Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

В данной методической разработке собраны пальчиковых игры по всем лексическим темам.Рекомендована воспитателям, логопедам, дефектологам и родителям.
В данном материале рассматриваются критерии нормального развития функции речи и руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_detey_doshkolnogo.pptx311.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сидорова Наталья Игоревна Учитель-логопед Первая квалификационная категория ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СЩЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

Слайд 2

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

Слайд 3

Критерии нормального развития функции речи и руки. Возраст Навыки поведения Речевая активность. (экспрессивная речь) 3 месяца Предречевые вокализации: гуканье , гуление , вскрири . 6 месяцев Слоговой лепет устойчив, оформлен 1 год Большой палец может быть отодвинут на 90 градусов. Полная артикуляция слогов. Самостоятельно говорит слова. 1 год 6 мес. 1 год 7 мес. Полностью развивается хватательная функция, кубик берёт 5 пальцами сверху. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Скачок в формировании экспрессивной речи: обращаясь к взрослому, называет предметы, активно подражает речи взрослого 1 – 2 года Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Складывает предложения. Словарный запас 100 – 300 слов (к концу 2 года) 2 – 3 года Берёт кубик первыми тремя пальцами. Открывает ящик и опрокидывает всё содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. Возникает описательная речь; умеет ответить на вопрос; запоминает множество двустиший, концовки песен, повторяет их. Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге .

Слайд 4

По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Тренировку пальцев рук врачи-неврологи рекомендуют начинать проводить с 6 месяцев в виде массажа кисти рук и каждого пальчика его фаланги. Разминание и поглаживание рекомендуется проводить ежедневно в течение 2–3 минут. Возраст Навыки поведения Речевая активность. (экспрессивная речь) 3 - 4 года Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Словарный запас возрастает в 3 – 4 раза. Может рассказать наизусть небольшую сказку. 4 – 5 лет Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки. Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении. Практически усваиваются все частные грамматические формы.

Слайд 5

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Слайд 6

Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе могут наблюдаться такие явления, как: гипотония - слабое сжатие ручки; гипертония - сильное сжатие ручки; макро и микрография - когда ребёнок не видит строки. Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций. хлопки; постукивание палочками; ритмичные щелчки; специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика); игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует: снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

Слайд 8

Учитывая важность проблемы, возникла необходимость разработать технологию по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук у детей, выделив для этого время на занятиях и в режимных моментах Система коррекционной работы проводится по следующим направлениям: Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы); Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое); Смысловая организация движений (проговаривание).

Слайд 9

Рекомендуется проводить следующие упражнения : Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами); Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.); Упражнения на ритмическую организацию движений. Нейропсихологическое расслабление: массаж; упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу; упражнения на переключение позы: “зайчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, и др. выкладывание палочек различными пальцами; посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;

Слайд 10

4. Нейропсихологическое расслабление: массаж; упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу; упражнения на переключение позы: “зайчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, цветок, и др. выкладывание палочек различными пальцами; посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;

Слайд 11

В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Ежедневно, за 3–5 минут до обеда, мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. В ходе работы были поставлены следующие задачи: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Слайд 12

Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук ) Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками.

Слайд 13

Примерный лексический материал Овощи Фрукты Лес. Грибы. Ягоды. Деревья. Дикие животные Домашние животные . Домашние птицы. Птицы. Осень Одежда, обувь, головные уборы Зимние забавы Хвойные деревья Новый год Времена года Мебель. Посуда. Труд повара

Слайд 14

Зима. Мамин праздник. Весна Семья Я - человек Дом. Профессии. Орудия труда. Обобщение. Рыбы. Наш город. Насекомые Транспорт. Профессии Цветы.

Слайд 15

Домашние птицы ПЯТЬ УТЯТ Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, "Киваем" кистью руки ("мамой-уткой") Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. Четверо утят плывут... Трое утят плывут... Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад.

Слайд 16

Зимние забавы Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной поры! Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Слайд 17

насекомые ПЧЁЛКИ Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке". Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Заглядываем в "улей". Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки Стали вдруг вылетать: Раз два, три, четыре, пять! Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)

Слайд 18

Семья Моя семья Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья . Используются «забавные узелки» на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.

