РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
консультация

Мантулова Яна Александровна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koordinatsiya_dvizheniya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Слово «координация» означает согласование деятельности мышц тела, направленное на успешное выполнение какой-либо задачи.

В первую очередь, координация  напрямую связана с движением. Координация также включает в себя способность к ориентированию в пространстве, сохранению равновесия и чувству ритма.

Развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития.

Развитие координации движения у детей предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей, выполнение которой ложится на плечи родителей и педагогов.

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории Моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Недостаточное развитие зрительно-пространственной ориентации приводит к тому, что ребёнок неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки. Они часто не выделяют ведущую руку, движения их рук бывает неловкими, несогласованными.

Мы хотим поделиться опытом и рассказать, как мы развиваем детей играя с ними.

Часто используем пальчиковые игры, они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Что бы детям было интересно играть с пальчиками мы надеваем на пальчики различных героев, о которых говорится в пальчиковой игре.

Наши дети любят играть с пинцетом перекладывая различные  предметы, так же при помощи ложки перекладываем бусины в емкость с узким горлышком это позволяет детям учиться сосредоточиваться на объекте и контролировать свои движения. Мы кормим веселых человечков, которые приходят к нам в гости вкусной вермишелью, которую кладем пинцетом. При помощи пинцета, который открывается, как ножницы, перекладываем различные крупы.

Однажды мы прочитали, что хорошо развивает мелкую моторику и зрительно-пространственную ориентацию оригами. Решили попробовать начали с простого - знакомство с бумагой. Мы ее рвали, мяли, кидали, дули на нее. После того, как мы познакомились со свойствами бумаги, мы начали учиться складывать бумагу. Ребятам было очень тяжело, но постепенно результаты стали улучшаться. Сейчас еще пробуем складывать бумагу в разных направлениях, в дальнейшем надеемся, что начнем выкладывать простые базовые формы оригами (книга, косынка, дверь).

Так же мы проводим игры направленные на развитие восприятия, точность и быстроту ориентирования в пространстве; скорость реакции, на увеличение познавательной активности; на развитие способности максимально быстро и точно, определить свое место положения в пространстве по отношению к внешним препятствующим объектам; на развитие меткости, способности рассчитать траекторию движения объектов в пространстве скорости реакции. Игры в которые мы играем: "Собери все "помидоры"","Повторяй за мной", "Хлопни в ладоши", "Бубен и колокольчик" и другие.

Использование всех игр и упражнений улучшали результаты наших воспитанников, но у ребят не получается , к примеру помахать рукой красиво пока или привет, они не могут держать ровно руку и ладонь, мы не знали, что и придумать для улучшения результатов.  Любой тренировочный процесс воспринимается как рутинный и скучный. При этом сложно достигнуть положительной мотивации. Хорошо известно, что у детей, наилучшее восприятие материала происходит через игровую деятельность. Увлекательный сюжет вызывает эмоциональный интерес к результату, повышая мотивацию к тренировочному процессу, и способствует более эффективному обучению.

У нас появился программно-методический комплекс с видеобиоуправлением Моби "Малыш".  Он содержит специально разработанные и созданные студией "ВиЭль" игры, управление которыми производится посредством перемещения специальных цветных шариков. В области монитора закрепляется видеокамера, которая фиксирует изображение тренирующегося и его рук с шариками. Таким образом, программа в каждый момент времени "знает", где находится левая и правая рука и регистрирует их перемещение.

Для выполнения игровых заданий необходимо наводить руку с шариком на объект на экране монитора, фиксировать положение, перемещать объекты, передвигая руку.

Игры комплекса ориентированы на тренировку координации движений, решение амплитуды движения, точности, скорости, моторной ловкости, ориентации в пространстве. Эмоциональная игры создает благоприятные условия для тренировки двигательных навыков, вызывающих затруднения при обычном выполнении. Играя, можно многократно выполнять субъективно сложные движения, даже не замечая этого.

Игры содержат когнитивные нагрузки, необходимость решения интеллектуальных задач для развития мышления. Многие сюжеты требуют значительной концентрации внимания, сосредоточенности, распределение внимания.

Мы начали с более простой игры "Раскраска", детям необходимо просто правильно держать руку и производить не сильные движения. Когда дети сели играть, они не понимали, что необходимо делать, рука их совсем не слушалась. Но со временем, дети начали держать кисть правильно, со временем мы уверены, что ребята научаться при помощи  программного-методическго комплекса с видеобиоуправлением Моби "Малыш" управлять своими действиями и их мелкая моторика и координация движений улучшится и они будут готовы к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы творческой площадки:   способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласова...

Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

В данной методической разработке собраны пальчиковых игры по всем лексическим темам.Рекомендована воспитателям, логопедам, дефектологам и родителям.В данном материале рассматриваются критерии нормальн...

Беседа с родителями "Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Цель беседы: оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах развития мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук как средство развития речи детей с речевой патологией

В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности становления личности детей с речевыми нарушениями,...