Организация работы с детьми ОВЗ в ДОУ.
презентация
Цели, задачи, проблемы организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_detmi_ovz_v_ramkah_inklyuzivnogo.pptx | 90.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Получение особенным детям с (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного и благополучного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим образование рассматривается как одна из важнейших и нужных задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. Важной задачей для педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы детском саду и среди сверстников в обычной группе. Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Термин «инклюзия» с английского переводится как «включённость». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного дошкольного образовательного учреждения. В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ.
Категории детей с ОВЗ Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Согласно закону РФ, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической
Категории детей с ОВЗ Дети с нарушениями слуха Дети с нарушениями зрения Умственно отсталые дети Дети ЗПР Дети РДА Дети с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата Дети с нарушениями речи Дети со сложными дефектами
Проблемы , с которыми сталкиваются работники ДОУ О тсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определить такие критерии как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания. Размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей состояния здоровья ребёнка». Отсутствие необходимой литературы в ДОУ, обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ОВЗ. Существует необходимость вариативной методической базы обучения и воспитания, которая позволит педагогам воплощать различные методы и средства работы, в том числе и по специальной педагогики. Необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. К сожалению , многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения и специального оборудования для организации без барьерной среды . Отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной, совместной работе всех специалистов. Отношение родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Приятие детей с ОВЗ и детей развивающихся в норме в одной группе родителями последних , доброе и терпимое к ним отношение, так и понимание родителями ребёнка с ОВЗ реального соотношения возможностей своего ребёнка в ожидании особых результатов и перекладывании всей ответственности на специалистов ДОУ. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.
Алгоритм работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, посещающими ДОУ Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса; подписание согласия на обследование детей ; Проводится первичная диагностика детей; П роводится ПП консилиум ДОУ; Д ети направляются на ТПМПК ( ребёнок по решению комиссии получает статус ребёнка ОВЗ.) В ДОУ формируются группы детей с ОВЗ ( логопедические) Специалисты ДОУ разрабатывают индивидуальную карту развития на ребёнка; адаптированная программа для ребёнка РАС Составляется расписание занятий и перспективный план для детей обучающихся по коррекционной программе; Проводится индивидуальная и групповая формы работы; Создаются условия в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ; Р еализуется индивидуальная программа или маршрут сопровождения; Проведение повторной диагностики и анализ; Консультирование родителей; Консультирование воспитателей
Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения Цель: с оздание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме ; сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно - педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно - педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется специалистами ДОУ. Задачи: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы в образовательном учреждении.
Модель профессиональной взаимосвязи Педагог-психолог: организует взаимодействие педагогов; разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; проводит консультативную работу с родителями. Учитель-логопед: диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь ), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов); консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Воспитатель: проводит занятия по продуктивным видам деятельности (лепка , конструирование) с группой и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога , учителя-логопеда); применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: Психологическая безопасность . Помощь в приспособлении к окружающим условиям. Единство совместной деятельности. Мотивирование ребенка к образовательному процессу.
СУЩЕСТВУЕТ ВОСЕМЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1. Пояснительная записка2. Перспективное план...
Организация работы с детьми старшего возраста в летний оздоровительный сезон (план работы на июль)
План работы с детьми старшего возраста в летний оздоровительный сезон (июль)...
Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...
Иннвационная работа при организации работы с детьми по художественно-эстетическому развитию
статья...
Сообщение из опыта работы "Современные формы организации работы с детьми по краеведению"
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для фо...
Организация работы с детьми с ОВЗ в логопедической группе (из опыта работы)
В статье представлена организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи. Прослеживается взаимосвязь в работе всех специалистов, соприкасающихся с детьми....
Опыт работы «Использование лэпбуков в организации работы с детьми с ОНР»
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ...