с.: ил.; 24. — (Приобщение детей к истокам русской народной культуры). — Доступ с компьютеров локальной сети библиотеки. — Adobe Acrobat Reader 6.0 и выше, Adobe Flash Player. — http://tlib.gbs.spb.ru/dl/6/Знакомство детей с русским народным творчеством.PDF>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Данное планирование поможет педагогам дошкольных учреждений в работе по патриотиескому воспитанию....

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе №2» (из личного опыта)

Патриотическое воспитание детей - оченьактуальная проблема в наше время. В своём докладе я рассказала о том, как я провожу работу с детьми по этому вопросу. С чего начала работу, и какие результаты по...

Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе

Задачи:Расширять представления о родном городе и других городах России, родном округе и своей стране.Расширять представления о природе родного края, формировать бережное и созидательное отношение к пр...

Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе

Задачи:Расширять представления о родном городе и других городах России, родном округе и своей стране.Расширять представления о природе родного края, формировать бережное и созидательное отношение к пр...

Система работы по патриотическому воспитанию в средней группе

Система работы  по патриотическому воспитанию средняя группа...

Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе

Расширять представления о родном городе и других городах России, родном округе и своей стране....

Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе

Расширять представления о родном городе и других городах России, родном округе и своей стране.Расширять представления о природе родного края, формировать бережное и созидательное отношение к природе и...