Организация работы с детьми по формированию ЗКР с детьми
консультация (старшая группа)

Бреславец Юлия Викторовна

Семинар - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_zkr.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное  государственное бюджетное учреждение   дошкольного   образования – детский сад №  258

Сибирского отделения Российской академии наук

Семинар – практикум для начинающих воспитателей

«Организация работы с детьми по формированию ЗКР с детьми»

Подготовила:

Старший воспитатель

Бреславец Юлия Викторовна

Новосибирск

2019/2020уч.год

Речь каждого ребёнка усваивается в индивидуальном опыте жизни. Она формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка по подражанию. Овладение речью происходит по определённым этапам и закономерностям. Ребёнок овладевает речью в целом без подразделения на составляющие, но постепенно усложняя.

 В ходе речевого развития выделяют 2 этапа: подготовительный период, период собственно речевого развития.

 Подготовительный период: от рождения до 1, 5 лет.

 В этот период развивается: внимание к речи и начатки её понимания; потребность в речевом общении; речевая память; формируется способность к различению речевых звуков на слух; развивается голосовая функция и

 Период собственно речевого развития - от 1, 5 до 7лет.

 В этот период происходит: дальнейшее развитие восприятия и понимания речи; развитие собственной речи: становление звукопроизношения; овладение словарём; овладение грамматическим строем; развитие связной речи.

 Развитие собственной речи включает в себя две стороны:

 - развитие слуховой дифференциации звуков: идет от различения резко противопоставленных звуков к различению все более и более похожих. Сначала ребёнок различает гласные и согласные звуки, затем мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Лучше различаются на слух те звуки, которые ребёнок сам произносит. В норме к 4 годам ребёнок различает все звуки.

 - становление звукопроизношения происходит последовательно: ребёнок усваивает сначала артикуляторно простые звуки, а затем сложные. Звуки усваиваются не изолированно, а в составе слова.

 В норме последовательность усвоения артикуляций звуков такова:

 1 - 2 года - А, О, Э; П, Б, М.

 2 - 3 года - И, Ы, У; Ф, В; Т; Д; Н; К, Г, X; Й.

 3 - 5 лет - С, 3, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ.

 5 – 6( 7) лет - Р, Л.

 Ведущую роль в усвоении произношения играет слух. К 3-4 годам ребёнок улавливает на слух различие между своим неправильным произношением и произношением взрослых и подтягивает своё к имеющемуся в речи взрослых образцу.

 Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

 Работа над развитием интонационной выразительности ведется в основном путём подражания при заучивании стихотворений, пересказах. Постепенно дети, слыша интонационно выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

 Неправильное произношение звуков выражается:

 в пропусках звука («коова» = корова)

 замене одного звука другим» («сапка» = шапка)

 искажение произношения (межзубный –С-, щёчный –Ш-, горловой –Р-

 Эти нарушения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата, недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха, снижением физического слуха, усвоением неправильной речи окружающих.

 Опираясь на основное содержание работы на каждом возрастном этапе, воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности развития речи каждого ребёнка и при выявлении детей с нарушениями речи, рекомендовать родителям обратится к специалисту.

 Воспитатели должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры, направленные на выработку у детей чёткой дикции и

 Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

 1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух (т. е. способность чётко отличать одни звуки от других, способность воспринимать данный темп и ритм речи.

 Для развития слухового внимания можно использовать игры:

 2 младшая группа:

 - п/и «Солнышко и дождик», «Угадай, что делать», «Пчёлы» - выполнение движений по звуковому сигналу различающемуся по громкости, темпу.

 - «Где позвонили? », «Кто хлопнул? » - угадывание направления звука.

 Средняя группа:

 - «Угадай, кто кричит? », «Кто позвал? », «АУ» - узнавание голосов детей.

 - «Угадай, на чём играю? » - различение звучания музыкальных инструментов.

 - «Угадай, что делаю? » - отгадывание предметов по издаваемым звукам при совершении с ними действий (льющаяся вода, звон колокольчика, шуршание бумаги, стук молотка и т. д.) .

 Старшая и подготовительная группы:

 - «Угадай, кто кричит? », «Кто позвал? », «АУ» - узнавание голосов детей, различающихся по силе, высоте, тембру - дети могут изменять, модулировать голос.

 - «Найди игрушку» - ребёнок отыскивает спрятанную игрушку, опираясь на звуковые подсказки детей (хлопки: тише - громче) .

 - «Кто внимательный» - выполнение сложной речевой инструкции, произнесённой шёпотом на расстоянии 3 - 4 м от ребёнка (Саша, возьми книжку; Коля возьми куклу и посади в машину и т. д.)

 Игры для развития фонематического слуха:

 Средняя группа:

 - «Подскажи словечко» - договаривание рифмованного предложения типа: Я рубашку сшила мишке, я сошью ему. (штанишки) .

 - «Звуки перепутались» - исправление неправильно звучащего слова: сшил котёнок себе тапки, чтоб зимой не мерзли шапки (лапки) .

 - «Подбери рифму» - подбор слов - рифм типа: лейка – рейка – скамейка, жук – лук - круг.

