Развитие ритма и творческих навыков в песенной деятельности старших дошкольников
методическая разработка

Новокщенова Елена Геннадьевна

Это важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные методы и приёмы. Существует авторская методика, которая помогает решить эту задачу. Направленная  на активизацию творческих проявлений, развития чувства ритма и певческой деятельности детей старшего возраста. Авторская методика состоит из трёх циклов заданий с постепенным усложнением. Художественный и музыкальный материал каждый педагог может подбирать по своему усмотрению, например,  включая в музыкальные занятия, индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, используя, как инновационную технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка1.84 МБ
Файл презентация26.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Тема : Развитие ритма и творческих навыков в песенной деятельности старших дошкольников. Цель : Активизация творческих проявлений старших дошкольников , развитие ритма и певческой деятельности .

Слайд 2

Цикл 1 «Ладовая и ритмическая импровизация» Цели : - Обогащать слушательский опыт детей в процессе восприятия ; - Формировать звуковысотное восприятие основы ладового чувства , логику развития мелодии , ощущения ритма , умение его правильно применять ; - Развивать навыки песенной импровизации. Оборудование : Заклички , приговорки , скороговорки

Слайд 3

Задания. «Будем приседать» ( Ладово - ритмическая импровизация) « Бормотушки » (Ритмическая импровизация , где используются скороговорки) «Ритмические импровизации» ( С усложнением )

Слайд 4

« Ладовые( с усложнением ) и мелодические импровизации( с использованием различных движений мелодии) Цель : Развивать творческие способности детей в пении путём сочинения импровизаций на готовые тексты. Задачи : - Сочинить импровизации под определённую сетку аккордов(для развития чувства лада) - Песенные импровизации с использованием различных видов мелодического движения . Оборудование : Стихи , русские народные песни.

Слайд 5

Задание «Стрела» Сетка аккордов : D - Em -A-D; Hm - Em -A-D; «Весёлая снежинка» Ветер песенку поёт На лесной опушке Танцевать меня зовёт В хоровод к подружкам. Ветер , ветер.дуй сильней Чтоб плясалось веселей Ледяной кружинке - Маленькой снежинке.

Слайд 6

Цикл 2 «Измени , продолжи» Цель : Научить умению сочинять окончания фраз , сочинять мелодии по очереди(по строчке) , продолжая друг друга. Оборудование : Логопедические песенки , стихи. Задание. «Фразы догадки» (Придумай сам конец фразы)

Слайд 7

«Музыкальное лего » (Цепочка) «Где мой пальчик?» Н.Саконская . Маша варежку надела -Ой , куда я пальчик дела?! Нету пальчика пропал В свой домишко не попал. Маша варежку сняла Погляди-ка нашла! Ищешь , ищешь- и найдешь Здравствуй , пальчик , как живёшь? «Смысловые импровизации»

Слайд 8

«Выразительное лицо» Задача : Как можно больше дать разнохарактерных вариантов по эмоциональному настрою на один текст ноты и ритм. Русская народная прибаутка : «Андрей - воробей» Андрей – воробей , не гоняй голубей! Гоняй галочек , из под палочек , Не клюй песок , не тупи носок , Пригодится носок клевать колосок!

Слайд 9

«Импровизации- вариации» (С использованием игровых методов) «Мелодические прятки» Цикл 3 «Сочини и исполни музыкальную импровизацию» Цели : - Учить импровизировать на заданный текст , ритм , характер , образ ( по картине – «Музыкальный рассказ») тему , сюжет ; - Сочинять песенные импровизации в музыкальных сказках при исполнении ролей разных персонажей ( учитывая характер персонажа , ситуацию , вариант высказывания – вопрос , ответ , убеждения , удивление и т.д ) без помощи педагога и с убедительным и эмоциональным исполнением своей роли. Оборудование : Стихи , репродукции картин , русские народные сказки , рисунки детей . Задание. «Сами с усами» Импровизация «Изобрази характер» (Нежный , злой)

Слайд 10

«Музыкальный рассказ» (Изобрази образ) Наш ковер- самолёт Любит уносить в полёт Не боишься высоты? Значит , полетишь и ты!

