Проект «Развитие творческих и коммуникативных способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» «Добрые рисунки и поделки в добрые руки»,
проект по рисованию (старшая группа)
Цель пректа
Развитие коммуникативных и художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_sots._proekta_dobrye_risunki_v_.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие творческих и коммуникативных способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»
«Добрые рисунки и поделки в добрые руки»,
разработан воспитателями
МБДОУ д/сад №30 «Березка» муниципального образования город-курорт Анапа
Шейгусовой Еленой Александровной, Долматовой Юлией Сергеевной,
Колмык Еленой Александровной.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок …» В.А. Сухомлинский
Вид проекта: социальный, творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный - с сентября 2018г. по май 2019г.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы №7 «Росинка», воспитатели, родители воспитанников, МАОУ СОШ №15 им. Г. А. Черного, Дом культуры ст. Гостагаевской, отделение социальной защиты населения в ст. Гостагаевской.
Актуальность проекта.
Сегодняшнее поколение детей всё больше интересуют гаджеты, сматрфоны. Беспокоит, что многие дети поглощены играми в телефонах и планшетах. В редких семьях дети занимаются продуктивной деятельностью. Порой удивляешься, когда слышишь «Да у нас и красок нет, и пластилин мы не покупаем. Он не хочет». Проблема оказалась в том, что сложно заинтересовать детей. Чтобы разрешить данную проблему, мы решили увлечь детей творческой изобразительной деятельностью. И, чтобы замотивировать их, показали несколько картин, выполненных нетрадиционными способами изображения. Почему именно нетрадиционными? Определённые разновидности изобразительного искусства не требуют особых навыков и способностей. Любой ребёнок сможет создать оригинальную картину при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках.
По сравнению с традиционными техниками изобразительной деятельности, необычные техники позволяют затрачивать значительно меньше времени на создание картин. Это очень важно для детей дошкольного возраста, ведь у многих из них не хватает усидчивости и терпения для продолжительной работы.
Изобразительная деятельность играет очень важную роль в коррекционной работе с детьми-логопатами. Благодаря использованию всевозможных материалов, различных по форме, размеру и фактуре, у детей развивается мелкая моторика. Это в свою очередь положительно сказывается на мышлении и дикции, поскольку способствует развитию определённых участков мозга и напрямую влияет на развитие речи детей.
Поэтому в работу с детьми-логопатами включаем различные техники изобразительной деятельности, которые позволяют раскрыть потенциал и приблизиться к созидательному процессу, создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, доставляют им только удовольствие.
Цель проекта.
Развитие коммуникативных и художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, аппликации, лепки. Прививать интерес к изобразительной деятельности нетрадиционными способами.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Формировать познавательный интерес, коммуникативные способности дошкольников.
Развивающие:
- Развивать мотивацию к использованию нетрадиционных техник.
- Развивать эмоционально - положительные эмоции на предложение творить.
- Развивать самостоятельность, любознательность, фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук.
- Побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
- Привлекать детей к активному участию в жизни родной станицы (в выставках и социальных акциях).
- Воспитывать у детей умение работать как индивидуально, так и создавать коллективные композиции.
- Способствовать сплочению детского коллектива, развивать у детей умение работать в команде, договариваться.
- Создать в детском коллективе атмосферу совместного творчества.
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками изодеятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Используемые в проекте виды деятельности: продуктивная, игровая, трудовая,
коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Повышение творческой активности каждого ребенка в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности, развитие сенсорных умений.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах изодеятельности;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации; умению договариваться друг с другом при обсуждении темы работы и материалах для ее создания; умению работать в команде;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе создания совместных с детьми работ с использованием нетрадиционных техник изодеятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
- Создание детского альбома рисунков, аппликаций.
