Доклад Использование конструктора ТИКО в формировании конструктивного мышления, воображения, пространственных представлений
материал (средняя группа)
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление нашей работы – создание психолого-педагогических условий в ДОУ, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании.
На сегодняшний день сделать детей более приспособленными к обучению в школе помогает такая инновационная разработка, как технология ТИКО-моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tiko.docx | 126.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Использование конструктора ТИКО в формировании конструктивного мышления, воображения, пространственных представлений
в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет
«Росинка»
Подготовила:
воспитатель
Добощук Л.С.
Покачи
2020
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление нашей работы – создание психолого-педагогических условий в ДОУ, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании.
На сегодняшний день сделать детей более приспособленными к обучению в школе помогает такая инновационная разработка, как технология ТИКО-моделирования.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.
Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В составе «ТИКО» различные многоугольники разных цветов, квадраты с цифрами, знаками действий, буквами и т.д., изготовленные из износостойкого гигиенически безопасного пластика. Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера.
Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО».
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного возраста.
Что же можно решить с помощью конструктора ТИКО?
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:
1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.
В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Содержание работы строится по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети учатся конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже конструируют по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно придумать и смоделировать объемную тематическую конструкцию.
Деятельность на занятиях предполагает последовательность (методику) конструирования:
- Изучение деталей конструктора.
- Работа с полными схемами (развиваем умения):
- внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию:
1 уровень - детали для конструирования педагог заранее готовит и раскладывает по контейнерам;
2 уровень – педагог выкладывает на столы, дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции;
3 уровень – дети не находят в коробке (в контейнере) необходимой детали, педагог предлагает сконструировать ее из других деталей;
- раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме);
- находить и раскрашивать отдельные детали конструкции;
- дорисовывать недостающую деталь конструкции (логические задания)
3. Работа с контурными схемами
Закрепляем умения:
- внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру;
- делить схему на составные части;
- раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией;
- рисовать детали, из которых собрана конструкция;
- соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединенную тематически.
Развиваем умения:
- собирать по контурной схеме конструкцию:
1 уровень - детали для конструирования педагог заранее готовит и раскладывает по контейнерам, в каждом контейнере находится столько деталей, сколько необходимо для сборки конструкции;
2 уровень – педагог раскладывает на столы набор конструктора («Фантазер», «Геометрия» и т.п.), дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции;
4. Объемное моделирование
Закрепляем умения:
-внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру;
- делить схему на составные части;
- собирать по схеме конструкцию.
Развиваем умения:
- изучать и конструировать различные виды многогранников;
- исследовать «объем» многогранников;
- развивать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
На занятиях по обучению детей конструированию решаем следующие цели и задачи:
Цель: формирование умения конструировать из ТИКО, используя схемы из ТИКО-альбома.
Задачи: закреплять умение пользоваться схемами при конструировании из ТИКО; закреплять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, многогранник); формировать навыки работы в команде (в парах); развивать пространственное мышление, воображение; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать желание помогать друг другу, работать в команде.
Перед тем как приступить к конструктивной деятельности, мы предлагаем своим воспитанникам провести вместе с нами пальчиковую гимнастику (проводятся несколько упражнений, хорошо знакомых детям).
Все игры, в которых идет развитие мелкой моторики благотворно влияют на развитие мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Свою работу с игровым конструктором вместе с детьми мы начинали с подробного изучения и рассматривания деталей, которые есть в конструкторе (различные многоугольники, круги и т.д).
Далее мы предлагаем рассмотреть инструкцию по выполнению различных фигур. Для нашего возраста используя прилагаемые инструкции, мы рассматривали как плоскостные фигуры ( животные, транспорт, домики и т.д), так и объемные, но не сложные (елочки, куб, мебель, стаканчик и т. д).
Следующий этап нашего знакомства с конструктором – это правильное соединение деталей. Сначала мы показали, как правильно соединять детали и только потом предложили детям соединить несколько деталей.
Дети стали активными участниками процесса, для кого - то было легко и просто соединять детали, кто - то не справлялся с задачей. На помощь всегда придет воспитатель, а так же дети проявляли инициативу и с большим удовольствием помогали друг другу.
И вот теперь, когда разобрали принцип соединения, мы совместно с воспитанниками выбираем фигуру для построения и начинаем разбирать, сколько и каких деталей нам понадобится, для выполнения этой фигуры. С интересом дети отбирают и ищут их среди большого количества деталей. На этом этапе идет сравнение фигур по величине, по цвету, форме.
Как только все детали отобраны, можно приступить к процессу сборки. Конечно же помощь педагога необходима для получения конечного результата.
В такой последовательности проводилась работа по конструированию, несложных фигур. С большим интересом дети играли с конструктором. Большинство самостоятельно могли собирать свои фигуры.
Так же в процессе обучения построению фигур мы используем работу в парах или проводим конкурс между двумя командами – «Кто быстрее соберет данную фигуру».
По окончании конкурса была организована выставка поделок «Я – маленький конструктор»
Конструкторская деятельность детей среднего дошкольного возраста усложняется и совершенствуется. От детей добиваемся хорошего качества выполнения сооружений, их учим создавать более сложные постройки.
В перспективе намечен мастер – класс для родителей по ТИКО -моделированию "Волшебный мир фантазии".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: "Использование конструктора ТИКО в развитии зрительно-пространственных представлений в рамках здоровьесберегающей технологии в ДОУ"
Цель: Познакомить педагогов с возможностями использования конструктора в коррекционной работе для развития у детей зрительно-пространственных представлений....
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)...
Использование конструктора ТИКО в формировании конструктивного мышления, воображения, пространственных представлений в группе общеразвивающей направленности 4-5 лет
В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, обще...
Мастер-класс для педагогов: Использование конструктора Полидрон в формировании логического мышления детей дошкольного возраста
(2 слайд) Цель: - показать возможности использования конструктора «Полидрон» в развитии логического мышления детей дошкольного возраста; - повышение педагогической компетентности педагогов...
Консультация для воспитателей "Использование конструктора ТИКО в формировании математических представлений дошкольников."
Задачи, при использовании конструктора:Образовательная: систематизировать знания детей о геометрических фигурах, о цифрах, числах ; способствовать лучшему восприятию информации; формировать навыки про...
Опыт работы "Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников»
Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников...
Использование конструктора «ТИКО» для формирования умений у старших дошкольников конструировать по схеме.
Использование конструктора «ТИКО» для формирования умений у старших дошкольников конструировать по схеме.– Что же такое ТИКО-конструктор?– ТИКО это:Т – трансформируемыйИ ...