Организация сенсорного уголка в ДОУ
презентация
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Он может активно использоваться педагогом во время проведения развивающих занятий и в самостоятельной деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация сенсорного уголка в ДОУ | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорное воспитание направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Полноценное развитие подразумевает своевременное развитие функций восприятия тела, тактильного, зрительного и слухового восприятия, обоняния, осязания и вкуса. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений, воспринимая окружающий мир линейно и однобоко. Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка в детском учреждении. А это, в свою очередь, является первым шагом к развитию мышления на следующих возрастных этапах. Дошкольники «мыслят руками», как писал физиолог И.П.Павлов «руки учат голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Мыслим руками
По умелости детской руки специалисты до сих пор на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы. Как же рука изучает (обследует) предметы? - Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах предмета (звонкий – глухой, твердый – мягкий) Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов : вес, особенности поверхности, форму, размер и т.д. Надавливание дает возможность определить из какого материала он сделан Ощупывание дает больше информации о предмете. Обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения учат ощущать прикосновения ладони или пальцев.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсорный уголок используется в воспитательно -образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок предназначен: Для стимуляции сенсорных функций (зрение, слух, осязание, обоняние и т.д.) Развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей Активизации когнитивных процессов Развитие и активизации речи детей Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребенка Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников
Принципы организации сенсорного уголка в группе ДОУ: Доступность – материал расположен в зоне свободного доступа Безопасность – пособия имеют полноценную комплектацию Креативность – материал интересен и привлекателен для детей Разнообразие объектов – все пособия различны по структуре, форме, цвету, размеру и т.д. Наличие оборудования и игр для развития всех анализаторов. Созданы условия для взаимодействия между детьми Материал для развития мелкой моторики представлен в разных центрах активности Материал соответствует возрасту и возможностям детей, подвергается периодической замене У детей в режиме дня достаточно времени для свободной деятельности Педагог ценит и поощряет деятельность детей
Содержание сенсомоторного уголка в группе: Зрение: Светящиеся шнуры, всевозможные лампы, приспособления со световыми эффектами Картинки –иллюзии Цветовые пятна-кляксы различной формы Разноцветные полупрозрачные шары Картинки-прятки Переливающиеся капельки Песочные часы
Слух : Музыка разных направлений и стилей, музыкальные инструменты Звуки : голоса разных птиц и животных, лес, море, вода, ветер, транспорт и т.д. Приспособления для самостоятельного создания звуков: шуршалки , гремелки , свистушки . Осязание: Кусочки меха, ткани, бумаги, материалы разной фактуры, шнуровки, сенсорные панно, бизиборды Предметы для создания горячего и холодного (грелка, комочки льда) Выпуклые предметы (буквы, цифры) Различные крупы в мешочках
Тактильное восприятие
Обоняние: - Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки) - Запах приятного туалетного мыла, медовых красок, лука и чеснока в зимний период Вкус: -стаканчики -формочки -шпажки -тарелочки для подачи детям разных вкусов
При организации сенсомоторного уголка следует учитывать возрастные характеристики и уровень сенсомоторного развития детей группы. Г.А.Урунтаева выделяет 3 периода сенсомоторного развития: В младенчестве – зрение , слух опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения. В раннем детстве – восприятие и зрительно – двигательные действия остаются несовершенными. В дошкольном возрасте – обследовательские действия с предметами. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования.
При организации сенсомоторного уголка необходимо уделять внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн должен соответствовать общему оформлению группы и дополнять его. Группы раннего возраста. Необходимо использовать материал на развитие тактильных ощущений (природный материал, массажные ванны для рук), а так же игры на знакомство с простыми свойствами предметов: цвет, величина, форма. Во 2 младшей группе – соотнесение цвета, формы, размера. В средней группе – закрепление знаний о живой и неживой природе, времена года. В старшей группе – выкладывание по образцу узоров из природного материала, но работа предваряется беседой о свойствах материалов. В подготовительной группе исследуем мир через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству познания информации об окружающей среде. Например, исследование с закрытыми глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида
Сенсорное развитие детей через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого ...
Дидактическое пособие "Развивающий коврик для сенсорного уголка"
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Ребёнок всё пробует на ощупь. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сен...
Игры детей в сенсорном уголке
Развитие творческих способностей и любознательности....
Создание условий для сенсорного уголка
Современный ребёнок испытыает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть полноту восприятия через вззаимодействие с реальными обектами - главное назначение сенсорного уголка....
Сенсорные уголки
размещение уголков в группах...
РОЛЬ СЕНСОРНОГО УГОЛКА В КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА
Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определ...
Презентация "Оснащение сенсорного уголка для детей от 1 года до 3 лет"
Презентация "Оснащение сенсорного уголка для детей от 1 года до 3 лет"...