МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Содержание ………………………………………………………………………….......1
- Пояснительная записка ………………………………………………………………….2
- Этапы работы по формированию коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….3
- План кружковой деятельности «Мостик дружбы» по развитию
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………………………………………………..4
- Диагностика формирования коммуникативных навыков
старших дошкольников ………………………………………………………………5-6
- Список используемой литературы …………………………………………………….7
«Послушайте и Вы забудете!
Посмотрите и Вы запомните!
Сделайте и Вы поймете!».
Конфуций
Пояснительная записка.
Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Формирование коммуникативных навыков важное условие психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач, подготовки его к дальнейшей жизни. К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает коммуникативными навыками это:
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- слышать и слушать собеседника;
- воспринимать и получать информацию, говорить самому.
В связи со многими направлениями образовательных программ, формирование коммуникативных навыков у дошкольников остается за пределами внимания. Формы, методы приёмы по формированию коммуникативной культуры до сегодняшнего времени остаются нечёткими.
Я попыталась систематизировать комплекс коммуникативных игр для старших дошкольников, и проведение их в режимной и в кружковой деятельности, потому что коммуникативные игры помогают разрешать конфликты, развивают у дошкольников умение вступать в диалог, формируют чувство единство, сплоченности действовать в коллективе сверстников. Создается благоприятная атмосфера свободного общения.
Актуальность.
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка –
это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов
или компьютерные игры. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе-группе детского сада, во многом зависит его дальнейшая судьба.
Поэтому проблема поиска эффективных технологий, применение которых обеспечило, бы решение задач коммуникативного развития дошкольников была и остается актуальной.
Новизна педагогической инициативы заключается в разработке разнообразных форм и методов организации совместной деятельности воспитателя и дошкольников на основе игр, исходя из выявленных проблем общения старших дошкольников.
Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражнений.
Цель:
Формировать коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи:
1. Разработать игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у воспитанников старшего возраста.
2. Создать условия для коммуникативного развития, организация развивающей предметно-пространственной среды (насыщенной, трансформируемой, полифункциональной).
3. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Этапы работы по формированию коммуникативных умений
детей старшего дошкольного возраста.
I этап – организационно-подготовительный: (подборка коммуникативных игр, методического обеспечения, постановка целей и задач).
II этап - основной: (кружковая работа).
III этап — заключительный: (анализ достижения целей и полученных результатов).
Форма проведения игр:
Игры проводятся с подгруппой из 6-7 человек.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала
- наглядность обучения
- цикличность построения занятия
- доступность
- проблемность
Методические приемы:
- беседа
- коммуникативные игры
-игры – разминки, импровизации
- инсценировки
Структура игр:
1. Вводная часть. Приветствие
2. Основная часть
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности (соответствие возрасту интеллектуального, двигательного и социального эмоционального содержания).
3. Заключительная часть.
Рефлексия игр, подведение итогов, повышение уверенности в себе.
План кружковой деятельности «Мостик дружбы»
по развитию коммуникативных навыков
детей старшего дошкольного возраста.
№ п/п | Тема игр | Программное содержание | Сроки |
1 | «Праздник радости» |
| Октябрь |
2 | «Вчера решил я добрым стать» |
| |
3 | «Я учусь не обижаться» |
| Ноябрь |
4 | «Страна Хорошо» |
| |
5 | «Праздник доброты» |
| Декабрь |
6 | «День мечтаний» |
| |
7 | «Клубочек» |
| Январь |
8 | «Кто такой настоящий друг» |
| |
9 | «Необитаемый остров» |
| Февраль |
10 | «Интервью» |
| |
11 | «Не поделили игрушку» |
| Март |
12 | «Мостик дружбы» |
| |
13 | «Хорошо - плохо» |
| Апрель |
14 | «Я знаю 5 имён своих друзей» |
| |
15 | «Волшебный клубок» |
| Май |
16 | «Дружба нужна всем» |
|
Диагностика формирования коммуникативных навыков
старших дошкольников.
Диагностика формирования коммуникативных навыков детей 5—7 лет осуществляется по следующим параметрам:
1.Умение выслушать сверстника с уважением относиться к его мнению, интересам.
2.Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.
3.Умение спокойно отстаивать свое мнение.
4.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами сверстников.
5.Умение принимать участие в коллективных играх (договариваться, уступать и т.д.).
6. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.
Низкий уровень (оценивается в 1 балл) — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.
• 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.
Диагностическое задание 1.
«Необитаемый остров»
Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.
Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:
—Решите, какие предметы необходимо взять с собой.
— Чем будет заниматься каждый из вас?
— Кого бы вы выбрали командиром?
—На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?
—На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?
Оценка результатов
• 3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении.
• 2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении.
• 1 балл — не вступает в общение, не проявляет активности.
Диагностическое задание 2.
«Не поделили игрушку»
Цель. Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.
Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.
Содержание. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:
—отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
—никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;
—играть всем вместе;
—посчитаться;
—играть по очереди;
— отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение. И так далее.
Педагог выслушивает предложения каждого ребенка.
Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.
Оценка результатов
• 3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;
• 2 балла — ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;
• 1 балл — ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.
По ходу диагностики социально-коммуникативной компетентности детей заполняется сводная таблица.
В кружковой деятельности «Мостик дружбы» в течении учебного 2019 – 2020 года участвовало 14 детей. По результатам мониторинга коммуникативных навыков определены следующие результаты:
Высокий уровень: 9 детей – 75 %
Средний уровень: 3 детей – 22 %
Низкий уровень: 2 детей – 3 %
В перспективе в планирование кружковой деятельности «Мостик дружбы» ввести игры по речевому развитию, по социально – личностному развитию старших дошкольников.
Список используемой литературы
- Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
- Слебцова И.Ф., Абрамова Л.В., Цветкова Е.В. Педагогические условия реализации положений ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2011.-65 с.
- Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье.
- Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
- Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с
- Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей.-М.: Генезис, 2012.-169 с.
- Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, №7, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...