Способы привлечения и удержания внимания дошкольников.
материал

Крючкова Ирина Владимировна

Способы привлечения и удержания внимания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы привлечения и удержания внимания дошкольников

C:\сайт\iStock-504706498.jpg
 Представьте, что вы сидите перед телевизором и держите в руках пульт управления. Вы включаете один канал, и, не найдя ничего интересного, переключаете дальше… Реклама. Неинтересно. Переключаете дальше. Фильм, который вы уже смотрели… Дальше. И так, пока не закончатся все каналы. А потом… по второму кругу. И не замечаете, как проходит час.


❗ Удержать внимание людей, тем более маленьких детей, во время взаимодействия с ними непросто. Не случайно приведен этот пример с телевизором. Переключая каналы на нем, мы удерживаем свое внимание очень долго. Чтобы удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь снова послушайте». При смене канала восприятия внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания.

У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.

Это первый способ привлечь и удержать внимание.

  •   Второй способ заключается в следующем. Как известно, человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60 % того, что видит, и лишь 10 % того, что делает. Представьте, что ваш друг рассказал о том, как он делал ремонт дома, ваш член семьи, например, муж, делал ремонт дома и вы это видели, и, наконец, вы сами делали ремонт. Что вам запомнится лучше? Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него.
     Отсюда следует, что в работе с детьми необходимо
    использовать практические методы, использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать с ним.

  • Третий способ привлечения и удержания внимания – это использование метода «вовлечение», который содержит в себе следующие приемы:
    - задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,
    - допустить намеренно ошибку,
    - попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия).
    При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.
    Таким образом, дети вовлекаются в принятие решения, а это им, как правило, льстит.

  •  Четвертый способ привлечь внимание можно использовать, когда есть какой-либо раздаточный материал, например, обыкновенный лист бумаги для рисования. Вы предлагаете следующее: «Возьмите лист бумаги и поднимите над головой. Так, вижу. А у тебя нет? Вот, возьми. Или Передайте, пожалуйста, товарищу. А теперь положите его горизонтально. Так, начнем». А дальше можно говорить то, что к листу бумаги не имеет отношения, например, объяснить последовательность рисования какого-либо предмета. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.

  • Пятый способ привлечения внимания заключается в следующем: как известно, дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли.

    Помогают привлечь и активизировать внимание дошкольников и следующие приемы:
    - присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого);
    - обыгрывание проблемной ситуации;
    - опора на личный опыт детей;
    - «Коробка с сюрпризом» - в начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

  • Шестым способом для привлечения и удержания внимания являются контрастные раздражители: интонации, паузы, темп речи, жесты, движения педагога.


Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка и может вовремя применить тот или иной способ активизации внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для начинающих педагогов «Приёмы привлечения и удержания внимания детей на занятии»

В докладе дано определение внимания, понятие о его свойствах и видах, освещены приемы управления вниманием на занятии. Имеется презентация.В конце доклада педагоги получают раздаточные материалы:...

Приемы привлечения и удержания внимания дошкольников.

Привлечь внимание детей во время взаимодействия с ними, и тем более удержать его, непросто. В докладе приведены действенные способы привлечения внимания, применяемые на практике....

Способы привлечения и удержания внимания дошкольников на занятии

Если дети болтают, отвлекаются от занятия значит им скучно из- за плохо подобранного материала, который или не соответствует возрасту или мало наглядности, может нужен интригующий момент....

Способы активации и удержания внимания дошкольников

В материале рассказывается о способах активации и удержания внимания дошкольников...

Конспект заседания Родительского клуба «Школа дошкольных наук». Тема « Приемы привлечение и удержание внимание детей»

Конспект заседания      Родительского клуба«Школа дошкольных наук».Тема « Приемы привлечение и  удержание внимание детей»Задачи: 1.Формировать акт...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду»....