Педагогический проект "Развитие речи детей 3 – 4 лет через творчество К. И. Чуковского".
проект (младшая группа)

«У детей от двух до пяти особое отношение к слову. Они стремятся неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. Дети гениальные лингвисты». К. И. Чуковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта:

Тип проекта – дистанционный.

Вид проекта – познавательно-информационный, практико-ориентированный.

По числу детей – групповой.

По продолжительности – долгосрочный (2020 -2021 учебный год)

Участники проекта – воспитатели, активные родители (законные представители) воспитанников группы, воспитанники группы, специалисты ГБДОУ, работающие с группой.

Актуальность проекта:

         К. И. Чуковский говорил: «У детей от двух до пяти особое отношение к слову. Они стремятся неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. Дети гениальные лингвисты». И наша задача помочь ребёнку как можно успешнее овладеть «словом» - этим прекрасным даром! И мне кажется, что именно творчество Чуковского очень хорошо подходит для этого.     

        В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Они развивают мышление и воображение ребенка, обобщают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского - они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Бибигона»? Корней Иванович Чуковский − это настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Папы и мамы, которые в детстве зачитывались его произведениями, читают их теперь своим детям. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках − играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Литературные произведения К.И.Чуковского сопровождают ребенка с первых лет его жизни и выступают перед ним в единстве содержания и художественной формы. А в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Дети уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Сказки Чуковского позволяют детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К.И.Чуковского, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений. К.И.Чуковского способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Таким образом, увлекательное общение с творчеством К.И.Чуковского поможет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

        Заслуга Корнея Ивановича очень велика. Он доказал, что детям в возрасте от двух до пяти лет, когда они осваивают родную речь, свойственны особенности, присущие только им. На детей не надо налагать логику взрослых, дети идут своим, особенным путём. Задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы как можно скорее научить детей правильной речи взрослых, - а в том, чтобы помочь всестороннему развитию детей, понять, чем особенно одарен этот ребенок, и постараться помочь ему в развитии его способностей.

       Специфика произведений Чуковского в том, что они как будто бы создаются сейчас, в момент нашего общения с ребенком. Это не книжку мы читаем, мы играем, забавно что-то изображаем, творим. Стихи и сказки не только легко запоминаются, ярко самобытно звучат, но и добродушны, готовы к различного вида заменам, подменам и допридумываниям. Волшебным образом творения Корнея Ивановича попадают вдетское мировосприятие. Образы, герои, характеры полностью соответствуют ребячьему речевому опыту. Даже для современных детей, которым могут быть незнакомы кочерга или самовар, умывальник или кушак, в сказках Чуковского нет сложных, «взрослых» слов. Все предельно просто и легко. Сказки Чуковского образуют свой особый мир, населенный удобными для запоминания фразами, понятными героями, совершенно привычными событиями Многообразие этого сказочного мира сочетается с единообразием.

Цель проекта:

Развитие речи детей 3 – 4 лет через творчество К. И. Чуковского.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:

  • познакомить с творчеством К.И.Чуковского, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • формировать устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • совершенствовать навыки выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать;
  • учить детей понимать занимательность сюжетов произведений К.Чуковского, особенность его языка.

Развивающие:

  • развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к произведениям К.И. Чуковского;
  • развивать познавательные и умственные способности детей;
  • развивать речевую активность, навыки коммуникативного общения;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам;
  • воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык произведений К.И. Чуковского;
  • воспитывать нравственные основы личности дошкольника, через восприятие произведений К.И. Чуковского.

Для педагогов:

  • создать условия в группах для поддержания интереса детей к творчеству К.И. Чуковского;
  • организовать совместную деятельность детей, родителей и педагогов;
  • мотивировать детей и родителей на развитие семейного чтения.

Для родителей:

  • создавать благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта приобретенного в детском саду;
  • популяризация семейного чтения.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • проявление интереса к творчеству К.Чуковского, формирование разносторонних знаний о произведениях автора;
  • развитие интереса к книге, как к источнику знаний;
  • развитие речи детей.

Для педагогов:

  • Реализация проекта в разных видах детской деятельности;
  • Популяризация семейного чтения.