- Участие в социальных выставках и акциях за пределами ДОУ.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Организационный | - Определение темы проекта. - Изучение методической литературы по данной теме. - Создание предметно-развивающей среды, материальной базы. - Создание выставочной зоны в группе для готовых работ – детских рисунков, поделок. - Подготовка необходимого материала для нетрадиционной изодеятельности: различную бумагу, краски, восковые карандаши, свечи, трубочки, нитки, зубные щетки, ватные палочки, соль, манную крупу, ватные диски, и др. - Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр, научно-познавательных фильмов и роликов, интернет - ресурсов. - Анкетирование родителей «Что умеет рисовать ваш ребенок?» |
2 этап: Практический | - Использование разнообразных методов и приемов (беседы, показ, объяснение, напоминание, поощрение, игровые приемы) - Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала. - На занятиях по художественно-эстетическому развитию познакомить с такими техниками: монотипия, набрызг, обрывная аппликация, силуэтная аппликация, яичная мозаика, торцевание, граттаж, квиллинг, аппликация из ткани, аппликация из ниток, коллаж, пластилинография, лепка пластилином с использованием зубной пасты и гуаши, лепка по частям с наложением цвета, рисование тычками, рисование жесткой кистью, по мокрой бумаге, раздувание краски, рисование ватными палочками, рисование манкой, солью. - Посещение ежемесячных станичных выставок декоративно-прикладного творчества детей с родителями. - Мастер-класс для детей от жительницы станицы Москафиди Т.И. по созданию картин из соломы. - Изготовление детских работ на тему «День Победы» для участия в выставке. - Изготовление макета «Путешествие на луну» (в технике граттаж). - Аппликация «Поросята - Символ года». - Музыкально-познавательный праздник «В гостях у королевы Кисточки» - Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Служба Спасения-101». Коллективная работа «Огонь в лесу» в нетрадиционной технике (аппликация из шерстяных ниток). |
3 этап: Заключительный | В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты. - Участие в выставке, посвященной 74-летию Победы в ВОВ в Доме культуры станицы Гостагаевской. - Организация выставки детских работ в МАОУ СОШ №15 им. Г.А. Черного к международному Дню защиты детей. - Участие в акции «Подари игрушку», совместно с социальной защитой ст. Гостагаевской для детей-инвалидов. - Изготовление подарков (макетов, панно, аппликаций в технике коллаж, квиллинг, граттаж, яичная мозаика, торцевание; поделок, рисунков в нетрадиционных техниках) для детей и детей с ОВЗ, не посещающих детский сад. - Участие в акции «Сделай доброе дело», посвященное Дню защиты детей. -Грамота призера муниципального этапа краевого конкурса детского творчества «Служба спасения 101». |
План реализация проекта:
Перспективный план (старшая группа)
Дата | Тема |
сентябрь | Рисование «Бабочка» (монотипия) Коллективное панно «Березовая роща» (яичная мозаика) |
октябрь | Рисование тычком «Осенний лес» Лепка (пластилинография) «Созрели яблоки в саду» Коллективная аппликация «Огонь в лесу» (из ниток) |
ноябрь | Силуэтная аппликация из ватных дисков и бумаги «Цветы в корзине» Лепка ((пластилинография) «Красивые птички» Аппликация (скручивание полоски бумаги по спирали) «Красивая шляпка» |
декабрь | Рисование «Зима» (набрызг зубной щеткой) Аппликация из ватных дисков «Дедушка Мороз» Аппликация «Поросята - Символ года». |
январь | Рисование «Превращение веселой капельки» Коллективная аппликация – коллаж «Чудо - цыпленок» (яичная мозаика, березовые серёжки, мелконарезанные шерстяные нитки). Рисование ватными палочками «Варежки для мамы» |
февраль | Обрывная аппликация, рисование по мокрому «Кораблик» Лепка «Цветы для мамы» (пластилин, зубная паста, гуашь) |
март | Аппликация «Цветы в зонтике» (силуэтная аппликация, скручивание полоски бумаги по спирали, ватные диски) Коллективное панно «Цветущая ветка» (рисование ватными палочками) Лепка из соленого теста «Продукты для детского кафе» |
апрель | Коллективное панно «Путешествие на Луну» (граттаж) Коллективная работа. Макет «Полет в космос» (коллаж в технике граттаж, лепка, конструирование) |
май | Коллективная работа «Путешествие в Африку» (аппликация из ткани и ниток). Коллективное панно «Поздравительная открытка 9 Мая» (аппликация, торцевание). Коллективное панно «Подсолнухи» (торцевание, аппликация) |
Нетрадиционные техники, которые мы используем в работе с детьми старшей группы.
