Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна. Как получить чистый песок»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_strana._kak_poluchit_chistyy_pesok.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
«Песочная страна. Как получить чистый песок»
Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость, мелкую моторику, тактильные ощущения. Закрепление правил безопасности работы с песком. Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, вопросы, проведение опытов и исследований, выполнение аппликации.
Оборудование: Песочный человечек, клеенки,2 стакана, стеклянная банка с водой и палочкой, сито крупное и мелкое, плошки с мелким и крупным песком, совочки, формочки, лейка с водой, резиновые игрушки для отпечатки следов, лупы, плошки для рассматривания песчинок, песочные часы, клеевые карандаши, листы цветного картона с нарисованными контурами предметов, цветные пробки.
- Дети, к вам в гости пришел Песочный человечек. Он предлагает вам рассмотреть песок и познакомиться с его свойствами и качеством. Но для начала Песочный человечек написал для вас Правила Песочной страны:
От лица Человечка педагог начинает читать стихи о правилах работы с песком:
— Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя толкаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить
(Т. М. Грабенко)
-Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, в песочнице и т.д.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.
Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.
1 Обследование сухого песка.
- Посмотрите на песок, какой он по цвету? (светло - коричневый)
- А еще он бывает разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным).
2 Пересыпать песок из одной баночки в другую.
- А сейчас пересыплем песок из одной баночки в другую.
- Что происходит с песком? (пересыпается). Значит он какой? (сыпучий)
- А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
- Песчинки.
- Какие они? (разные, цветные, прозрачные, мелкие, крупные…)
- Пересыпьте из одной ладошки песок в другую. Какой песок на ощупь? (сыпучий, шершавый, колючий, сухой).
- А попробуйте слепить шар из песка, (не лепится, сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль)
- А теперь просеем песок через ситечко. Что у нас получилось? (Сухой песок легко пересыпается. Крупные песчинки остались в сите, о мелкие прошли сквозь его дырочки. Чем мельче дырочки в сите, тем мельче просеивается песок. А крупные песчинки остаются внутри сита.)
- Потрогайте на ощупь крупные песчинки и мелкие. Что можно сказать о них, сравните.
- Крупный песок грубый, очень шершавый, твердый. А мелкий песок мягкий, нежный.
- А еще в песке есть песочная пыль. Ее можно обнаружить с помощью воды:
3 Насыплем горсть песка в банку с водой и не будем размешивать.
- Что происходит? (песок оседает).
- А на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.
- Если размешать лопаткой воду, что произойдет? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).
- Представьте теперь, если будет дуть сильный ветер, то он поднимет в воздух эту песочную пыль. Нам надо быстро зажмурить глаза, чтобы в них не попала пыль. А теперь немного приоткрыли их и посмотрели, есть ли еще пыль, или нет? Пыли нет, можно широко открыть глаза, а теперь спокойно обычно на все смотреть.
- А сейчас немного поиграем с песком:
Пальчиковая гимнастика:
Ползут змейки, — ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
— Ползут жучки-паучки, — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
ВЫВОД: песок создан природой. Сухой песок сыпучий, видны формы песчинок, легко просеивается, имеет цвет, не лепится, легкий. А еще он хорошо пропускает воду.
4. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).
- Песок состоит из маленьких песчинок. Насыпьте песок на крышечку, возьмите лупы и рассмотрим с вами песок. Из чего состоит песок? (из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные, разноцветные, бесцветные, прозрачные…)
- А еще Песочный человечек хочет вас научить рисовать песком. Намажьте контур рисунка карандаша клеем и посыпьте по намазанному мелким песочком. Посмотрим, что получится. Прижмем аккуратно его пальчиками и лишнее тихонько стряхнем с рисунка. Вот и получился у нас рисунок - картинка.
- Вот какой интересный песок в песочной стране. Ведь это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. Песок тяжелый – он опускается на дно баночки. А мелкая пыль остается на поверхности воды, она легкая. При размешивании она окрасила воду. Мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду. Из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.
А еще песок очень полезен людям: по песку приятно и полезно, ходить, лежать, играть, строить, рисовать. Песок используют в строительстве, им тушат пожары, а зимой посыпают дорожки, чтобы не было скользко. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Вот такие. Они нужны в медицине, когда вас лечат прогреванием. Из песка лепят замки, рисуют песком.
- Вот какая удивительная песочная страна у Песочного человечка. Ему пора туда возвращаться. Давайте подарим эти рисунки на память Песочному человечку, чтобы он пришел к нам в следующий раз и еще что-нибудь рассказал о песке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект регламинтированной образовательной деятельности "Песочная страна"
КОНСПЕКТрегламентированной образовательной деятельностиО.О.Познавательное развитие (Ознакомление с природой)«Песочная страна»...
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности "Песочная страна"
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности "Песочная страна"...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности«Песочная страна»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная песочная страна».
Цель: развитие познавательной активности детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...
Конспект НОД Опытно-экспериментальной деятельности «Песочная страна - страна чудес»
Развитие позновательной активности...