Для родителей:

  • Активное участие в реализации проекта;
  • Проявление интереса к семейному чтению, к совместной работе с детьми.
  • повышение уровня эффективности по вопросу использования произведений художественной литературы в воспитании детей.

Этапы проекта:

  1. Этап - Подготовительный: июнь – август 2020 г.
  1. Разработка перспективного плана дистанционной проектной деятельности.
  2. Сбор материалов по данной тематике (подготовка аудио, видео и текстовых файлов).
  3. Подбор и изготовление наглядного материала.

2 этап – Основной: сентябрь 2020 г. – апрель 2021 г.

Организация практической работы по направлениям деятельности:

Сроки проведения

Мероприятия

Цели

Ссылки

Сентябрь

«Круглый стол»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий по реализации проекта.

Подбор библиотеки. Оформление книжного уголка

Создание условий для реализации проекта.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Создание условий для реализации проекта.

Октябрь

Домашняя библиотека: прослушивание сказки К. Чуковского «Айболит».

Предложить родителям прочитать детям сказку, обсудить ее.

https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/aibolit/

Беседа на тему: «Таблетки – не конфетки»

Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности. Учить правильно обращаться с медикаментами.

Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Инфоурок: https://infourok.ru/beseda-s-detmi-ob-osnovah-bezopasnosti-tabletki-ne-konfetki-3326833.html

Ноябрь

Развитие речи: прослушивание произведения К. Чуковского «Мойдодыр».

Учить детей внимательно слушать, следить за развитием сюжета, опираясь на иллюстрации. Воспитывать желание всегда быть чистыми, опрятными, аккуратными.

https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/moidodyr/

Предложить родителям совместно с детьми просмотреть мультфильм «Мойдодыр» Сценарий И. Иванова-Вано (1954 г.)

Развивать интерес к творчеству К. Чуковского.

https://yandex.ru/video/preview?filmId=14618684303084657374&parent-reqid=1598429586282343-1701007467339743217700232-production-app-host-vla-web-yp-242&path=wizard&text=мультфильм+мойдодыр+1954&wiz_type=vital

Прослушивание и инсценировка сказки К. Чуковского «Путаница».

Учить детей внимательно слушать произведение, находить подходящие по смыслу глаголы для обозначения действий персонажей в соответствии с сюжетом сказки. Учить выбирать атрибуты для инсценировки, передавать реплики и действия персонажей в соответствии с их характером, настроением.

https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/putanica/

Декабрь

Прослушивание сказки К. Чуковского «Цыпленок». Игра-инсценировка по сказке.

Учить детей следить за развитием действия, сопереживать героям сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Способствовать повышению выразительности речи, движений.

https://7skazok.ru/skazka/ciplenok

Январь

Прослушивание: К. Чуковский «Елка» (заучивание»

Учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Активизировать использование слов с противоположным значением. Помочь запомнить стихотворение, читать его, отчетливо произнося звуки.

https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/elka/

ХЭР: рисование «Елочка».

Учить передавать в рисунке образ елочки.

Текстовый документ: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-risovaniyu-vo-vtoroi-mladshei-grupe-tema-yolochka.html

ХЭР: лепка: «Шарики на елке»

Развивать умений крепить кусочки пластилина на картон.

Текстовый документ: https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-lepke-vo-2-mladshei-grupe-shariki-na-elke.html

Февраль

Домашняя библиотека: прослушивание сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Предложить родителям прочитать детям сказку, обсудить ее.

https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/fedorino-gore/

Март

Прослушивание и игра-инсценировка по сказке К. Чуковского «Муха-цокотуха».

Учить детей передавать голоса и действия персонажей, выразительно проговаривать реплики. Учить понимать их настроение, характеры, побуждения. Способствовать повышению выразительности речи, мимики, поощрять стремление экспериментировать в поиске средств передачи образов персонажей.

https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/muha-cokotuha/

Апрель

Развитие речи: прослушивание сказки К. Чуковского «Краденое солнце»

Учить детей слушать произведение, интонационно выразительно воспроизводить наиболее заинтересовавшие и запоминающиеся отрывки. Пополнять словарный запас, стимулировать речевую активность.

https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/kradenoe-solnce/

Развитие речи: прослушивание К. Чуковский «Чудо-дерево»

Закрепить произношение звуков в, ф изолированно и в словах, учить произносить их плавно, протяжно, на выдохе. Учить произносить фразу быстро и медленно.

https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/chudo-derevo/

Игры по сказкам К. Чуковского: «Узнай сказку», «Найди героя», «Это кто?», «Героический поступок», «Собери картинку из сказки».

