Развитие ритма и творческих навыков в песенной деятельности старших дошкольников
методическая разработка
Это важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные методы и приёмы. Существует авторская методика, которая помогает решить эту задачу. Направленная на активизацию творческих проявлений, развития чувства ритма и певческой деятельности детей старшего возраста. Авторская методика состоит из трёх циклов заданий с постепенным усложнением. Художественный и музыкальный материал каждый педагог может подбирать по своему усмотрению, например, включая в музыкальные занятия, индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, используя, как инновационную технологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 1.84 МБ |
презентация | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цикл 1 «Ладовая и ритмическая импровизация» Цели : - Обогащать слушательский опыт детей в процессе восприятия ; - Формировать звуковысотное восприятие основы ладового чувства , логику развития мелодии , ощущения ритма , умение его правильно применять ; - Развивать навыки песенной импровизации. Оборудование : Заклички , приговорки , скороговорки
Задания. «Будем приседать» ( Ладово - ритмическая импровизация) « Бормотушки » (Ритмическая импровизация , где используются скороговорки) «Ритмические импровизации» ( С усложнением )
« Ладовые( с усложнением ) и мелодические импровизации( с использованием различных движений мелодии) Цель : Развивать творческие способности детей в пении путём сочинения импровизаций на готовые тексты. Задачи : - Сочинить импровизации под определённую сетку аккордов(для развития чувства лада) - Песенные импровизации с использованием различных видов мелодического движения . Оборудование : Стихи , русские народные песни.
Задание «Стрела» Сетка аккордов : D - Em -A-D; Hm - Em -A-D; «Весёлая снежинка» Ветер песенку поёт На лесной опушке Танцевать меня зовёт В хоровод к подружкам. Ветер , ветер.дуй сильней Чтоб плясалось веселей Ледяной кружинке - Маленькой снежинке.
Цикл 2 «Измени , продолжи» Цель : Научить умению сочинять окончания фраз , сочинять мелодии по очереди(по строчке) , продолжая друг друга. Оборудование : Логопедические песенки , стихи. Задание. «Фразы догадки» (Придумай сам конец фразы)
«Музыкальное лего » (Цепочка) «Где мой пальчик?» Н.Саконская . Маша варежку надела -Ой , куда я пальчик дела?! Нету пальчика пропал В свой домишко не попал. Маша варежку сняла Погляди-ка нашла! Ищешь , ищешь- и найдешь Здравствуй , пальчик , как живёшь? «Смысловые импровизации»
«Выразительное лицо» Задача : Как можно больше дать разнохарактерных вариантов по эмоциональному настрою на один текст ноты и ритм. Русская народная прибаутка : «Андрей - воробей» Андрей – воробей , не гоняй голубей! Гоняй галочек , из под палочек , Не клюй песок , не тупи носок , Пригодится носок клевать колосок!
«Импровизации- вариации» (С использованием игровых методов) «Мелодические прятки» Цикл 3 «Сочини и исполни музыкальную импровизацию» Цели : - Учить импровизировать на заданный текст , ритм , характер , образ ( по картине – «Музыкальный рассказ») тему , сюжет ; - Сочинять песенные импровизации в музыкальных сказках при исполнении ролей разных персонажей ( учитывая характер персонажа , ситуацию , вариант высказывания – вопрос , ответ , убеждения , удивление и т.д ) без помощи педагога и с убедительным и эмоциональным исполнением своей роли. Оборудование : Стихи , репродукции картин , русские народные сказки , рисунки детей . Задание. «Сами с усами» Импровизация «Изобрази характер» (Нежный , злой)
«Музыкальный рассказ» (Изобрази образ) Наш ковер- самолёт Любит уносить в полёт Не боишься высоты? Значит , полетишь и ты!
Любит очень мышка сыр , Не считает в сыре дыр Съест немножко , а потом Отнесёт мышат в дом.
«Интересный сюжет» (Импровизация на заданный сюжет) Участие в музыкальной сказке. Цель : Учить сочинять песенки персонажей и сказки , уметь перевоплощаться в образы. Оборудование : Костюмы , шапочки , аудиозаписи к танцам и т.д ., оформление.
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие ритма и творческих навыков в песенной деятельности старших дошкольников»
Цель: Активизация творческих проявлений старших дошкольников, развитие ритма и
певческой деятельности дошкольников.
Это важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные методы и приёмы. Существует авторская методика, которая помогает решить эту задачу. Направленная на активизацию творческих проявлений, развития чувства ритма и певческой деятельности детей старшего возраста. Авторская методика состоит из трёх циклов заданий с постепенным усложнением. Художественный и музыкальный материал каждый педагог может подбирать по своему усмотрению, например, включая в музыкальные занятия, индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, используя, как инновационную технологию.
Цикл 1: «Ладовая и ритмическая импровизация»
Цель:
- Обогащать слушательский опыт детей в процессе восприятия;
- Формировать звуковысотное восприятие основы ладового чувства, логику раз-
вития мелодии, ощущение ритма, умение его правильно применять;
- Развивать навыки песенной импровизации.