Слайд 19

Наш город На закате тучки тают На закате тучки тают Соединить округленные пальцы обеих рук, постепенно соединить их большими. Ходит ветер круговой Круговые движения кистями рук. Чайки легкие летают Над холодною Невой Сцепить большими пальцами кисти рук и выполнять ладонями движения вверх-вниз

Слайд 20

Стройка Дом Стук, стук, постук, Раздается где-то стук. Молоточки стучат, Строят домик для зайчат кулачками друг о друга стучим Вот с такою крышей ладошки над головой Вот с такими стенами ладошки около щечек Вот с такими окнами ладошки перед лицом Вот с такою дверью одна ладошка перед лицом На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? сцепили ручки Повертели, Покрутили, Круговые движения сцепленными кистями вправо-влево Постучали, Пальцы сцеплены, постукивание подушечками ладоней И – открыли! расцепили ручки

Слайд 21

Мебель Много мебели в квартире Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки. В шкаф повесим мы рубашку, Соединенные ребрами ладони перед собой А в буфет поставим чашку. Одна кисть выгнута пальцами вверх, другая – пальцы собраны в кольцо. Соединить обе руки – «чашка» Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. Соединить ребрами кисти рук: одна кисть вертикально, другая - горизонтально А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. Поглаживающее движение кистей друг о друга. А потом мы с котом Посидели за столом, Положить кисти рук одна на другую, ладонями вниз. Пальцы кисти, оказавшейся внизу отвести вниз. Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками

Слайд 22

Лес. Ягоды. За ягодами Раз, два, три, четыре, пять Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших В лес идем мы погулять Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по клеточкам на листе бумаги. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. Загибают пальчики, начиная с большого

Слайд 23

Овощи У Лариски – две редиски Перед детьми лежит рассыпанная фасоль. На название каждого овоща ребята откладывают двумя пальчиками по одной фасолинке (можно предложить захватывать фасоль одновременно двумя руками) У Лариски – Две редиски. У Алешки – Две картошки. У Сережки-сорванца – Два зеленых огурца. А у Вовки – Две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки По очереди перекладывают фасоль

Слайд 24

Фрукты Компот Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держим «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешаем" Будем яблоки крошить. Имитирующие движения кистью – пальцы направлены от себя. Грушу будем мы рубить Имитирующие движения кистью – пальцы направлены в сторону. Отожмем лимонный сок, С силой сжимаем и разжимаем кулачки Слив положим и песок Потереть кончики пальцев – «сластим компот» Варим, варим мы компот Угостим честной народ Опять «варим» и «мешаем»

Слайд 25

Здравствуй! Здравствуй, солнце золотое! Сделать круг руками на верху Здравствуй, небо голубое ! Махи кистями рук над головой Здравствуй, вольный ветерок, Сильные раскачивания руками Здравствуй, маленький дубок! Присесть, кисть одной руки поставить вертикально вверх, другой – накрыть с округленными пальцами Мы живем в одном краю — Развести руки в стороны Всех я вас приветствую! Улыбнуться

Слайд 26

Рыбы Рыбки Ладони сомкнуты и чуть-чуть округлены Пять маленьких рыбок играли в реке, Выполняем волнообразные движения в воздухе. Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок. И рыбка сказала: "Нырять здесь легко !" Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение. Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко." Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). А третья сказала: "Мне хочется спать !" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит). Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями (дрожь). А пятая крикнула: "Здесь крокодил! Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот). Плывите отсюда, чтобы не проглотил!" Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

Слайд 27

Строитель Дом на горе На горе мы видим дом сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша» дома Много зелени кругом сделайте волнообразные движения руками Вот деревья, вот кусты изобразите деревья и кусты Вот душистые цветы сделайте из ладоней «бутон» Окружает все забор нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию За забором – чистый двор погладьте ладонями стол или воздух Мы ворота открываем изобразите открывающиеся ворота К дому быстро подбегаем пальцы «побежали» по столу В дверь стучимся: тук-тук-тук кулаками по столу Кто-то к нам идет на стук? приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли вытяните руки вперед, как будто что-то несете

Слайд 28

Весна Дождик Раз, два, три, четыре, пять Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого. Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук. Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? «Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук. Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу. Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши. - Ох! Один хлопок И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по столу.

