Организация сенсорного уголка в ДОУ
презентация

Петрова Ольга Владимировна

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Он может активно использоваться педагогом  во время проведения развивающих занятий и в самостоятельной деятельности ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация сенсорного уголка в группе ДОУ Подготовил : педагог-психолог Петрова О.В.

Слайд 2

Сенсорное воспитание направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Слайд 3

Полноценное развитие подразумевает своевременное развитие функций восприятия тела, тактильного, зрительного и слухового восприятия, обоняния, осязания и вкуса. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений, воспринимая окружающий мир линейно и однобоко. Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка в детском учреждении. А это, в свою очередь, является первым шагом к развитию мышления на следующих возрастных этапах. Дошкольники «мыслят руками», как писал физиолог И.П.Павлов «руки учат голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Слайд 4

Мыслим руками

Слайд 5

По умелости детской руки специалисты до сих пор на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. Как же рука изучает (обследует) предметы? - Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах предмета (звонкий – глухой, твердый – мягкий) Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов : вес, особенности поверхности, форму, размер и т.д. Надавливание дает возможность определить из какого материала он сделан Ощупывание дает больше информации о предмете. Обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения учат ощущать прикосновения ладони или пальцев.

Слайд 6

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсорный уголок используется в воспитательно -образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Слайд 7

Сенсомоторный уголок предназначен: Для стимуляции сенсорных функций (зрение, слух, осязание, обоняние и т.д.) Развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей Активизации когнитивных процессов Развитие и активизации речи детей Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребенка Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников

Слайд 8

Принципы организации сенсорного уголка в группе ДОУ: Доступность – материал расположен в зоне свободного доступа Безопасность – пособия имеют полноценную комплектацию Креативность – материал интересен и привлекателен для детей Разнообразие объектов – все пособия различны по структуре, форме, цвету, размеру и т.д. Наличие оборудования и игр для развития всех анализаторов. Созданы условия для взаимодействия между детьми Материал для развития мелкой моторики представлен в разных центрах активности Материал соответствует возрасту и возможностям детей, подвергается периодической замене У детей в режиме дня достаточно времени для свободной деятельности Педагог ценит и поощряет деятельность детей

Слайд 9

Содержание сенсомоторного уголка в группе: Зрение: Светящиеся шнуры, всевозможные лампы, приспособления со световыми эффектами Картинки –иллюзии Цветовые пятна-кляксы различной формы Разноцветные полупрозрачные шары Картинки-прятки Переливающиеся капельки Песочные часы

Слайд 10

Слух : Музыка разных направлений и стилей, музыкальные инструменты Звуки : голоса разных птиц и животных, лес, море, вода, ветер, транспорт и т.д. Приспособления для самостоятельного создания звуков: шуршалки , гремелки , свистушки . Осязание: Кусочки меха, ткани, бумаги, материалы разной фактуры, шнуровки, сенсорные панно, бизиборды Предметы для создания горячего и холодного (грелка, комочки льда) Выпуклые предметы (буквы, цифры) Различные крупы в мешочках

Слайд 11

Тактильное восприятие

Слайд 12

Обоняние: - Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки) - Запах приятного туалетного мыла, медовых красок, лука и чеснока в зимний период Вкус: -стаканчики -формочки -шпажки -тарелочки для подачи детям разных вкусов

Слайд 13

При организации сенсомоторного уголка следует учитывать возрастные характеристики и уровень сенсомоторного развития детей группы. Г.А.Урунтаева выделяет 3 периода сенсомоторного развития: В младенчестве – зрение , слух опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения. В раннем детстве – восприятие и зрительно – двигательные действия остаются несовершенными. В дошкольном возрасте – обследовательские действия с предметами. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования.

Слайд 14

При организации сенсомоторного уголка необходимо уделять внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн должен соответствовать общему оформлению группы и дополнять его. Группы раннего возраста. Необходимо использовать материал на развитие тактильных ощущений (природный материал, массажные ванны для рук), а так же игры на знакомство с простыми свойствами предметов: цвет, величина, форма. Во 2 младшей группе – соотнесение цвета, формы, размера. В средней группе – закрепление знаний о живой и неживой природе, времена года. В старшей группе – выкладывание по образцу узоров из природного материала, но работа предваряется беседой о свойствах материалов. В подготовительной группе исследуем мир через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству познания информации об окружающей среде. Например, исследование с закрытыми глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида

Сенсорное развитие детей через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого ...

Дидактическое пособие "Развивающий коврик для сенсорного уголка"

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Ребёнок всё пробует на ощупь. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сен...

Игры детей в сенсорном уголке

Развитие творческих способностей и любознательности....

Создание условий для сенсорного уголка

Современный ребёнок испытыает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть полноту восприятия через вззаимодействие с реальными обектами - главное назначение сенсорного уголка....

Сенсорные уголки

размещение уголков в группах...

РОЛЬ СЕНСОРНОГО УГОЛКА В КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определ...

Презентация "Оснащение сенсорного уголка для детей от 1 года до 3 лет"

Презентация "Оснащение сенсорного уголка для детей от 1 года до 3 лет"...