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

https://www.maam.ru/detskijsad/igry-po-skazkam-k-i-chukovskogo.html

Вечер досуга по мотивам сказок К. Чуковского «У меня зазвонил телефон»

Приобщение родителей к совместной деятельности.

Оказание семьям информационной помощи.

Объединение родителей в совместной творческой деятельности для  создания эмоционального комфорта, позитивное влияние на развитие психологических процессов у детей.

https://pedportal.net/po-tipu-materiala/scenarii-prazdnikov-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/scenariy-vechera-dosuga-dlya-mladshey-gruppy-po-motivam-skazok-k-i-chukovskogo-quot-u-menya-zazvonil-telefon-quot-1244527

3 этап – Заключительный: май 2021 г.

  • Анализ проделанной работы, составление аналитической справки;
  • Оформление альбома детских работ совместно с родителями по произведениям К. И. Чуковского.

Список литературы

1. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 224 с.

2. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Вторая младшая группа. Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л.Л. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 320 с.

3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

4. Любимые сказки. Корней Чуковский. Супер-раскраска. Главный редактор К. Хомякова ООО «СИМБАТ», г. Москва, 2019.

Электронные источники

1. https://spb.work5.ru/gotovye-raboty/107115

2. https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-stranicam-proizvedeniy-ki-chukovskogo-1881041.html

3. https://pedportal.net/po-tipu-materiala/scenarii-praz..

4. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/186326-razvitie-rechemyslitelnoj-dejatelnosti-i-rech

5. Сборник мультфильмов «Тараканище» по сказкам К. И. Чуковского, ООО «РеплиМастер», г. Москва, 2002.

6. https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/aibolit/

7. https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/moidodyr/

8. https://yandex.ru/video/preview?filmId=14618684303084657374&parent-reqid=1598429586282343-1701007467339743217700232-production-app-host-vla-web-yp-242&path=wizard&text=мультфильм+мойдодыр+1954&wiz_type=vital

9. https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/putanica/

10. https://7skazok.ru/skazka/ciplenok

11. https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/elka/

12. https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/fedorino-gore/

13. https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/muha-cokotuha/

14. https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/kradenoe-solnce/

15. https://deti-online.com/audioskazki/skazki-chukovskogo-mp3/chudo-derevo/

16. https://pedportal.net/po-tipu-materiala/scenarii-prazdnikov-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/scenariy-vechera-dosuga-dlya-mladshey-gruppy-po-motivam-skazok-k-i-chukovskogo-quot-u-menya-zazvonil-telefon-quot-1244527

17. https://infourok.ru/beseda-s-detmi-ob-osnovah-bezopasnosti-tabletki-ne-konfetki-3326833.html

18. https://www.maam.ru/detskijsad/igry-po-skazkam-k-i-chukovskogo.html

19. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-risovaniyu-vo-vtoroi-mladshei-grupe-tema-yolochka.html

20. https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-lepke-vo-2-mladshei-grupe-shariki-na-elke.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей - логопатов через изобразительную деятельность.

В настоящее время очень остро стоит проблема развития речи у детей с ОНР. Учитывая то, что дети очень эмоционально и живо откликаются на предметы искусства, живописи, у них возникают эмоции, которые о...

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»Одно из самых закоренелых итруднопреодолимых представленийо педагогическом процессе заключаетсякак раз в убеждении, что процесс этотдолжен протек...

«Изобразительная деятельность как средство психолого- педагогической коррекции речи детей 4-5 лет»

Консультация для педагогов.Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению сло...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского»....

Консультация для родителей "Развитие речи детей-логопатов через игру"

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей.  Дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людь...

Друдлы, как фактор развития речи детей дошкольного через дивергентное мышление.

Одной из важных задач в период  дошкольного детства научить дошкольника связно и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы, речь в этом возрасте должна являться пр...