Слайд 29

Деревья Ветер Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Плавные, волнообразные движения ладонями. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки - золотой, Вот последний лист с осинки Загибают по одному пальчику на обеих руках Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

Слайд 30

Посуда Помощники Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Сжимать и разжимать кулачки Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Загибать пальцы на каждое название посуды Мы посуду перемыли, Тереть ладонь об ладонь Только чашку мы разбили, Округленные ладони раскрыть Ковшик тоже развалился Одна рука приставлена к углубленной ладони - ковшик Нос у чайника отбился. Руки «замочком», указательный палец одной руки поднят Ложку мы чуть-чуть сломали – Имитация движения ложкой ко рту Так мы маме помогали. На прямых руках похлопывание ладони о ладонь

Слайд 31

Цветы Цветки Наши алые цветки Ладони соединить лодочкой перед собой («молитвенная» поза) Распускают лепестки, По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными. Ветерок чуть дышит, Подуть на руки-«цветки» Лепестки колышет. Подвигать пальцами вперед-назад Наши алые цветки Закрывают лепестки, По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой («молитвенная» поза) Головой качают, Покачать ладонями вправо-влево. Тихо засыпают Положить голову на сложенные ладони. Так мы маме помогали. На прямых руках похлопывание ладони о ладонь

Слайд 32

Транспорт Кораблик По реке плывет кораблик, Он плывет издалека. Ладони соединить лодочкой. Выполнять волнообразные движения руками. На кораблике четыре Очень храбрых моряка Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке. У них ушки на макушке. Сложить обе ладони к макушке. У них длинные хвосты. Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны И страшны им только кошки, Только кошки да коты. Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.

Слайд 33

Дикие животные Ёжик колкий Ёжик, ёжик колкий, Покажи иголки. Пальцы двух рук сплетены в замок. Движения кистями вправо и влево. Вот они Вот они. Вот они Пальцы выпрямлены (кисти сложены в замок) Ёжик, ёжик колкий, Спрячь свои иголки Движения кистями (с выпрямленными пальцами вправо-влево) Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.

Слайд 34

Домашние животные Котята Во дворе у брата Бегали котята. На ударный слог щелчки, поочередно всеми пальцами Испугавшись щелчка, Разбежались кто куда. Щелчки на другой руке

Слайд 35

Части тела С добрым утром! С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него С добрым утром, ушки! Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам -"Чебурашка" С добрым утром, ручки! Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручки Хлопки в ладоши С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Поглаживание коленок Потопать ногами С добрым утром, солнце! Я - проснулся!(проснулась) Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх)

Слайд 36

Новый год Подарки Дед Мороз принес подарки: Шагают пальчиками по столу Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! На каждое название подарка загибают по одному пальчику на правой, потом на левой руке. Гав! Гав! Делают из пальчиков мордочку щенка (пальцы в кулак, а указательный и средний – вверх. Это ушки )

Слайд 37

Зима Пирог Падал снег на порог. Два раза медленно опустить ладони на стол. Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, Прижимать ладонь к ладони, показывая, как лепят пирог. Ручейком пирог утек. «Бегут» пальчиками обеих рук по столу. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. Опять показывают, как пекут пирог.

Слайд 38

Времена года Круглый год Круглый год, Круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

Слайд 39

насекомые УЛИТКА Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). В домике она сидит, Рожки высунув, молчит. "Улитка" раскачивается из стороны в сторону Вот улиточка ползёт Потихонечку вперёд. Ползёт вперёд по столу, На цветочек заползёт "Улитка" заползает на "цветочек" Лепесточки погрызёт. "Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка). Рожки в голову втянула, Рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак) В домик спряталась, заснула. "Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне

Слайд 40

Птицы Птички Эта птичка-соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. Эта птичка – злой орлан. Машут сложенными накрест ладонями. Птички, птички, по домам. Машут обеими руками, как крыльями.

Слайд 41

Хвойные деревья Колкие иголки У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник Ребенок надавливает пальчиками на каждый ударный слог на колючий коврик или щетку.

Слайд 42

Обувь Новые кроссовки Как у нашей кошки На ногах сапожки. Проталкивать по одному пальчику сквозь сомкнутые пальцы другой руки Как у нашей свинки На ногах ботинки А у пса на лапках Голубые тапки А козленок маленький Обувает валенки А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Вот так, вот так, Новые кроссовки «Шагают» по столу указательным и средним пальцем обеих рук

Слайд 43

Осень Листья осенние Листья осенние тихо кружатся Круговые движения кистями рук. Листья нам под ноги Тихо ложатся Сложить кисти одна на другую И под ногами шуршат, шелестят Потереть большим пальцем об остальные на обеих руках Будто опять закружиться хотят Круговые движения кистями рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Активизация речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук

Папка-передвижка для родителей детей младшего дошкольного возраста, информирующая о том, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать, так же представлены способы развития мелкой моторики д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласова...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...