МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
материал (подготовительная группа)

Авкурова Елена Сергеевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka-lena.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Содержание ………………………………………………………………………….......1
  2. Пояснительная записка ………………………………………………………………….2
  3. Этапы работы по формированию коммуникативных умений детей

старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….3

  1. План кружковой деятельности «Мостик дружбы» по развитию

коммуникативных навыков детей старшего дошкольного

возраста …………………………………………………………………………………..4

  1. Диагностика формирования коммуникативных навыков

старших дошкольников ………………………………………………………………5-6

  1. Список используемой литературы …………………………………………………….7

«Послушайте и Вы забудете!

Посмотрите и Вы запомните!

Сделайте и Вы поймете!».

Конфуций

Пояснительная записка.

Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Формирование коммуникативных навыков важное условие психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач, подготовки его к дальнейшей жизни. К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает коммуникативными навыками это:

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- слышать и слушать собеседника;

- воспринимать и получать информацию, говорить самому.

В связи со многими направлениями образовательных программ, формирование коммуникативных навыков у дошкольников остается за пределами внимания. Формы, методы приёмы по формированию коммуникативной культуры до сегодняшнего времени  остаются нечёткими.

Я попыталась систематизировать комплекс коммуникативных игр для старших дошкольников, и проведение  их в режимной и  в кружковой деятельности, потому что коммуникативные игры помогают разрешать конфликты, развивают у дошкольников умение вступать в диалог, формируют чувство единство, сплоченности действовать в коллективе сверстников. Создается благоприятная атмосфера свободного общения.

Актуальность.

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка –

это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов

или компьютерные игры. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе-группе детского сада, во многом зависит его дальнейшая судьба.

Поэтому проблема поиска эффективных технологий, применение которых обеспечило, бы решение задач коммуникативного развития дошкольников была и остается актуальной.

Новизна педагогической инициативы заключается в разработке разнообразных форм и методов организации совместной деятельности воспитателя и дошкольников на основе игр, исходя из выявленных проблем общения старших дошкольников.

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражнений.

Цель:

Формировать коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

1. Разработать игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у воспитанников старшего возраста.

2. Создать условия для коммуникативного развития, организация развивающей предметно-пространственной среды (насыщенной, трансформируемой, полифункциональной).

3. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Этапы работы по формированию коммуникативных умений

детей старшего дошкольного возраста.

I этап организационно-подготовительный: (подборка коммуникативных игр, методического обеспечения, постановка целей и задач).

II этап - основной: (кружковая работа).

III этап — заключительный: (анализ достижения целей и полученных результатов).

Форма проведения игр:

   Игры  проводятся с подгруппой из 6-7 человек.  

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала

- наглядность обучения

- цикличность построения занятия

- доступность

- проблемность

Методические приемы:

- беседа

- коммуникативные игры

-игры – разминки, импровизации

- инсценировки

Структура игр:

1. Вводная часть. Приветствие

2. Основная часть

Рациональное сочетание разных видов детской деятельности (соответствие возрасту интеллектуального, двигательного и социального эмоционального содержания).

3. Заключительная часть.

Рефлексия игр, подведение итогов, повышение уверенности в себе.

План кружковой деятельности «Мостик дружбы»

по развитию коммуникативных навыков

детей старшего дошкольного возраста.

№ п/п

Тема игр

Программное содержание

Сроки

1

«Праздник радости»

  • Содействовать проявлению взаимопонимания, сплочения детей.

Октябрь

2

«Вчера решил я добрым стать»

  • Развивать умение, понимать положительное и отрицательные последствия поступков.

3

«Я учусь не обижаться»

  • Формировать умение поддерживать контакты с взрослыми и сверстниками подчинять свое поведением правилам общения.

Ноябрь

4

«Страна Хорошо»

  • Обучать умению выразительно передавать свои эмоции, развивать навыки диалогического общения.

5

«Праздник доброты»

  • Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим

Декабрь

6

«День мечтаний»

  • Развивать творческое отношение к действительности, способность создавать развернуто формулировать его.

7

«Клубочек»

  • Установление контакта, дружеских взаимоотношений.

Январь

8

«Кто такой настоящий друг»

  • Раскрыть значимость эмоциональной поддержки товарищам, которая может быть выражена в словах и делах.

9

«Необитаемый остров»

  • Выявить умение выслушать сверстника, с уважением относится к его мнению.

Февраль

10

«Интервью»

  • Выявить умение детей получить необходимую информацию в общении, вести простой диалог.

11

«Не поделили игрушку»

  • Развивать умение детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Март

12

«Мостик дружбы»

  • Развивать умение видеть позитивное, преодоление нерешительности.

13

«Хорошо - плохо»

  • Формирование умения подбирать точные описательные определения и эпитеты.

Апрель

14

«Я знаю 5 имён своих друзей»

  • Содействовать улучшению общения со сверстниками.

15

«Волшебный клубок»

  • Формировать чувство близости с другими детьми

Май

16

 «Дружба нужна всем»

  • Развивать у детей коммуникативные навыки, учить понимать, и ценить поступки других.

Диагностика формирования коммуникативных навыков

старших дошкольников.

Диагностика формирования коммуникативных навыков детей 5—7 лет осуществляется по следующим параметрам:

1.Умение выслушать сверстника с уважением относиться к его мнению, интересам.

2.Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

3.Умение спокойно отстаивать свое мнение.

4.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами сверстников.

5.Умение принимать участие в коллективных играх (договариваться, уступать и т.д.).

6. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

 По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

• 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.

Диагностическое задание 1.

«Необитаемый остров»

Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:

—Решите, какие предметы необходимо взять с собой.

— Чем будет заниматься каждый из вас?

— Кого бы вы выбрали командиром?

—На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?

—На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?

Оценка результатов

• 3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении.

• 2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении.

• 1 балл —  не вступает в общение, не проявляет активности.

Диагностическое задание 2.

«Не поделили игрушку»

Цель. Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.

Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.

Содержание. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:

—отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

—никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;

—играть всем вместе;

—посчитаться;

—играть по очереди;

— отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение. И так далее.

Педагог выслушивает предложения каждого ребенка.

Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.

Оценка результатов

• 3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;

• 2 балла — ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;

• 1 балл — ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.

По ходу диагностики социально-коммуникативной компетентности детей заполняется сводная таблица.

В кружковой деятельности «Мостик дружбы» в течении учебного 2019 – 2020 года участвовало 14 детей. По результатам мониторинга коммуникативных навыков определены следующие результаты:

Высокий уровень: 9 детей – 75 %

Средний уровень: 3 детей – 22 %

Низкий уровень: 2 детей – 3 %

        

В перспективе в планирование  кружковой деятельности «Мостик дружбы» ввести игры по речевому развитию, по социально – личностному развитию старших дошкольников.

Список используемой литературы

  1. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
  2. Слебцова И.Ф., Абрамова Л.В., Цветкова Е.В. Педагогические условия реализации положений ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2011.-65 с.
  3. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье.
  4. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
  5. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с
  6. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей.-М.: Генезис, 2012.-169 с.
  7. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, №7, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...