Интерактивные игры как средство развития познавательного развития дошкольника
статья

Болдырева Оксана Викторовна

В статье рассматривается проблема познавательного развития дошкольников средствами интерактивных игр.  Раскрываются особенности использования интерактивных игр как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.Материал будет полезен педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья151.04 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника
C:\Users\Admin\Desktop\tvuqcqlh9ts8tn6qxtc4w-gxhc4.jpeg

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания: развитие воображения и творческой активности»

Фундамент активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития. Так как игра –ведущий вид деятельности дошкольников, она имеет широкие возможности для всестороннего развития детей .Интерактивная игра –это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка.

 Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность –инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО. С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т.д..

Для проведения интерактивных существует определенный алгоритм:

1) Подбор интерактивных игр педагогом для группы детей. Возможна предварительная работа;

2) Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;

3) Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;

4) Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспектов.

Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях:

1. Физическое развитие–формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту;

2. Экологическое образование формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, Формирование понимания того, что человек —часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, воспитание умения правильно вести себя в природе, воспитание любви к природе, желания беречь ее;

3. Развития элементарных математических представлений
усвоение понятий формы, цвета, величины, числа и множества, пространства и времени;4. Нравственное воспитание –формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, толерантность;

5. Художественно-эстетическое развитие, развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, приобщение к искусству, музыкальная деятельность, знакомство с художественной литературой.

6. Социально-коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие навыков самообслуживания, формирование основ безопасности);

7. Развитие речи развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи —диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:

Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи –они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки»), музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др.  

Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование у детей начальных математических представлений, обучением родному ииностранному языкам, с эстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.
Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.
Игры-забавы: дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма .

Интерактивные игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению (что особо важно в подготовительной к школе группе), дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.   Многие родители задаются вопросом о пользе или вреде компьютера для ребенка дошкольника. Педагоги ДОО должны проводить консультации для родителей, в которых говорится о том, что если соблюдать гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером, осуществлять содержательный отбор игр и систематично проводить физминутки, физпаузы и гимнастики для глаз, то интерактивные игры могут стать отличным помощником в образовательном процессе ребенка. Кроме того, интерактивные игры –настолько универсальное средство обучения, что его может использовать и создавать каждый родитель. Используя простые программы (Microsoft Office PowerPoint, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с индивидуальными предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.  

Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр в образовательном процессе дошкольного образования. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматриваются вопросы использования средств ИКТ в совместной деятельности педагога и ребёнка....

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса дошкольников к изучению основ безопасности жизнедеятельности

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Интерактивная компьютерная игра, как средство развития познавательных действий дошкольников

Интерактивная компьютерная игра, как средство развития познавательных действий дошкольников...

Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников

Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-ко...

Статья "Интерактивные дидактические игры, как средство развития познавательного интереса дошкольников".

В статье раскрывается опыт работы по созданию и применению интерактивных дидактических игр и игрушек с детьми дошкольного возраста....