Дополнительная общеразвивающая программа "Зазеркалье" направленность: художественно-эстетическая
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по театрализации ориентирована на формирование у дошкольников навыков культуры, речи, пластической выразительности.
Цель: Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи:
1. Сформировать знания о театре.
2. Формировать четкую дикцию, выразительность речи.
Результативность:
1. Приобретён опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе театральной деятельности.
4. Развит интерес к театральной деятельности и желание участвовать в музыкальных спектаклях.
5. Развиты личностные качества: самостоятельность, творческая и познавательная активность, инициативность, доброжелательность в общении
Адресная направленность:
Практическая значимость данного материала будет полезна для музыкальных руководителей, воспитателей т.к. этот материал можно использовать в организации образовательного процесса по театрализованной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zazerkale_1_1.docx | 47.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма»
Вохомского района Костромской области
Принята на заседании педагогического совета от «28августа 2020 г. Протокол № 01 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад №2 п. Вохма» Л. Н.Урсакий « » сентября 2020 г. Приказ № |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Зазеркалье»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
Возраст воспитанников :6-7 лет
Срок реализации:1 год
Автор-составитель: Наталья Леонидовна. Попова,
Музыкальный руководитель
Вохма
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Зазеркалье» (далее – Программа) художественной направленности
разработана в соответствии Федеральным законом « Об образовании» №273 от 29.12.2012 предназначена для художественно-эстетического воспитания детей и развитие их творческих способностей в области сценической деятельности.
Программа ориентирована на формирование у детей навыков культуры, речи, пластической выразительности. Она позволяет воспитать основы зрительской культуры, развить творческую личность, умение оптимизировать процесс развития творческого воображения, фантазии, направленного внимания и сценической логики. Использование данной программы позволяет стимулировать способность детей к образному восприятию окружающего мира.
Нормативно-правовая база
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом « Об образовании» №273 от 29.12.2012
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
-Приказом Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
- Уставом МДОУ «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области
Актуальность Программы
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театральная деятельность требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Педагогическая значимость
Театральная деятельность –это один из способов решения многих вопросов по развитию коммуникативных задач. Совместное исполнение воспитывает чувство ответственности в игре. Помогает устанавливать связи во взаимоотношениях между детьми. Осознанное отношение ребёнка к пониманию своих задач в общем деле учит ощущать среду, место и время, действовать по обстоятельствам, способствует проявлению и развитию лидерских качеств, помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Новизна программы
- в применении комплекса современных форм взаимодействия с детьми;
- в применении современных образовательных технологий, развивающих методов и средств педагогической деятельности;
- в применении разнообразного нестандартного оборудования и предметов-заместителей для театрализованной деятельности.
Цель :
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности;
Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать знания о театре, о разновидностях театра.
- Формировать четкую интонационную дикцию, выразительность речи.
Развивающие:
- развивать интерес к сценическому искусству, побуждая к развитию творческого мышления;
- развивать умение размещаться по площадке, двигаться в разных темпах
- развивать ритмические способности и координацию движений
- передавать в пластических импровизациях характер героя
- развивать дикцию на материале скороговорок, чистоговорок, стихов.
Воспитательные:
- воспитывать общую культуру поведения и общения в творческом коллективе;
- воспитывать сценическую культуру;
- воспитывать навыки общения, сотворчества, дружбы и взаимной поддержки;
Количество часов- в неделю - 1 час, в месяц - 4 часа, в год-36 часов
Вид детской группы: смешанный - девочки и мальчики
Программа рассчитана для воспитанников 6-7 лет.
Сроки реализации 1 год
Формы и режим занятий
В ходе занятий используем индивидуальные и групповые формы работы:
-тренинги,
- проблемные ситуации,
-игры,
-творческие задания,
- этюдная работа, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,
-игры-драматизации,
-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
-упражнения по формированию выразительности исполнения,
-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
-репродуктивный (воспроизводящий)
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)
- эвристический (проблема формулируется воспитанниками ими же и предлагаются способы её решения).
Создание на занятиях по театрализации ситуаций успеха является одним из основных методов воздействия на эмоциональную сферу воспитанников и представляет собой специально созданные педагогом игровые обучающие ситуации, в которых ребенок добивается хороших результатов, повышающих у него чувство уверенности в своих силах. В основе - совместные сюжетно- ролевые театральные игры, игры- драматизации. Занятия построены на основе творческих театральных игр и этюдов.
Структура занятия состоит из:
— введения в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
В основу программы положены принципы:
- психологическая комфортность (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью);
-единство воспитательных, обучающих, развивающих целей
-целостность (новые знания, раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
-вариативность (предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах театральной деятельности);
-творчество (обеспечение возможности для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности)
Критерии оценки достижений планируемых результатов
Освоение Программы оцениваем по 2 показателям: сформирован полностью и сформирован частично.
