Организация центра ряженья.
консультация

Чезганова Вера Алексеевна

Цели и задачи создания уголка

Зона для перевоплощения в группе создаётся с целью:

  • стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы, надев которые так и хочется манерничать как Мальвина или кривляться как Петрушка);
  • формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли);
  • развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли);
  • поощрения инициативности детей, то есть обеспечения возможности выбора роли, костюма;
  • создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряжения — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Организация центра ряженья.

Развитие духовного мира ребёнка зависит от богатства эмоциональных впечатлений, которые он получает в процессе занятий, игр. С этой точки зрения, театрализованная деятельность открывает широкие возможности для получения первых уроков:

  • распознавания человеческих чувств;
  • усвоения нравственных категорий (добро — зло, любовь — неприязнь, хорошо — плохо);
  • умения выстраивать отношения с окружающими.

Для полноты реализации задач духовного развития малышей в аспекте театрализации организация уголка (центра) ряжения (театра, переодеваний):

  • позволяет точнее передавать образ не только действиями и словами, но и мимикой, жестами, внешним видом, который играет существенную роль в формировании поведенческих черт персонажа;
  • развивает эстетические вкусы ребят;
  • расширяет представления о мире вокруг;
  • даёт возможность примерить на себя разные социальные роли, перевоплотиться, то есть обогащает жизненный опыт детей.

Цели и задачи создания уголка

Зона для перевоплощения в группе создаётся с целью:

  • стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы, надев которые так и хочется манерничать как Мальвина или кривляться как Петрушка);
  • формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли);
  • развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли);
  • поощрения инициативности детей, то есть обеспечения возможности выбора роли, костюма;
  • создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряжения — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой).

Если миссия уголка для переодеваний едина для детей любого возраста, то задачи, стоящие перед организацией этой зоны предметно-развивающей среды, немного отличаются.

Задачи для младшего дошкольного возраста

  1. Знакомство с настольным театром (пальчиковые и перчаточные куклы), театром теней, картинок, петрушек.
  2. Развитие мелкой моторики посредством застёгивания пуговиц, завязывания лент.
  3. Формирование навыков самообслуживания (дети учатся переодеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослых).
  4. Приобщение к творчеству (например, после прослушивания сказки, воспитатель предлагает малышам примерить маски персонажей, повторить какие-то отдельные фразы из текста).

Задачи для средней группы

  1. Освоение навыков перевоплощения в образ посредством костюма и аксессуаров.
  2. Практика диалогической речи. Дети наряжаются в костюмы персонажей-антиподов (например, Иванушка — Баба-Яга) и учатся выстраивать беседу, не перебивая, слушая друг друга.
  3. Отработка навыков самообслуживания (малыши учатся одеваться быстро, а после игры складывать костюмы на место).
  4. Развитие способности составлять наряд персонажа из отдельных деталей (например, для образа Буратино можно взять кофту Петрушки, а шляпу Незнайки).

Задачи для старшей и подготовительной групп

  1. Знакомство с театром марионеток, тростевыми куклами.
  2. Практика связной монологической речи (дети не только выбирают наряд, но и дают объяснение, с какой целью выбран тот или иной элемент образа).
  3. Развитие умения работать вместе, командой (дети помогают друг другу переодеваться, подбирать костюмы и атрибуты).
  4. Создание условий для отработки поведенческих навыков (на дороге при изучении ПДД, в лесу) за счёт переодевания в разные образы (инспектор ГИБДД, лесник, хулиган).
  5. Развитие творческих способностей за счёт совместного со взрослыми создания костюма для того или иного персонажа.