Рисование. Монотипия. Рисование зубной щеткой. Набрызг. Кляксография с трубочкой. Рисование тычками. Рисование солью. Рисование жесткой кистью. Рисование по мокрому листу.
Аппликация. Аппликация с использованием различных материалов: манной крупы, мелконарезанных цветных ниток, березовых сережек, ватных дисков, ткани.
Обрывная аппликация (разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение: дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок).
Силуэтная аппликация (этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами: они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру).
Яичная мозаика (с использованием яичной скорлупы).
Торцевание (с использованием салфеток, бумаги разного цвета и фактуры).
Граттаж (с использованием гуаши с моющим средством, зубочисток, восковых карандашей, клея).
Квиллинг (бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги).
Аппликация из ткани (сюжетная; одноцветная, выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков).
Коллаж (используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения).
Лепка. Пластилинография. Лепка пластилином с использованием зубной пасты и гуаши. Лепка по частям с наложением цвета.
Формы работы с родителями.
Консультация «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творчества детей».
Анкетирование родителей на тему: «Что умеет рисовать ваш ребенок?»
Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы). Наглядная информация: буклеты, памятки.
Участие в конкурсах, выставках.
Материально-техническое обеспечение проекта. Выставочные места в детском саду, школе, доме культуры и др. Листы А4, А3, гуашь, краски акварельные, восковые мелки, штампы, печатки, кисти разной жёсткости и размера, губки, ватные диски, цветная бумага, цветной картон, салфетки, трубочки для коктейля, ватные палочки, нитки цветные, манная крупа, соль, сухие сережки березы, листья деревьев, анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.
Результаты проекта. В ходе реализации проекта у нас появилась уникальная возможность заинтересовать детей не только в создании интересных работ в нетрадиционных техниках, но и привлечь детей к активному участию в жизни родной станицы, чтобы дети создавали свои творческие работы, показывали их, рассказывали о них и делились ими.
- Совместно с детьми мы принимали участие в выставках в МАОУ СОШ №15 им. Г.А. Черного на тему: «Мир глазами ребенка», посвященных Дню защиты детей; в Доме культуры станицы Гостагаевской, в выставках, посвященных праздникам Дню матери, 74-летию Великой Победы.
- Совместно с детьми и родителями принимали участие в акциях «Подари игрушку», «Сделай доброе дело», проводимых сотрудниками социальной защиты. Стремились вызвать у детей желание совершать добрые поступки и приносить радость окружающим. В рамках акций все свои рисунки, поделки, а также коллективные панно отнесли и подарили детям - инвалидам, а также детям из малообеспеченных семей.
- Воспитанники группы стали призерами муниципального этапа краевого конкурса детского творчества «Служба спасения 101», посвященного 370-летию пожарной охраны России и Году предупреждения чрезвычайных ситуаций, 2019г.
Список используемой литературы
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
Гайда О. «Детское творчество». ОАО ОЛМА Меди Групп, 2014г.
Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТИ, 2008г.
Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....
План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год
К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование ...
самообразование «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
самообразование «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования"...
Методический материал "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Методический материал по использованию нетрадиционных техник в работе с детьми младшего возраста...
Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»
Данный проект способствует развитию творческих способностей у старших дошкольников...
Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования
В статье описывается педагогическая технология (этапы обучения, их содержание) для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале...
ПРОЕКТ Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке...