Опыт работы "Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Окишева Наталья Владимировна

Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окишева Наталья Владимировна

Воспитатель

МАДОУ №15»Сибирячок»

k-okischeva12@mail.ru

«Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников»

Развитие и совершенствование математических способностей является одной из сложных и интересных проблем не только школьного и профессионального образования, но и дошкольного, так как основы логического мышления закладываются именно в дошкольном детстве.

Ребенок сталкивается с математикой в повседневной жизни, сам не осознавая этого: убираясь в комнате, он спрашивает: «Где мой второй носок?» Значит, он знает, что их два. Один, два… А это уже математика! Когда гуляет и видит деревья. Одно, два, три… Потом сбился со счета, потому что такие большие числа ему еще не знакомы. Деревьев было много. А «много» это тоже математика.        Когда приходит с мамой из магазина, вместе раскладывает покупки: хлеб – в хлебницу, яйца в холодильник в специальное отделение. Картошку в ящик для овощей, распределяет покупки по группам. И даже не заметил, что занимался таким серьезным делом как математика.

Согласно концепции  развития математического образования в РФ от 24.12.2013 N 2506-р качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего, предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

ФГОС ДО определил направления развития и образования воспитанников, в частности, область познавательного развития, которая предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

        Приоритетным направлением работы МАДОУ № 15 является интеллектуальное развитие дошкольника, в том числе инженерно-технического мышления.

Изучая современные педагогические технологии, я увидела возможности ТИКО-конструктора в развитии математических способностей дошкольников. Работа с конструктором ТИКО полностью отвечает этим требованиям. С одной стороны, ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой, организация новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в форме игры.         Возможности конструктора ТИКО позволяют работать индивидуально, парами, фронтально.

Содержание приоритетного направления реализую через дополнительную программу «Конструктор «ТИКО» в детском саду».      

Цель: создание условий для формирования математических способностей, через геометрическое моделирование с помощью конструктора ТИКО.

Задачи

Образовательные:

- сформировать интерес к элементарным математическим представлениям;

- познакомить с математическими понятиями и терминами;

-  совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Развивающие: 

- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к математике, как к науке

 -воспитывать желание добиваться поставленной цели.

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

- способствовать развитию умения взаимодействия детей с взрослым и сверстником;

 - воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе;

 - развитие у дошкольников мотивационной сферы, интереса к исследовательской деятельности и моделированию.

Планируемые результаты:

По окончании дети будут знать:

- различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция) по цвету, форме и размеру, геометрические тела;

- различные виды многоугольников;

- числа от 1 до 10.

По окончании дети будут уметь:

- сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 -3 свойствам;

- ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между», «вверх», «вниз», «направо», «налево»;

- считать (прямой и обратный счет)  и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);

- уметь создавать плоскостные и объемные модели;

- узнавать развертки геометрических тел;

- конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме, словесной инструкции и по собственному замыслу;

- создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников)

- решать простые арифметические задачи;

         - ориентироваться на плоскости и в пространстве.  

При организации практической игровой деятельности  использую не только готовые материалы, но и свои методические разработки:

         - «Знакомство с цифрами»;

         - «Количество и счет»;

         - «Цифровая дорожка»;

         - «Состав числа»;

         - «Геометрические фигуры» (понятие «часть-целое», составление большой фигуры из маленьких - нахождение несколько вариантов решения; знакомство с понятиями «длина», «высота», «больше», «меньше», «равно», действия сравнения, уравнивания);

 - «Найди предмет» (сопоставление формы предметов – плоскостные с объемными);

          - «Ориентировка в пространстве» (пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу).

Примеры заданий

https://www.uchmet.ru/upload/uchmet.ru/library/materials/result/6522/1956634/497294/497294.docx_html_2c79d155.png

Знакомство с цифрами

Дети строят цифры по схеме.

Количество и счет

Состав числа

Знакомство с понятием часть-целое

Собери квадрат из знакомых геометрических фигур, сколько вариантов у вас получилось, какие геометрические фигуры вы использовали, каких цветов?

        

Соедините три квадрата зеленого цвета между собой в одну линию, к центральному квадрату сверху присоедините желтый квадрат, слева от желтого квадрата присоедините голубой квадрат, справа от желтого квадрата присоедините красный квадрат. Какая фигура у вас получилась, из каких геометрических фигур вы составили прямоугольник?

В каком ряду квадратов больше? На сколько? Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству  квадратов? (Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта: — добавить к меньшему ряду еще один квадрат; — зурать из большего ряда один квадрат.). Теперь первый ряд и второй равны по количеству квадратов.

Решение задач на сложение и вычитание. Н-р: На праздник пришли 3 девочки и два мальчика, сколько всего детей было на празднике. Аналогично составляются задачи на вычитание.

В образовательной деятельности внедряю разные виды ТИКО- конструктора: «Малыш», «Фантазер», «Архимед», «Школьник», «Арифметика», что позволяет разнообразить обучение дошкольников в математическом развитии и расширить спектр образовательных задач.

Образовательные задачи решаю, используя приемы работы с конструктором:

- работа по образцу, рисунку, иллюстрации;

- незаконченный образец постройки;

- создание конструкций по заданным условиям;

- создание по схеме, по контурной схеме;

- создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор);

- создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу;

- устный диктант (графический диктант);

- «Прием превращения» фигуры из плоской в объемную, и наоборот;

- «Прием замещения геометрических фигур»;

- творческое конструирование, создание сюжетных композиций.

Возможности конструктора ТИКО позволяют организовать взаимодействие дошкольников:

- в индивидуальной работе;

- в совместной деятельности воспитателя и детей: фронтальной, подгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представлений детей:

  • как составная часть занятия;
  • как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
  • при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;

- в парной работе детей в виде совместного выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей  взаимопроверкой;

- в самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей;

Дошкольники применяют полученные знания в исследовательской, проектной деятельности, что позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций, математический словарь ребенка. В рамках реализации комплексно-тематического планирования дети представляли сверстникам проекты «Город», «Космос» и др. В 2019 году старшие дошкольники продемонстрировали свои достижения в региональном конкурсе «ТИКО - классный конкурс».

Наши выпускники, как правило,  будущие ученики МАОУ лицея №1 и МБОУ СОШ № 19, где так же реализуется программа ТИКО-конструирования. Полученные знания и сформированные умения на занятиях по ТИКО-конструированию, помогают ребенку легче адаптироваться к условиям школьного обучения и являются фундаментом для дальнейшего развития математических способностей на следующей ступени образования, где дети  с легкость могут применить полученные знания на практике.

Литература:

        1.Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. ИПЦ «Маска». 2013.-100с.

        2.Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики–М.; «АЙРИС-ПРЕС», 2007.-97с.

        3.Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми  дошкольного и младшего школьного возраста. СПб: НПО «Рантис» ТИКО конструирование, 200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Применение геометрических планшетов и конструктора ТИКО в формировании математических представлений у дошкольников

Формирование у дошкольников математических представлений с помощью конструирования и моделирования, используя геометрические планшеты и конструктор ТИКО...

«Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников»

В своей работе по ФЭМП использую дидактические игры. Использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказ...

Статья "Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений во второй младшей группе"

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

Картотека дидактических игр: «Формирование математических представлений дошкольников с помощью конструктора ТИКО».

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста  с использованием ТИКО конструктора  «Геометрия»...

Консультация для воспитателей "Использование конструктора ТИКО в формировании математических представлений дошкольников."

Задачи, при использовании конструктора:Образовательная: систематизировать знания детей о геометрических фигурах, о цифрах, числах ; способствовать лучшему восприятию информации; формировать навыки про...