Как оформить центр переодеваний

Уголок ряжения оформляется и наполняется в соответствии с определёнными правилами, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Требования

  1. Доступность. Все объекты центра ряжения должны быть понятны детям конкретного возраста. Так, малышам первой и второй младших групп будет непонятным назначение большой ширмы, потому что они знакомятся только с настольным театром, театром теней, картинок, петрушек, для которых достаточно настольной. Для костюмированных представлений, происходящих в едином антураже и одежде, перегородка для переодевания и смены декораций тоже не нужна.
  2. Разнообразие материалов. Прежде всего, это требование касается выбора кукол для разных видов театра (пальчиковые, перчаточные, тростевые, на фартуках и пр.). Кроме того, в уголке должно быть достаточно костюмов и для мальчиков, и для девочек (по 3–4 с возможностью комбинирования с целью создания новых образов). А также обязательным элементом являются наглядные пособия о характерных особенностях разных видов театра, правилах поведения во время просмотра постановок (для малышей, не умеющих читать, эта информация может быть представлена в виде картинок).
  3. Безопасность. Всё оснащение уголка ряжения должно быть безопасным для жизни и здоровья малышей (игрушки без острых углов, чистые парики и костюмы и т.д.). В младших группах лучше обойтись без бус, а также элементов, надевающихся на шею (галстуков, бабочек). Кроме того, одежда для отрицательных персонажей не должна нести откровенно негативного посыла. То есть даже чёрные лохмотья Бабы-Яги можно украсить «прилипшей» зелёной травой из ткани или торчащими из карманов фантиками от конфет.
  4. Актуальность. Материалы, которые размещаются в центре театрализованной деятельности, должны быть созвучны интересам ребят. Так, если дети в старшей группе на занятии по развитию речи читали сказки о приключениях Незнайки, то шляпа этого милого персонажа будет очень уместна в уголке ряжения.
  5. Креативность. Оформление уголка ряжения требует от педагога оригинального подхода к украшению, выбору объектов. Что касается первого, то обычно это условие выполняется за счёт яркой ширмы, забавных кукол — постоянных жителей зоны переодевания, а также принципа 70 к 30, то есть 70% материалов изготавливается своими руками, а 30% — приобретается готовыми (парики, элементы костюмов).

Средства для оформления

Организация материалов в уголке ряжения обычно происходит по стандартной модели:

  • шкаф с открытыми полочками для хранения разных видов кукол, элементов костюмов, коробок с бусами, масками, головными уборами и пр.;
  • вешалка или стойка под плечики для развешивания костюмов;
  • Какая бы мебель ни была в уголке, наличие вешалки для костюмов — обязательное условие
  • коробки для содержания бросового материала (ниток, кусочков ткани, пуговиц) под украшение/дополнение/преобразование костюмов (так, например, если в костюме серой мышки заменить хвостик и ушки, то получится отличный зайка);
  • стенд с описанием разных видов театра, правилами поведения в местах культурного отдыха, на котором отведено место под рисунки и аппликации детей;
  • книги (кроме красочно иллюстрированных текстов сказок, рассказов, стихотворений, в младших и средней группах это ещё и книжки-панорамки, где объёмные изображения позволяют малышам увидеть манеру движений персонажей, отметить какие-то характерные черты, определяющие характер героя, а в старших — известные сюжеты, переложенные в пьесы – «Красная Шапочка», отрывки из «Буратино» и др.).

Все элементы для оформления центра ряжения можно приобрести, однако, следуя принципу максимальной рукотворности этой зоны, даже предметы мебели можно сделать своими руками. Не говоря уже о материалах: костюмах, бусах, шляпах и пр.

  1. В качестве стенда можно использовать лист фанеры, на который через поролоновую прокладку натягивается ткань (можно цветная, с оригинальным принтом). Тогда материалы на него можно пришпиливать кнопками или двусторонним скотчем и обновлять так часто, как того требует содержательная сторона образовательного процесса.
  2. Бусы, атрибуты образа (волшебные палочки, магический шар и пр.) удобно хранить в закрытых коробочках (из-под обуви или посуды). Украсить эту тару можно аппликациями. Например, фетровыми. Или декупажем. А также очень выигрышно и ярко смотрятся коробочки, обклеенные ярким оракалом. При любом варианте оформления обязательным условием является наличие ярлычка-подписи с обозначением содержания. Для малышей, не умеющих читать, их можно сделать в виде маленьких рисунков.
  3. Многие мамы увлекаются изготовлением бижутерии, так что с разнообразием аксессуаров в уголке ряжения проблем не будет
  4. Картинки для настольных игр и наглядности лучше заламинировать, чтобы сохранить их товарный вид надолго.
  5. Часть кукол, игрушек следует сделать hand-made. Это могут быть пупсы из капроновых чулок, мягкие игрушки из драпа, фетра, старых носков, а также забавные персонажи из картонных втулок и цветной бумаги.