Слайд 11

Любит очень мышка сыр , Не считает в сыре дыр Съест немножко , а потом Отнесёт мышат в дом.

Слайд 12

«Интересный сюжет» (Импровизация на заданный сюжет) Участие в музыкальной сказке. Цель : Учить сочинять песенки персонажей и сказки , уметь перевоплощаться в образы. Оборудование : Костюмы , шапочки , аудиозаписи к танцам и т.д ., оформление.



Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие ритма и творческих навыков в песенной деятельности старших дошкольников»

Цель: Активизация творческих проявлений старших дошкольников, развитие ритма и

             певческой деятельности дошкольников.

Это важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные методы и приёмы. Существует авторская методика, которая помогает решить эту задачу. Направленная  на активизацию творческих проявлений, развития чувства ритма и певческой деятельности детей старшего возраста. Авторская методика состоит из трёх циклов заданий с постепенным усложнением. Художественный и музыкальный материал каждый педагог может подбирать по своему усмотрению, например,  включая в музыкальные занятия, индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, используя, как инновационную технологию.

Цикл 1:  «Ладовая и ритмическая импровизация»

Цель: 

            - Обогащать слушательский опыт детей в процессе восприятия;

            - Формировать звуковысотное восприятие основы ладового чувства, логику раз-

               вития мелодии, ощущение ритма, умение его правильно применять;

             - Развивать навыки песенной импровизации.

Оборудование: Заклички, приговорки, скороговорки.

«Будем приседать»

(ладово - ритмическая импровизация)

Дети приседают на сильные (ударные) звуки (выделенные курсивом). Сначала нужно проговаривать заклички и песенки, протягивая ударные звуки. При повторном проговаривании на эти звуки приседать, для определения ритма стиха. Затем педагог, импровизируя мелодию, поёт полёвку, останавливаясь в конце и предлагая ребёнку закончить самостаятельно на устойчивом звуке (на тонике).

-Гори, гори ясно! Чтобы не погасло!

- Стой подом, гляди в яоле.

-Солнышко, солнышко.

- Выгляни на брёвнышко, сядь на пенёк, разгуляй весь денёк.

В 1-ый цикл, входят «Бормотушки» (ритмическая импровизация), где используются скороговорки.

Ритмическая импровизация (с усложнением), где дети придумывают мелодию и ложат её на стих. Но и простукивают ритм стихотворения на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, маракас, треугольник). Определяют характер песни (грустная или весёлая), темп (быстрая и медленная), а так же выкладывают ритм, с помощью широкой и узкой полоски (дидактическая игра).

Узкая полоска – короткое слово;

Широкая полоска - ударное.

На примере музыкантов.

«Ладовые (с усложнением) и мелодические импровизации

( с использованием различных движений мелодии).

Цель: Развивать творческие способности детей в пении путём сочинения импровизации

              на готовые тексты.

Задачи:

                 - Сочинить импровизации под определённую сетку аккордов (для развития

                    чувства лада);

                  - Песенные импровизации с использованием различных видов мелодичес-

                    кого движения.

Оборудование: Стихи, русские народные песни.

Задание « Стрела»

Напевание мелодии на фоне звучащей гармонии в виде аккордов (ознакомить с ней заранее) на любой слог (ла-ла, ти-ти); затем исполнение импровизации на эту сетку аккордов. Исполнение импровизации на заранее подобранное четверостишие (выученное в свободное время в группе) на звучащую (исполненную педагогом) ту же гармонию. Затем исполняет свой вариант песенки со словами под эту гармонию, и наконец, даёт задание ребёнку – спеть со словами свою песенку под звучащую гармонию. Познакомить детей с видами мелодий.

