Создание условий для сенсорного уголка
учебно-методический материал (младшая группа)
Современный ребёнок испытыает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть полноту восприятия через вззаимодействие с реальными обектами - главное назначение сенсорного уголка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для сенсорного уголка
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорного уголка.
Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира. Мы на своих занятиях создаем все условия для планомерного руководства формирования ощущений, восприятий и представления детей. Сенсомоторный уголок в группе – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
- для стимуляция сенсорных функций: зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния, тактильного ощущения;
- для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка;
- активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;
Необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. В младших группах оборудуется специальный дидактический стол.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста материал может быть рассредоточен в разных игровых центрах: (физкультурный уголок, уголок опытно-экспериментальной деятельности; уголок изобразительной деятельности; музыкальный уголок, формирование элементарных математических представлений и др.)
Уголок должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Принципы организации уголка:
- доступность;
- безопасность;
- креативность;
- разнообразие объектов.
Что можно включить в уголки сенсомоторного развития
- Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
- Геометрическое лото, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, игры-головоломки на составление фигур; (Танграм, Пифагор и др.)
- Игры на различение цвета, формы, величины;
- Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
- Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
- Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
- Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
- Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
- Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)
Для развития зрительного анализатора:
- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)
- Парные картинки с признаками различий, точечные изображения
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
• Разноцветные полупрозрачные шарфы.
• Картинки-штриховки, - Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).
Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
• Выпуклые буквы, цифры, тренажеры для письма, выкладывания по контуру.
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. - Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
- Шершавые и гладкие дощечки для ощупывания, шероховатые таблички.
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке
• работа в раскрасках - штриховка
• пальчиковая гимнастика - шнуровка
• игры с конструктором - мозаика
• лепка из глины и пластилина
• нанизывание бус, бисера
• цветные клубочки ниток
• работа с ножницами
Таким образом, в группах созданы необходимые условия для развития сенсорных способностей детей, которые обеспечивают самостоятельную, индивидуальную и совместную деятельность.
Учитывая, требования ФГОС к предметно- развивающей среде, работа по оснащению предметно – развивающей среды не прекращается
Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-765833-1457793911.jpg)
«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»
Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/03/picture-757741-1677816857.jpg)
Отчёт по самообразованию «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»
В 2014-2015 учебном году я работала по теме самообразования: «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всесто...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/03/picture-757741-1677816857.jpg)
План работы по теме самообразования «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста» на 2014 -2015гг.
«Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-982158-1516932286.jpg)
Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...
Создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста через изготовление пособий
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста происходит в разных видах деятельности:- Предметная деятельность и игры с состав...