Содержание зоны ряжения определяется задачами, поставленными для разных возрастных групп, а также тем, на каком виде театрализованной деятельности делается акцент. Обычно наполнение центра имеет накопительный характер, пополняясь новыми элементами из года в год.

Как назвать уголок ряжения

Часть предметно-развивающей среды, в которой сосредоточены средства для творческого развития детей, является одной из самых ярких и оригинальных зон. И чтобы не добавлять ложку дёгтя банальным названием «Уголок ряжения», стоит придумать нечто более затейливое. При этом для малышей название должно быть простым и легко произносимым, учитывая то, что в 1,5–3 года они только учатся говорить.

  1. «Уголок театра».
  2. «Наш театр».
  3. «Мы в театре».
  4. «Мы — актёры».

В средней и старших группах название может быть более замысловатым:

  1. «Гримёрная».
  2. «Костюмерная» (этот вариант подходит в том случае, если центр заполнен костюмами, аксессуарами, а остальные материалы — книги, аудио-, видеоматериалы вынесены в уголок развития речи, например).
  3. «Весь мир — театр» («Мир — театр»).
  4. «Театральный центр».

Уголок ряжения в группе — это важный элемент предметно-развивающей среды. С его помощью дети не только узнают о разных видах театра, но и пробуют свои силы в актёрстве, режиссуре, гриме, то есть имеют возможность в полной мере проявить свои творческие способности. Поэтому основная задача педагога оформить центр театра так, чтобы он был не только эстетически привлекательным, но и максимально содержательным.

Наполнение уголка ряжения для разных возрастных групп

Возраст

Основной вид театрализованной деятельности

Материалы

Младший дошкольный (1,5–4 года)

Подражание действиям взрослых

Маски, костюмы для сказок «Репка», «Теремок».
Фланелеграф.
Одежда или элементы рабочего наряда врача (халат, шапочка), продавца (фартук), шофёра (куртка, кепка), повара (халат, колпак), парикмахера (фартук).
Маски, картинки домашних и диких зверей.
Отдельные детали одежды для составления образов (шляпы, юбки, платки, сумки, очки).
Видеозаписи кукольных постановок сказок.
Аудиозаписи звуков природы для создания музыкального фона.
Простые музыкальные инструменты (погремушки, бубен, барабан).

Средний (4–5 лет)

Сюжетно-ролевая игра, создание образа через мимику, жесты, интонации.

Наряды для разыгрывания сюжета 2–3 сказок («Золушка», «Красная Шапочка»).
Крупная бижутерия, короны.
Костюмы представителей некоторых профессий (стюардессы, лётчика, полицейского, военного, пожарного).
Маски сказочных героев.
Народный костюм.
Видеозаписи театральных представлений народных сюжетов.
Дудочки, свистульки.
Настольные игры (лото на темы музыкальных инструментов, персонажей сказок).

Старший (5–7 лет)

Инсценировки с полноценным участием в подготовительном процессе.

Основной упор делается на то, что дети мастерят элементы костюмов самостоятельно. То есть уголок ряжения превращается в гримёрку, где дети делают подзорную трубу для капитана из картонных втулок, корону из круглой коробки, а фуражку для полицейского из старой бейсболки.
Видеозаписи постановок известных сюжетов разными видами театра (марионеток, теней, перчаточными, на фартуках, ростовыми).
Отрывки из оперных произведений по известным сюжетам («Спящая царевна», «Три богатыря» и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Организация уголка ряженья и театрализованная деятельность в раннем дошкольном возрасте"

немного информации о том, как мы с детьми используем уголок ряженья и начинаем заниматься театральной деятельностью....

«Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре. Всякую свою выдумку...

Организация уголка ряжения и театрализации в ДОУ

Уголок ряжения и театрализации, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Презент...

Консультация для педагогов «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте».

Консультация для педагогов «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»....

Консультация для педагогов "Организация уголка ряженья и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте".

Расширение знаний педагогов, связанных с оснащением уголка ряженья и организацией театрализованной деятельности  с детьми....

Оформление центра ряжения в разновозрастной группе № 2

Статья по опыту работы оформленя центра ряжения...