Создание условий для сенсорного уголка
учебно-методический материал (младшая группа)
Современный ребёнок испытыает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть полноту восприятия через вззаимодействие с реальными обектами - главное назначение сенсорного уголка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sensomotornogo_ugolka.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для сенсорного уголка
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорного уголка.
Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира. Мы на своих занятиях создаем все условия для планомерного руководства формирования ощущений, восприятий и представления детей. Сенсомоторный уголок в группе – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
- для стимуляция сенсорных функций: зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния, тактильного ощущения;
- для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка;
- активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;
Необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. В младших группах оборудуется специальный дидактический стол.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста материал может быть рассредоточен в разных игровых центрах: (физкультурный уголок, уголок опытно-экспериментальной деятельности; уголок изобразительной деятельности; музыкальный уголок, формирование элементарных математических представлений и др.)
Уголок должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Принципы организации уголка:
- доступность;
- безопасность;
- креативность;
- разнообразие объектов.
Что можно включить в уголки сенсомоторного развития
- Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
- Геометрическое лото, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, игры-головоломки на составление фигур; (Танграм, Пифагор и др.)
- Игры на различение цвета, формы, величины;
- Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
- Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
- Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
- Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
- Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
- Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)
Для развития зрительного анализатора:
- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)
- Парные картинки с признаками различий, точечные изображения
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
• Разноцветные полупрозрачные шарфы.
• Картинки-штриховки, - Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).
Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
• Выпуклые буквы, цифры, тренажеры для письма, выкладывания по контуру.
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. - Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
- Шершавые и гладкие дощечки для ощупывания, шероховатые таблички.
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке
• работа в раскрасках - штриховка
• пальчиковая гимнастика - шнуровка
• игры с конструктором - мозаика
• лепка из глины и пластилина
• нанизывание бус, бисера
• цветные клубочки ниток
• работа с ножницами
Таким образом, в группах созданы необходимые условия для развития сенсорных способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность.
Учитывая, требования ФГОС к предметно- развивающей среде, работа по оснащению предметно – развивающей среды не прекращается
Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»
Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...
Отчёт по самообразованию «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»
В 2014-2015 учебном году я работала по теме самообразования: «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всесто...
План работы по теме самообразования «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста» на 2014 -2015гг.
«Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»...
Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...
Создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста через изготовление пособий
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста происходит в разных видах деятельности:- Предметная деятельность и игры с состав...