«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чеботарева Любовь Викторовна

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.  И это направлено на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, которая является способом познания мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №92» Подготовила: воспитатель Чеботарева Любовь Викторовна Воронеж 2021 Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Слайд 2

Один из основных принципов: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности . игровой коммуникативной творческой конструктивной трудовой познавательно-исследовательской проектной

Слайд 3

Познавательно-исследовательская деятельность является одной ведущих с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Дети очень любят исследовать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать , а самое главное самовыражаться .

Слайд 4

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) Изобразительная деятельность Развитие речи ФЭМП Труд Наблюдение Музыкальная деятельность Художественная литература Игровая деятельность Связь с другими видами деятельности

Слайд 5

Проект «Экспериментируем с Почемучкой» Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной совместной, самостоятельной и в организованной - образовательной деятельности. Срок реализации : 2020-2021 учебный год Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Слайд 6

Задачи : Создать условия в группе , развивающую предметно-пространственную среду для исследовательской активности и проявления творчества детей. Подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщениях результатов опытов. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи. Вовлекать родителей в совместную деятельность и пополнение развивающей среды группы.

Слайд 7

Предполагаемый результат: Проявление у детей познавательного интереса к экспериментальной, исследовательской деятельности, усвоение основ целостного видения окружающего мира. Сформированность у детей коммуникативных навыков, улучшение речевого развития, пополнение словарного запаса. Дети умеют пользоваться приборами-помощниками( лупа, песочные часы, весы и т . д ) Дети проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач. Создание в группе познавательного центра и исследовательской мини-лаборатории. Родители сотрудничают с педагогами, вовлечены в образовательный процесс, оказывают посильную помощь .

Слайд 8

Методы, приемы и формы совместной и самостоятельной деятельности с детьми. 1. Образовательная ситуация- занятие ( подгрупповое, фронтальное) * Игры-эксперименты «Это удивительный песок»

Слайд 9

Игры-эксперименты с мукой и солью. «Чудесные превращения»

Слайд 10

*Занятие-путешествие Заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности .

Слайд 11

«Такая разная бумага» « В мире растений» Опыты Позволяют в наглядной форме объяснить различные явления на занятиях по окружающему миру, которые обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха и т.д.

Слайд 12

Во время ООД проводится эксперимент, который имеет четкую структуру проведения: постановка, формулирование проблемы (познавательная задача); выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, вывод; фиксация результатов (если это необходимо); вопросы детей.

Слайд 13

2. Совместная деятельность в режимных моментах *Беседы, познавательные сказки Во время обсуждения бытовых ситуаций или прослушанного литературного произведения воспитатель строит общение с детьми на выявлении их личного опыта по конкретной тематике. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы: «почему осенью птицы улетают на юг?»

Слайд 14

*Наблюдения и целевые прогулки Это активная практика исследовательской деятельности в детском саду. Воспитатель организует наблюдения во время занятий, самостоятельной деятельности ребят, в уголках природы и исследовательском уголке, на прогулках.

Слайд 15

Продуктивная деятельность «В гости к пингвинам» Превращение бумажной втулки

Слайд 16

*Дидактические и развивающие игры «Ящик ощущений» Цель: получение сенсорной информации об объекте исследования, повышение познавательной активности детей при работе с объектом, развитие эмоциональной сферы .

Слайд 17

*Практические упражнения Уход за растениями в уголке природы Дети в уголке природы: • исследуют состояние почвы (влажная, сухая, мягкая), • наблюдают за ростом и цветением растений, • определяют условия для их роста и развития (вода, свет, тепло), • ухаживают за ними (поливают, рыхлят),

Слайд 18

*Коллекционирование Дети любят собирать (копить) понравившиеся им вещи, носить с собой и укладывать в коробочки. Задача взрослых – деликатно предложить расширить знания о природных ископаемых, дарах природы, материалах, символах родного края и т.д. Направлять детей на разное их применение, анализируя, синтезируя и обобщая группы предметов.

Слайд 19

Коллекции

Слайд 20

Наглядный материал Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников во многом осуществляется через восприятие зрительных образов. Стимулирует интерес к исследованию и экспериментированию привлечение в работу наглядных материалов. *Тематические плакаты; иллюстрированные энциклопедии; * мнемокарты , схемы * презентации; *Просмотр видеороликов и познавательных мультфильмов.

Слайд 21

Взаимодействие с семьей 1 . Просвещение родителей через наглядную информацию и печатные консультации: папки-передвижки, памятки . 2. Популяризация познавательно-исследовательской деятельности ребенка – дошкольника: выпуск информационного листка, фотовыставка « Познаем, экспериментируем, фантазируем». 3. Организация сотрудничества с родителями: Привлечение родителей к пополнению коллекций, предметно-развивающей среды. « Домашние творческие задания» по экспериментированию для детей и родителей .

Слайд 22

Предметно-развивающая среда Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создан познавательный центр «Почемучка». Хозяин центра «Гном Почемучка ». Центр включает: уголок природы

Слайд 23

Исследовательская мини- лаборатория Это база для специфической игровой деятельности детей, которая предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Слайд 24

Проектная деятельность Является одной из форм познавательно-исследовательской деятельности, способствует саморазвитию каждого ребенка , включению родителей в образовательный процесс. Продукт деятельности проекта: -Познавательный центр «Почемучка». - Столик для экспериментирования (изготовлен родителями) -Альбом «Марафон открытий» - Лэпбук «Экспериментируем с Почемучкой»

Слайд 25

Также для решения поставленных задач в познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в детском саду, я использую следующие средства: 1. Кабинет экспериментирования

Слайд 26

2 . Методическую литературу , которая затрагивает тему экспериментирования. Она дает возможность узнать о новых исследованиях по данному вопросу. 3. Знакомлюсь с опытом педагогов-новаторов , изучаю и использую в работе опыт коллег. 4 . Я применяю в работе наглядные пособия, которые изготовила сама , аудиозаписи, презентации, игры .

Слайд 27

Лэпбук ЛЭПБУК»- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности, тематической недели. Пособие помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание ЛЭПБУКА в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.

Слайд 28

Цель: Расширение представлений детей о свойствах материалов, предметов и неживой природы . Все составляющие элементы книги объединены между собой общей темой – экспериментирование. Лэпбук включает в себя задания на восприятия окружающего мира и развитие психических процессов. Помогает систематизировать имеющиеся знания о свойствах предметов.

Слайд 29

По мнению академика Н.Н. Поддьякова , «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения ».

Слайд 30

Процесс познания – процесс творческий, и наша задача – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста "Все профессии важны"

       Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в ж...

Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...

Каримова Мария Ришатовна .ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на тему: «По следам сказок Шарля Перро»

Создание условий для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка в рамках интеграции образовательных областей....