Статья "Интерактивные дидактические игры, как средство развития познавательного интереса дошкольников".
статья

Костеева Анна Викторовна

В статье раскрывается опыт работы по созданию и применению интерактивных дидактических игр и игрушек с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_interaktivnye_igry.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные дидактические игры, как средство развития

познавательного интереса дошкольников.

Костеева А.В., воспитатель

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №233 ОАО «РЖД», г Улан-Удэ

Аннотация. В статье раскрывается опыт работы по созданию и применению интерактивных дидактических игр и игрушек с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: интерактивная дидактическая игра, познавательный интерес, робомышь, программирование.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра»

Джон Дьюи

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Главное подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире.

Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.

Для развития и поддержания интереса на занятиях, необходимо использовать современные информационные технологии, в настоящее время их насчитывается большое количество, поэтому, современный педагог должен отобрать тот минимум, который подходит для дошкольников. 

Компьютер очень интересен и привлекателен особенно маленьким детям, которым нужно дать понять, что это – не игрушка. Задача взрослых состоит в том, что эту тягу к компьютеру нужно обратить в полезное русло, сделать компьютерные средства инструментом для усвоения компьютерной грамотности, привычным и естественным для повседневной жизни детей. Сделать это нужно как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Интерактивная доска, интерактивный стол, мобильный класс с набором мини ноутбуков, робомышь – с помощью которой знакомим детей с основами программирования. Это те современные информационные технологии, которые я использую в своей работе с детьми.

Для использования интерактивной доски, интерактивного стола и мобильного класса, я создаю интерактивных дидактические игры в программе Microsoft Power Point для всех возрастных групп.

Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Образовательная функция предполагает усвоение воспитанниками общих правил работы с учебным материалом и умелом использовании этих правил при решении других задач. 

Развивающая функция заключается в развитии у детей интеллектуальной сферы: мыслительных процессов, внимания, памяти. 

Воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения, что является в дальнейшем важным компонентом при подготовке дошкольника к обучению в школе.

Работу над созданием применением игры я выстроила в несколько этапов:

  1. Выбор темы, постановки цели.
  2. Подбор картинок (желательно, чтобы они были на прозрачном фоне и в одном стиле), если это необходимо, подключаю в работу программу Photoshop.
  3. Картинки подобраны, цель поставлена, начинаю воплощать свои идеи в программе Microsoft Power Point.
  4. Апробирование игры с детьми, педагогами, родителями. 

С помощью интерактивных и мультимедийных средств я моделирую различные ситуации из окружающей среды, составляю наглядные загадки, знакомлю детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т. д.  А самый главный плюс, в том, что интерактивная игра не заменяет человека на компьютер, а как раз наоборот идет активное общение с детьми, именно общение является вспомогательным средством подачи материала.

Создание и использование игр проходит по всем образовательным областям обучения детей, использую игры в индивидуальной работе, на закрепление пройденного материала или перед занятиями для создания ребенку «ситуации успеха».

В работе с малышами при создании игры учитываю возрастные особенности и навыки владения компьютером и мышью, поэтому задаю анимацию так, чтобы дети видели свое решение при нажатии клавиши «пробел».

Когда дети освоили эту функцию учу их пользоваться мышью, интерактивной указкой, пальчиком при прикосновении к  экрану, но при этом выбирать правильный ответ на поставленную задачу.

С детьми старшего возраста, анимацию задаю так, чтобы найти решение могли при нажатии соответствующей картинки, которая является верным ответом.

В своей работе использую игры разноплановые, это и «Четвертый лишний», и «Найди пару», «Решение примеров», «Разгадывание кроссвордов», «Сбор пазл», «Решение ребусов» и другие.

Находкой в моей работе стала  робомышь, которая знакомит детей с основами программирования. Дети учатся просчитывать шаги, задавать программу с помощью кнопок, проверять свои предположения.

Работу с робомышью начала со 2 младшей группы, где знакомила  детей с простыми командами «вперед», «направо», «налево», «пуск». В более старшем возрасте осваиваем алгоритм достижения цели, задавая весь путь, просчитывая каждый шаг.

Как показывают результаты диагностики, в ходе использования развивающих и интерактивных игр и игрушек познавательная активность детей находится на достаточно высоком уровне (95%). Дети лучше запоминают материал, учатся взаимодействовать с другими детьми, решают совместные задачи, программируют простые этапы достижения цели.

Интерактивные игры и игрушки не только обогащают развивающую предметно-пространственную среду, но и значительно повышают уровень усвоения материала детьми, мотивируя их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования – подготовка разносторонне развитой личности.

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-sovremenye-obrazovatelnye-pedagogicheskie-tehnologi-v-dou.html
  2. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997 г.
  3. https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BD-%D0%B2-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре

В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника

О значимости дидактической игры для развития памяти...

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...

Дидактические игры как средство развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время взрослые не уделяют должного  внимания знакомству со спортом детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств являются дидактические игры....

Приложение к опыту работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольника" Игра " Детский сад"

Игра " Детский сад" знакомит детей с детским садом, его сотрудниками и их трудом....