Оборудование: Заклички, приговорки, скороговорки.
«Будем приседать»
(ладово - ритмическая импровизация)
Дети приседают на сильные (ударные) звуки (выделенные курсивом). Сначала нужно проговаривать заклички и песенки, протягивая ударные звуки. При повторном проговаривании на эти звуки приседать, для определения ритма стиха. Затем педагог, импровизируя мелодию, поёт полёвку, останавливаясь в конце и предлагая ребёнку закончить самостаятельно на устойчивом звуке (на тонике).
-Гори, гори ясно! Чтобы не погасло!
- Стой подом, гляди в яоле.
-Солнышко, солнышко.
- Выгляни на брёвнышко, сядь на пенёк, разгуляй весь денёк.
В 1-ый цикл, входят «Бормотушки» (ритмическая импровизация), где используются скороговорки.
Ритмическая импровизация (с усложнением), где дети придумывают мелодию и ложат её на стих. Но и простукивают ритм стихотворения на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, маракас, треугольник). Определяют характер песни (грустная или весёлая), темп (быстрая и медленная), а так же выкладывают ритм, с помощью широкой и узкой полоски (дидактическая игра).
Узкая полоска – короткое слово;
Широкая полоска - ударное.
На примере музыкантов.
«Ладовые (с усложнением) и мелодические импровизации
( с использованием различных движений мелодии).
Цель: Развивать творческие способности детей в пении путём сочинения импровизации
на готовые тексты.
Задачи:
- Сочинить импровизации под определённую сетку аккордов (для развития
чувства лада);
- Песенные импровизации с использованием различных видов мелодичес-
кого движения.
Оборудование: Стихи, русские народные песни.
Задание « Стрела»
Напевание мелодии на фоне звучащей гармонии в виде аккордов (ознакомить с ней заранее) на любой слог (ла-ла, ти-ти); затем исполнение импровизации на эту сетку аккордов. Исполнение импровизации на заранее подобранное четверостишие (выученное в свободное время в группе) на звучащую (исполненную педагогом) ту же гармонию. Затем исполняет свой вариант песенки со словами под эту гармонию, и наконец, даёт задание ребёнку – спеть со словами свою песенку под звучащую гармонию. Познакомить детей с видами мелодий.
Сетка аккордов:
D – Em – A - D;
Hm – Em - Am - D;
«Весёлая снежинка»
Ветер песенку поёт
На лесной опушке
Танцевать меня зовёт.
В хоровод к подружкам.
Ветер, ветер, дуй сильней,
Чтоб плясалось веселей.
Ледяной кружинке
Маленькой пушинке.
Цикл 2: «Измени, продолжи»
Задания ориентированы на быстрые реакции ребёнка, применять свои мыслительные функции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализируя на ходу и применяя творческую интуицию, ребёнок продолжает импровизацию педагога и другого ребёнка, сохраняя жанр, характер, темп, тем не менее, внося в импровизацию индивидуальность. Вариативно изменяет предложенную мелодию песенки, дополняет «спрятанную» часть мелодии. Передаёт различные настроения на нейтральный текст с помощью выразительных средств, учится сочинять в различных жанрах (колыбельная, танцевальная, маршевая).
Цель: Научить умению сочинять окончания фраз, сочинять мелодии по очереди
( по строчке), продолжая друг друга.
Оборудование: Логопедические песенки, стихи.
«Фразы догадки»
( придумай сам конец фразы)
Заранее педагог знакомит с песенкой. На занятии он предлагает придумать свою мелодию к этим словам. Сначала педагог исполняет свой вариант, но только поёт всего лишь полфразы, а продолжение проговаривает и предлагает ребёнку досочинить окончание мелодии самостоятельно.
«Незаметная фиалка»
Педагог: В гладиолусах фиалка незаметно зацвела,
(поёт)
Педагог (проговаривает): мне фиалку очень жалко, тихо молвила пчела.
На примере музыкантов.
« Музыкальное лего»
(«цепочка»)
В свободное от занятия время педагог разучивает с детьми коротенькие стишки. На занятии проводит беседу об определении характера стихотворения. Педагог предлагает свой вариант песенки, исполняя её от начала до конца. Затем объясняет правила: в импровизации одной песенки участвуют четыре ребёнка, где каждый исполняет по строчке, сразу продолжая другого так, чтоб в итоге получилось по возможности единое целое.
«Где мой пальчик»
Маша варежку надела
-Ой, куда я пальчик дела?!
Нету пальчика пропал
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдёшь
Здравствуй пальчик, как живёшь?
В этот цикл входят, также и смысловые импровизации.
Цели:
-Учить выражать в импровизации различные настроения с помощью выразитель-
ных средств;
Создавать импровизации различного характера;
-Сочинять в различных жанрах. (Колыбельная, танец, марш)
Оборудование: Стихотворения.
А. Барто «Слон»- (колыбельная)
«Кораблик»- (марш)
«Козлёнок»- (плясовая)
На примере музыкантов.