Критерии и формы оценки качества знаний:
| Сформирован полностью | Сформирован частично |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театрализованной деятельности. | Интересуется театральной деятельностью |
2. | Называет различные виды театра | Использует свои знания в театрализованной деятельности |
3. | Умеет строить диалог, выбрав самостоятельно партнера, используя нужные интонации. | Строит диалог с партнером |
4 | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности |
5 | Импровизирует, создавая выразительные пластические образы умеет эмоционально выражать состояния героя | Передает в свободных пластических движениях образ героя. |
6 | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности |
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство критериев недостаточно развиты;
2 балла – соответствует возрасту.
Время проведения мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май).
Ожидаемые результаты освоения Программы
По итогам реализации Программы воспитанники знают:
-Основы театральной культуры
умеют:
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке
- двигаться в заданном ритме
- создавать пластические импровизации
- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему
- строить диалог с партнером
У воспитанников развиты:
- Коммуникативные навыки;
- Самодисциплина
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: выступления детей в спектаклях
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Цели и задачи Программы. Инструктаж | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Диагностическое обследование | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Моделирование игровых ситуаций | 0,5 | 5,5 | 6 |
4 | Театральные игры | 0,5 | 5,5 | 6 |
5 | Культура речи | 0,5 | 5,5 | 6 |
6 | Спектакль из сцен и миниатюр. | 0,5 | 5,5 | 6 |
7. | Постановочная работа |
| 8 | 8 |
8. | Диагностическое обследование | 1 | 1 | |
Показ сказки | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 3 | 33 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж 1 час
Теория. Знакомство с деятельностью кружка «Зазеркалье», с порядком и планом работы на учебный год. Знакомство с детьми. Общие правила поведения. Инструктаж по технике безопасности при проведении массовых мероприятий. Беседа «Что такое театр?»
Практика. Решение основных организационных вопросов. Знакомство детей друг с другом через игру «Снежный ком».
Раздел 2. «Моделирование игровых ситуаций 4 часа
Содержание раздела направлено на развитие творческого мышления, игрового поведения
Теория: Моделирование игровых ситуаций
Практика. Выполнение упражнений на развитие внимания, памяти, ассоциативного мышления
Раздел 3 «Театральные игры» 4 часа
Раздел включает в себя театральные игры, упражнения на развитие фантазии, и упражнения, направленные на умения действовать согласованно.
Теория:
Практика: театрализованные игры и упражнения, основанные на импровизации ситуаций
Раздел 4 Культура речи 6 часов
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, связной речи, творческой фантазии
Раздел 5 Постановочная работа 8 часов
Сценическое движение, упражнения пантомимы. выстраивание мизансцен, репетиционные работы.
Раздел 6 Итоговое занятие. Спектакль из сцен и миниатюр
Практика. Подготовка и проведение творческой постановки.
Календарно- тематическое планирование
№ пп | Время проведения | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | сентябрь | Вводное занятие. | Знакомство с деятельностью кружка «Зазеркалье», Инструктаж по технике безопасности. Подвижная игра «Снежный ком» |
2 | сентябрь | Диагностика | Игра |
3 | Моделирование игровых ситуаций | -Игровые задания на развитие внимания, памяти «Переходы со стульями», «Светофор», «Творческая площадка», «Кольцо». | |
4 | Театральные игры | этюды на перевоплощение, игра «Если бы я…», мимические упражнения на развитие эмоций «Эхо», «Крапива», «Арбуз», «Капуста». | |
5 | октябрь | Моделирование игровых ситуаций | - игровые упражнения на взаимодействие с партнером творческие задания на развитие фантазии: «Включи воображение», «Войдите в роль», «Волшебная палочка», «Вопрос – ответ», «Встреча».