 Старшая и подготовительная группа:

 - «Кто внимательный» - определение одинакового звука в словах. Например, слон, сумка, стакан, скамейка - звук «С». Ряды слов можно подбирать с разной позицией звука в слове (начало, середина, конец). Как вариант предложить стихи или текст, состоящие из слов с определённым звуком (Были у бабы блины, были у Любы грибы. У Бори – арбузы, бананы, бобы, кабачки, баклажаны.)

 - «Чуткие ушки», «Сигнальщики» - выполнение действия (хлопнуть в ладоши, поднять руку, поднять картинку, если услышишь заданный звук в ряду звуков или в слове. Например, хлопнуть, если услышишь звук «А», воспитатель произносит: У, А, И, О, А и т. д.

 - «Добавь звук», «Отними звук» - образование нового слова путём добавления или удаления одного звука. Например, добавь звук –К– к слову «вол» = «волк», убери первый звук из слова «косы» = «осы» и т. д.

 - «Превращения» - аналогично предыдущему, только задание – замена звука так, чтобы получилось новое слово (мУшка – мОшка, МАшка, мИшка, мЫшка)

 2. Развивать артикуляционный аппарат. А именно, развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать его вверх, опускать вниз, поворачивать вправо - влево, удерживать язык в заданной позе) ; развивать подвижность губ (умение вытягивать вперёд, округлять, растягивать в улыбку). Для решения этой задачи используются игры с язычком, включающие в себя упражнения артикуляционной гимнастики. Например, «Сказка о Весёлом язычке».

 3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох носом и продолжительный плавный выдох ртом, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

 Игры для развития речевого дыхания:

 2 младшая и средняя группы:

 - «Пускаем пузыри» - дети дуют в стакан с водой через трубочку.

 - «Бабочка, лети! », «Чья птичка дальше улетит», «Пускание корабликов», дети дуют на вырезанные из бумаги фигурки бабочек, птичек, на кораблики в тазу с водой.

 Старшая и подготовительная группы:

 В старшем возрасте даются задания на произнесение фразы (скороговорка, ответ на вопрос) на одном выдохе. Например, воспитатель задаёт вопрос: «Когда дети играют в снежки? », ребёнок отвечает - «Дети играют в снежки зимой». Как усложнение д/упражнение «Удлини предложение»: 1й ребёнок произносит предложение «Девочка рисует», 2й – «Девочка рисует бабочку», 3й – «Девочка рисует бабочку красками» и т. д.

 4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями (тихо - громко, развивать основные качества голоса - силу и высоту.

 Игры для развития силы и высоты голоса:

 2 младшая и средняя группы:

 - «Дует ветер», «Вьюга» - дети изображают шум сильного и слабого ветра, завывание вьюги;

 - «Гном и великан» - произнесение слов и фраз голосом разной высоты.

 Старшая и подготовительная группы:

 - «Тише - громче» - дети произносят любой гласный звук, усиливая или ослабляя громкость голоса в соответствии с движениями руки воспитателя вверх — громче, вниз — тише.

 - «Эхо» - воспитатель произносит слова или звукосочетания, изменяя силу и высоту голоса, дети отвечают ему как эхо в лесу.

 5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

 Игры и упражнения для формирования звукопроизношения:

 2 младшая группа:

 Уточняем и отрабатываем произношение простых по артикуляции звуков: А, У, О, И, Э; Б, П, М, В, Ф.

 С этой целью используются игры на звукоподражания типа:

 - «Успокой куклу» - звук «А»,

 - «Кто лучше сделает дудочку» - «У»,

 - «Как кричит коза» - «Э», «Телята» - «М» и т. д.

 Средняя группа:

 Закрепляем и уточняем произношение звуков; Т, Д, Н, К, Г, X, Й, Ы, С, 3, Ц. Игры: «Насос» - уточнение произношения звука «С», «Комары» - звук «3», «Позовём цыплят» - «Ц».

 Старшая группа:

 Закрепляем и уточняем произношение звуков: шипящих - Ш, Ж, Ч, Щ; сонорных - Л, Р, йотированных гласных - Я, Ё, Е, Ю.

 Игры: «Змея шипит» - звук «Ш». «Пчёлки собирают мёд» - звук «Ж». «Игра на балалайке» - звук «Л», «Мотор» - звук «Р».

 Подготовительная группа:

 Дифференцируем (различаем на слух и не смешиваем в речи) сходные по звучанию или артикуляции звуки: С-З, Ш-Ж (и другие глухие – звонкие, твёрдые - мягкие пары, С-Ш, З-Ж, С-З-Ц, ТЬ-Ч-Ц, Ш-Щ, СЬ-Щ, Л-Р, ЛЬ-Л-РЬ-Р.

 6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

 Для решения этой задачи используются чистоговорки, скороговорки, игры типа: «Скажи красиво» - произношение слов, словосочетаний и предложений по образцу.

 7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Воспитатель должен осуществлять постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправлять ошибки, диалектное произношение, давая образец правильного произношения.

 8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым, создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

 Работа должка быть направлена на выработку у детей умеренного темпа речи. С этой целью используется хоровое и сопряжённое, т. е. совместное с воспитателем, проговаривание слов и фраз.

 9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы с детьми по формированию грамматически правильной речи в режимных моментах».

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Грамматическая компетенция предпола...

Консультация для воспитателей. Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде

Консультация для воспитателей.Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде                          ...

Обмен опытом «Особенности организации работы с детьми по формированию потребности к здоровому образу жизни»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. ...