Сетка аккордов:

D – Em – A - D;

Hm – Em - Am - D;

«Весёлая снежинка»

Ветер песенку поёт

На лесной опушке

Танцевать меня зовёт.

В хоровод к подружкам.

Ветер, ветер, дуй сильней,

Чтоб плясалось веселей.

Ледяной кружинке

Маленькой пушинке.

Цикл 2:  «Измени, продолжи»

Задания ориентированы на быстрые реакции ребёнка, применять свои мыслительные функции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализируя на ходу и применяя творческую интуицию,  ребёнок продолжает импровизацию педагога и другого ребёнка, сохраняя жанр, характер, темп, тем не менее, внося в импровизацию индивидуальность. Вариативно  изменяет предложенную мелодию песенки, дополняет «спрятанную» часть мелодии. Передаёт различные настроения на нейтральный текст с помощью выразительных средств, учится сочинять в различных жанрах (колыбельная, танцевальная, маршевая).

Цель: Научить умению сочинять окончания фраз, сочинять мелодии по очереди

              ( по строчке), продолжая друг друга.

Оборудование: Логопедические песенки, стихи.

«Фразы догадки»

( придумай сам конец фразы)

Заранее педагог знакомит с песенкой. На занятии  он предлагает придумать свою мелодию к этим словам. Сначала педагог исполняет свой вариант, но только поёт всего лишь полфразы, а продолжение проговаривает и предлагает ребёнку досочинить окончание мелодии самостоятельно.

«Незаметная фиалка»

Педагог: В гладиолусах фиалка незаметно зацвела,

(поёт)

Педагог (проговаривает): мне фиалку очень жалко, тихо молвила пчела.

На примере музыкантов.

« Музыкальное лего»

(«цепочка»)

В свободное от занятия время педагог разучивает с детьми коротенькие стишки. На занятии проводит беседу об определении характера стихотворения. Педагог предлагает свой вариант песенки, исполняя её от начала до конца. Затем объясняет правила: в импровизации одной песенки участвуют четыре ребёнка, где каждый исполняет по строчке, сразу продолжая другого так, чтоб в итоге получилось по возможности единое целое.

«Где мой пальчик»

Маша варежку надела

-Ой, куда я пальчик дела?!

Нету пальчика пропал

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдёшь

Здравствуй пальчик, как живёшь?

В этот цикл входят, также и смысловые импровизации.

Цели: 

             -Учить выражать в импровизации различные настроения с помощью выразитель-

              ных средств;

              Создавать импровизации различного характера;

              -Сочинять в различных жанрах. (Колыбельная, танец, марш)

Оборудование: Стихотворения.

                                 А. Барто «Слон»- (колыбельная)

                                                  «Кораблик»- (марш)

                                                   «Козлёнок»- (плясовая)

На примере музыкантов.

«Выразительное лицо»

Задача: Как можно больше дать разнохарактерных вариантов по эмоциональному

                 настрою на один текст, ноты и ритм. (Угроза, просьба, шутка, жалоба, приказ )

Русская народная прибаутка»

«Андрей – воробей»

Андрей воробей, не гоняй голубей!

Гоняй галочек, из под палочек,

Не клюй песок, не тупи носок,

Пригодится носок клевать колосок!

Эта импровизация – сочинение мелодии на «нейтральный текст», с различными смысловыми оттенками, чтобы придать песенке различный характер - игривый, печальный, ласковый, грозный и т. д. При этом меняется темп и динамика, лад ( грустно – весело) и интонации (интервалы).

Импровизации – вариации.

(С использованием игровых методов)

Цель: Учить вариационному изложению песенных импровизаций.

Оборудование: Русский народный фольклор, стихотворение.

«Мелодические прятки»

На основном (традиционном занятии педагог знакомит детей со стихом (сочиняет свою знакомую мелодию, строит её в основном на терцовых тонах), но не поёт, а проваривает. Дети придумывают свои импровизации отдельно. Затем исполняет их при всех.