|
6 | Культура речи Игры на сценическое движение | Словесные игры, подбор простейших рифм, артикуляционная гимнастика Речевая разминка, работа со скороговорками Разминки на разогрев мышц, мелкой моторики | |
7 | Октябрь | Театральные игры | -этюды на развитие творческого воображения «Скульпторы», «Тень», «Зеркало». игры на превращения, на действия с воображаемыми предметами Игры на развитие коммуникативных навыков |
8 | Моделирование игровых ситуаций | Ритмическая разминка «Жуки и бабочки» | |
9 | ноябрь | Моделирование игровых ситуаций Театральные игры | Игровые упражнения на развитие фантазии : «Включи воображение», «Войдите в роль», «Волшебная палочка», «Вопрос – ответ», «Встреча» , создание образов с помощью выразительных движений. Игры на сценическое движение |
10 | Театральные игры Культура речи | Игры на сценическое движение Музыкально- речевые игра «Дождик» | |
11 | ноябрь | Культура речи Моделирование игровых ситуаций | Разогревающий массаж, скороговорки на развитие дикции артикуляционная гимнастика, словесно-образные упражнения |
12 | Обыгрывание стихов Моделирование игровых ситуаций | -инсценировка стихотворения «Васильки» Игры- драматизации | |
13-16 | декабрь | Постановка сказки | Репетиционные работы |
17 | январь | Моделирование игровых ситуаций Культура речи | Игры на развитие творческого воображения Игры на развитие правильного дыхания ( дыхательные и голосовые упражнения) |
18 | Театральные игры | Игры на развитие ритмопластики. Образно- игровые упражнения | |
19 | Культура речи | Игры на речевое дыхание и правильную артикуляцию, произношение скороговорок с разным темпом, речевая сказка- игра «Про ёжика» | |
20 | февраль | Моделирование игровых ситуаций | Упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения, творческой инициативы |
21 | Театральные игры | -игры на согласованность действий: «Внимательные матрешки», «След в след», игры на развитие навыка действия с воображаемым предметом: «День рождения», «Превращение комнаты» | |
22 | февраль | Культура речи | . -игры и упражнения на развитие дыхания, игры на развитие интонации «Старичок- лесовичок», упражнения на развитие диалогической речи «Коршун», игры на импровизацию диалогов, этюды на общение. |
23 | Театральные игры | «Включи воображение», «Войдите в роль», «Волшебная палочка», «Вопрос – ответ», «Встреча». | |
24 | март | Моделирование игровых ситуаций | Игры-инсценировки поэтического и песенного материала. «Определи, из какой сказки герой», игры- пантомимы «Медвежата» |
25 | Театральные игры | Этюды на выражение различных эмоций Готовность детей к действиям с воображаемыми предметами.»Дружные звери», «Цапля», « Летает- не летает» | |
26 | март | Культура речи | Разыгрывание по ролям стихотворения « Кто как считает», речевая игра « Как у бабушки Наташи», «Барабек» |
27 | Театральные игры | Игры на развитие согласованности друг с другом «Превращения», «След в след» Игры на ориентировку в пространстве | |
28 | Моделирование игровых ситуаций | Упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения, творческой инициативы | |
29 | Культура речи | Игры, упражнения для навыки артикуляционного, дыхательного и голосового тренинга.Театральная игротека «Веселые стихи» | |
30 | апрель | 1.Моделирование игровых ситуаций | Игры с превращениями Игры на развитие пластической выразительности |
31 | Театральные игры | Упражнения на умение действовать согласованно «Создаём образ героя» | |
32 | Культура речи Театральные игры | Упражнения на развитие интонаций. Игры и упражнения на развитие фантазии. | |
33 | |||
34 | май | Постановка сказки | распределение ролей, изготовление декораций |
35 | Выстраивание мизансцен, отработка действий. | ||
36 | Постановка сказки. |
Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения процесса. Для реализации Программы необходимы:
технические средства обучения:
- ноутбук
- видеопроектор
- экран
- музыкальный центр
инфраструктура организации:
- наличие зала
- театральная сцена
- световое оформление
- декорации
- костюмы и реквизит
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ
1..Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Ленинград: Детская литература, 1990.
4.Антокольский П.Г. Театр. – М.: Советский писатель, 1979.
2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль: Академия развития, 1998.
3.Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. – М.: Лань, Планета музыки, 2017.
4.Волконский С.М. Актер на сцене. – М.: Лань, Планета музыки, 2016.
5.Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – М.: Планета музыки, 2018.
6..Грачева Л.В. Психотехника актера. – М.: Лань, Планета музыки, 2015
Интернет-ресурсы:
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6106
Журнал «Педагог» "Театральная деятельность в дошкольной организации как средство всестороннего развития ребёнка»
https://www.maam.ru/obrazovanie/teatr «Театр. Театральная деятельность»
https://clck.ru/Rtrxz- Методика составления и проведения занятий по театрализованной деятельности в детском саду
http://doshkolnik.ru/teatr.html- Конспекты по театральной деятельности для дошкольников
https://clck.ru/RtsF8- «Развиваемся вместе с театром»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Лепилкина фантазия» для детей дошкольного возраста.
Программа по художественно-эстетическому развитию в ДОО....
Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2016-2017
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....
Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2017-2018
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная пуговка» для детей 5-6 лет
Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) старшей группы «Родничок» «Волшебные узоры» на 2022-2023 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29967573","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"756","style":"float: left;","width":"794"}}]]...