Организация центра ряженья.
консультация
Цели и задачи создания уголка
Зона для перевоплощения в группе создаётся с целью:
- стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы, надев которые так и хочется манерничать как Мальвина или кривляться как Петрушка);
- формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли);
- развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли);
- поощрения инициативности детей, то есть обеспечения возможности выбора роли, костюма;
- создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряжения — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация центра ряженья.
Развитие духовного мира ребёнка зависит от богатства эмоциональных впечатлений, которые он получает в процессе занятий, игр. С этой точки зрения, театрализованная деятельность открывает широкие возможности для получения первых уроков:
- распознавания человеческих чувств;
- усвоения нравственных категорий (добро — зло, любовь — неприязнь, хорошо — плохо);
- умения выстраивать отношения с окружающими.
Для полноты реализации задач духовного развития малышей в аспекте театрализации организация уголка (центра) ряжения (театра, переодеваний):
- позволяет точнее передавать образ не только действиями и словами, но и мимикой, жестами, внешним видом, который играет существенную роль в формировании поведенческих черт персонажа;
- развивает эстетические вкусы ребят;
- расширяет представления о мире вокруг;
- даёт возможность примерить на себя разные социальные роли, перевоплотиться, то есть обогащает жизненный опыт детей.
Цели и задачи создания уголка
Зона для перевоплощения в группе создаётся с целью:
- стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы, надев которые так и хочется манерничать как Мальвина или кривляться как Петрушка);
- формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли);
- развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли);
- поощрения инициативности детей, то есть обеспечения возможности выбора роли, костюма;
- создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряжения — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой).
Если миссия уголка для переодеваний едина для детей любого возраста, то задачи, стоящие перед организацией этой зоны предметно-развивающей среды, немного отличаются.
Задачи для младшего дошкольного возраста
- Знакомство с настольным театром (пальчиковые и перчаточные куклы), театром теней, картинок, петрушек.
- Развитие мелкой моторики посредством застёгивания пуговиц, завязывания лент.
- Формирование навыков самообслуживания (дети учатся переодеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослых).
- Приобщение к творчеству (например, после прослушивания сказки, воспитатель предлагает малышам примерить маски персонажей, повторить какие-то отдельные фразы из текста).
Задачи для средней группы
- Освоение навыков перевоплощения в образ посредством костюма и аксессуаров.
- Практика диалогической речи. Дети наряжаются в костюмы персонажей-антиподов (например, Иванушка — Баба-Яга) и учатся выстраивать беседу, не перебивая, слушая друг друга.
- Отработка навыков самообслуживания (малыши учатся одеваться быстро, а после игры складывать костюмы на место).
- Развитие способности составлять наряд персонажа из отдельных деталей (например, для образа Буратино можно взять кофту Петрушки, а шляпу Незнайки).
Задачи для старшей и подготовительной групп
- Знакомство с театром марионеток, тростевыми куклами.
- Практика связной монологической речи (дети не только выбирают наряд, но и дают объяснение, с какой целью выбран тот или иной элемент образа).
- Развитие умения работать вместе, командой (дети помогают друг другу переодеваться, подбирать костюмы и атрибуты).
- Создание условий для отработки поведенческих навыков (на дороге при изучении ПДД, в лесу) за счёт переодевания в разные образы (инспектор ГИБДД, лесник, хулиган).
- Развитие творческих способностей за счёт совместного со взрослыми создания костюма для того или иного персонажа.
Как оформить центр переодеваний
Уголок ряжения оформляется и наполняется в соответствии с определёнными правилами, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Требования
- Доступность. Все объекты центра ряжения должны быть понятны детям конкретного возраста. Так, малышам первой и второй младших групп будет непонятным назначение большой ширмы, потому что они знакомятся только с настольным театром, театром теней, картинок, петрушек, для которых достаточно настольной. Для костюмированных представлений, происходящих в едином антураже и одежде, перегородка для переодевания и смены декораций тоже не нужна.
- Разнообразие материалов. Прежде всего, это требование касается выбора кукол для разных видов театра (пальчиковые, перчаточные, тростевые, на фартуках и пр.). Кроме того, в уголке должно быть достаточно костюмов и для мальчиков, и для девочек (по 3–4 с возможностью комбинирования с целью создания новых образов). А также обязательным элементом являются наглядные пособия о характерных особенностях разных видов театра, правилах поведения во время просмотра постановок (для малышей, не умеющих читать, эта информация может быть представлена в виде картинок).
- Безопасность. Всё оснащение уголка ряжения должно быть безопасным для жизни и здоровья малышей (игрушки без острых углов, чистые парики и костюмы и т.д.). В младших группах лучше обойтись без бус, а также элементов, надевающихся на шею (галстуков, бабочек). Кроме того, одежда для отрицательных персонажей не должна нести откровенно негативного посыла. То есть даже чёрные лохмотья Бабы-Яги можно украсить «прилипшей» зелёной травой из ткани или торчащими из карманов фантиками от конфет.
- Актуальность. Материалы, которые размещаются в центре театрализованной деятельности, должны быть созвучны интересам ребят. Так, если дети в старшей группе на занятии по развитию речи читали сказки о приключениях Незнайки, то шляпа этого милого персонажа будет очень уместна в уголке ряжения.
- Креативность. Оформление уголка ряжения требует от педагога оригинального подхода к украшению, выбору объектов. Что касается первого, то обычно это условие выполняется за счёт яркой ширмы, забавных кукол — постоянных жителей зоны переодевания, а также принципа 70 к 30, то есть 70% материалов изготавливается своими руками, а 30% — приобретается готовыми (парики, элементы костюмов).