Педагог говорит, а сейчас будут мелодические прятки. Исполняет свою мелодию, но начало, середину, или конец он «прячет» - проговаривает, а ребёнок должен додумать сам – сочинить к словам мелодию в пропущенном месте.

Цикл 3:

«Сочини и исполни музыкальную импровизацию»

Цель:

           -Учить импровизировать на заданный текст, ритм, характер, образ (по картине-

               «музыкальный рассказ») тему, сюжет;

             - Сочинять песенные импровизации в музыкальных сказках при исполнении ролей

                разных персонажей (учитывая характер персонажа, ситуацию, вариант высказы-

                вания – вопрос, ответ, убеждение, удивление и т. д.) без помощи педагога и с

                убедительным и эмоциональным исполнением своей роли.

Оборудование: Стихи, репродукции картин, русские народные сказки, рисунки детей.

«Сами с усами»

В задание входит сочинение коротенькой песенки, на заданный текст. В начале проводит-

ся беседа о строении стихотворения и выразительных музыкальных средствах, с по - мощью которых можно передавать характер будущей импровизации.

«Разговор с лошадью» А.Усачёва.

Занятия проводится с двумя детьми выкладывают ритм полосками.

Импровизация « Изобрази характер»

( нежный и злой)

А. Усачёва « Оса» (злой), « Мамочку Любимую» (нежный)

Дети сочиняют песенки, стараясь выразить в мелодии заданный характер.

 

На примере музыкантов.

«Музыкальный рассказ»

(изобрази образ)

Педагог просит рассказать, что изображено на картинах  В. Васнецова « Ковёр самолёт», и Н Хариной « Мышь с сыром». После беседы он читает свои коротенькие стишки, придуманные к картинкам и предлагает сочинить на них песенки, передав в мелодии выразительными средствами образ картины, или дети сочиняют свои рассказы в определённом ритме.

К картине В. Васнецова « Ковёр самолёт»

Наш ковёр – самолёт

Любит уносить в полёт

Не боишься высоты?

Значит, полетишь и ты!

К картине Н. Хариной « Мышь с сыром»

Любит очень мышка сыр,

 Не считает в сыре дыр.

Съест немножко, а потом

Отнесёт мышатам в дом.

« Интересный сюжет»

(Импровизация на заданный сюжет)

Выбирается  русская народная сказка. В свободное от занятий время педагог проводит беседу о сказке. В нашем случае, например о споре Солнца и ветра, кто из них сильнее (мажор и минор в мелодии). Затем зачитывается придуманное им стихотворение к сказке и предлагает сочинить свою импровизацию к нему, или рассказ, придумывают к нему свою мелодию, чтоб получилась песенка.

На примере музыкантов.

Участие в музыкальной сказке.

Цель: Учить сочинять песенки персонажей из сказки, уметь перевоплощаться в образы.

Оборудование: Костюмы, шапочки, аудиозаписи к танцам оформление.

В свободное от занятий время дети знакомятся со сказками и своими ролями. На занятии им предлагается сочинить песенку для своего героя, чтобы дети могли лучше войти в образ своего героя, им были предложены костюмы и атрибуты.

Педагог должен мягко поправлять и направлять детей в их работе. Создавать нужный настрой, чтоб детские импровизации были эмоционально яркие и выразительны.

Используя в работе  авторскую методику, у детей старшего дошкольного возраста успешно развиваются ритм и творческие навыки в песенной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа (обобщение педагогического опыта )"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".

Обобщение педагогического опыта по теме:"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте"....

Творческая работа. Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников.

Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (п...

«Эбру (рисование на воде) как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития речевых и творческих навыков дошкольников»

Моя технология связана с творчеством Эбру. Цель применения инновационной технологии в моей работе с детьми – это развитие речевых и творческих навыков детей дошкольного возраста в процессе творч...

Консультация для родителей «Развитие творческих навыков и технических умений у дошкольников через робототехнику»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызы...

Методическая разработка"Развитие чувства ритма в условиях игры в оркестре для старших дошкольников"

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей п...