«Выразительное лицо»
Задача: Как можно больше дать разнохарактерных вариантов по эмоциональному
настрою на один текст, ноты и ритм. (Угроза, просьба, шутка, жалоба, приказ )
Русская народная прибаутка»
«Андрей – воробей»
Андрей воробей, не гоняй голубей!
Гоняй галочек, из под палочек,
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать колосок!
Эта импровизация – сочинение мелодии на «нейтральный текст», с различными смысловыми оттенками, чтобы придать песенке различный характер - игривый, печальный, ласковый, грозный и т. д. При этом меняется темп и динамика, лад ( грустно – весело) и интонации (интервалы).
Импровизации – вариации.
(С использованием игровых методов)
Цель: Учить вариационному изложению песенных импровизаций.
Оборудование: Русский народный фольклор, стихотворение.
«Мелодические прятки»
На основном (традиционном занятии педагог знакомит детей со стихом (сочиняет свою знакомую мелодию, строит её в основном на терцовых тонах), но не поёт, а проваривает. Дети придумывают свои импровизации отдельно. Затем исполняет их при всех.
Педагог говорит, а сейчас будут мелодические прятки. Исполняет свою мелодию, но начало, середину, или конец он «прячет» - проговаривает, а ребёнок должен додумать сам – сочинить к словам мелодию в пропущенном месте.
Цикл 3:
«Сочини и исполни музыкальную импровизацию»
Цель:
-Учить импровизировать на заданный текст, ритм, характер, образ (по картине-
«музыкальный рассказ») тему, сюжет;
- Сочинять песенные импровизации в музыкальных сказках при исполнении ролей
разных персонажей (учитывая характер персонажа, ситуацию, вариант высказы-
вания – вопрос, ответ, убеждение, удивление и т. д.) без помощи педагога и с
убедительным и эмоциональным исполнением своей роли.
Оборудование: Стихи, репродукции картин, русские народные сказки, рисунки детей.
«Сами с усами»
В задание входит сочинение коротенькой песенки, на заданный текст. В начале проводит-
ся беседа о строении стихотворения и выразительных музыкальных средствах, с по - мощью которых можно передавать характер будущей импровизации.
«Разговор с лошадью» А.Усачёва.
Занятия проводится с двумя детьми выкладывают ритм полосками.
Импровизация « Изобрази характер»
( нежный и злой)
А. Усачёва « Оса» (злой), « Мамочку Любимую» (нежный)
Дети сочиняют песенки, стараясь выразить в мелодии заданный характер.
На примере музыкантов.
«Музыкальный рассказ»
(изобрази образ)
Педагог просит рассказать, что изображено на картинах В. Васнецова « Ковёр самолёт», и Н Хариной « Мышь с сыром». После беседы он читает свои коротенькие стишки, придуманные к картинкам и предлагает сочинить на них песенки, передав в мелодии выразительными средствами образ картины, или дети сочиняют свои рассказы в определённом ритме.
К картине В. Васнецова « Ковёр самолёт»
Наш ковёр – самолёт
Любит уносить в полёт
Не боишься высоты?
Значит, полетишь и ты!
К картине Н. Хариной « Мышь с сыром»
Любит очень мышка сыр,
Не считает в сыре дыр.
Съест немножко, а потом
Отнесёт мышатам в дом.
« Интересный сюжет»
(Импровизация на заданный сюжет)
Выбирается русская народная сказка. В свободное от занятий время педагог проводит беседу о сказке. В нашем случае, например о споре Солнца и ветра, кто из них сильнее (мажор и минор в мелодии). Затем зачитывается придуманное им стихотворение к сказке и предлагает сочинить свою импровизацию к нему, или рассказ, придумывают к нему свою мелодию, чтоб получилась песенка.
На примере музыкантов.
Участие в музыкальной сказке.
Цель: Учить сочинять песенки персонажей из сказки, уметь перевоплощаться в образы.
Оборудование: Костюмы, шапочки, аудиозаписи к танцам оформление.
В свободное от занятий время дети знакомятся со сказками и своими ролями. На занятии им предлагается сочинить песенку для своего героя, чтобы дети могли лучше войти в образ своего героя, им были предложены костюмы и атрибуты.
Педагог должен мягко поправлять и направлять детей в их работе. Создавать нужный настрой, чтоб детские импровизации были эмоционально яркие и выразительны.
Используя в работе авторскую методику, у детей старшего дошкольного возраста успешно развиваются ритм и творческие навыки в песенной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «СОЧИНИ СКАЗКУ»
Технология ТРИЗ в занятиях по развитию речи у дошкольников...
Творческая работа (обобщение педагогического опыта )"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".
Обобщение педагогического опыта по теме:"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте"....
Творческая работа. Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (п...
«Эбру (рисование на воде) как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития речевых и творческих навыков дошкольников»
Моя технология связана с творчеством Эбру. Цель применения инновационной технологии в моей работе с детьми – это развитие речевых и творческих навыков детей дошкольного возраста в процессе творч...
Консультация для родителей «Развитие творческих навыков и технических умений у дошкольников через робототехнику»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызы...
Методическая разработка"Развитие чувства ритма в условиях игры в оркестре для старших дошкольников"
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей п...