Средства для оформления
Организация материалов в уголке ряжения обычно происходит по стандартной модели:
- шкаф с открытыми полочками для хранения разных видов кукол, элементов костюмов, коробок с бусами, масками, головными уборами и пр.;
- вешалка или стойка под плечики для развешивания костюмов;
- Какая бы мебель ни была в уголке, наличие вешалки для костюмов — обязательное условие
- коробки для содержания бросового материала (ниток, кусочков ткани, пуговиц) под украшение/дополнение/преобразование костюмов (так, например, если в костюме серой мышки заменить хвостик и ушки, то получится отличный зайка);
- стенд с описанием разных видов театра, правилами поведения в местах культурного отдыха, на котором отведено место под рисунки и аппликации детей;
- книги (кроме красочно иллюстрированных текстов сказок, рассказов, стихотворений, в младших и средней группах это ещё и книжки-панорамки, где объёмные изображения позволяют малышам увидеть манеру движений персонажей, отметить какие-то характерные черты, определяющие характер героя, а в старших — известные сюжеты, переложенные в пьесы – «Красная Шапочка», отрывки из «Буратино» и др.).
Все элементы для оформления центра ряжения можно приобрести, однако, следуя принципу максимальной рукотворности этой зоны, даже предметы мебели можно сделать своими руками. Не говоря уже о материалах: костюмах, бусах, шляпах и пр.
- В качестве стенда можно использовать лист фанеры, на который через поролоновую прокладку натягивается ткань (можно цветная, с оригинальным принтом). Тогда материалы на него можно пришпиливать кнопками или двусторонним скотчем и обновлять так часто, как того требует содержательная сторона образовательного процесса.
- Бусы, атрибуты образа (волшебные палочки, магический шар и пр.) удобно хранить в закрытых коробочках (из-под обуви или посуды). Украсить эту тару можно аппликациями. Например, фетровыми. Или декупажем. А также очень выигрышно и ярко смотрятся коробочки, обклеенные ярким оракалом. При любом варианте оформления обязательным условием является наличие ярлычка-подписи с обозначением содержания. Для малышей, не умеющих читать, их можно сделать в виде маленьких рисунков.
- Многие мамы увлекаются изготовлением бижутерии, так что с разнообразием аксессуаров в уголке ряжения проблем не будет
- Картинки для настольных игр и наглядности лучше заламинировать, чтобы сохранить их товарный вид надолго.
- Часть кукол, игрушек следует сделать hand-made. Это могут быть пупсы из капроновых чулок, мягкие игрушки из драпа, фетра, старых носков, а также забавные персонажи из картонных втулок и цветной бумаги.
Содержание зоны ряжения определяется задачами, поставленными для разных возрастных групп, а также тем, на каком виде театрализованной деятельности делается акцент. Обычно наполнение центра имеет накопительный характер, пополняясь новыми элементами из года в год.
Как назвать уголок ряжения
Часть предметно-развивающей среды, в которой сосредоточены средства для творческого развития детей, является одной из самых ярких и оригинальных зон. И чтобы не добавлять ложку дёгтя банальным названием «Уголок ряжения», стоит придумать нечто более затейливое. При этом для малышей название должно быть простым и легко произносимым, учитывая то, что в 1,5–3 года они только учатся говорить.
- «Уголок театра».
- «Наш театр».
- «Мы в театре».
- «Мы — актёры».
В средней и старших группах название может быть более замысловатым:
- «Гримёрная».
- «Костюмерная» (этот вариант подходит в том случае, если центр заполнен костюмами, аксессуарами, а остальные материалы — книги, аудио-, видеоматериалы вынесены в уголок развития речи, например).
- «Весь мир — театр» («Мир — театр»).
- «Театральный центр».
Уголок ряжения в группе — это важный элемент предметно-развивающей среды. С его помощью дети не только узнают о разных видах театра, но и пробуют свои силы в актёрстве, режиссуре, гриме, то есть имеют возможность в полной мере проявить свои творческие способности. Поэтому основная задача педагога оформить центр театра так, чтобы он был не только эстетически привлекательным, но и максимально содержательным.
Наполнение уголка ряжения для разных возрастных групп
Возраст | Основной вид театрализованной деятельности | Материалы |
Младший дошкольный (1,5–4 года) | Подражание действиям взрослых | Маски, костюмы для сказок «Репка», «Теремок». |
Средний (4–5 лет) | Сюжетно-ролевая игра, создание образа через мимику, жесты, интонации. | Наряды для разыгрывания сюжета 2–3 сказок («Золушка», «Красная Шапочка»). |
Старший (5–7 лет) | Инсценировки с полноценным участием в подготовительном процессе. | Основной упор делается на то, что дети мастерят элементы костюмов самостоятельно. То есть уголок ряжения превращается в гримёрку, где дети делают подзорную трубу для капитана из картонных втулок, корону из круглой коробки, а фуражку для полицейского из старой бейсболки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уголка ряжения для младших групп и театрализованная деятельность в старших группах
предоставление собственного опыта...
опыт работы по теме "Организация уголка ряженья и театрализованная деятельность в раннем дошкольном возрасте"
немного информации о том, как мы с детьми используем уголок ряженья и начинаем заниматься театральной деятельностью....
«Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре. Всякую свою выдумку...
Организация уголка ряжения и театрализации в ДОУ
Уголок ряжения и театрализации, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Презент...
Консультация для педагогов «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте».
Консультация для педагогов «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»....
Консультация для педагогов "Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте".
Расширение знаний педагогов, связанных с оснащением уголка ряженья и организацией театрализованной деятельности с детьми....
Оформление центра ряжения в разновозрастной группе № 2
Статья по опыту работы оформленя центра ряжения...