Опыт работы: «Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению"
методическая разработка на тему
Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы:
«Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению»
Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений»
- так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям.
Поступление ребенка в школу очень напряженный период, т.к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего.
Цель работы:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
- согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;
- выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;
- совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Вся работа проводится по трём основным направлениям:
- организационная работа с детьми;
- сотрудничество с родителями;
- методическая работа.
Одним из главных направлений является работа с детьми.
Воспитатели подготовительных групп знакомят дошкольников с понятием «школа». Дети узнают: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д.
В каждой группе имеются доска, разнообразие счётного материала, касса с буквами, магнитные цифры и буквы, портфели, на занятия столы расставляются как парты. Дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.
Достаточно приобретено настольно – печатных игр для развития логики детей, мышления, воображения, игр, направленных на интеллектуальное развитие и на развитие мелкой моторики рук.
В группах оборудованы книжные уголки. В них имеются книги специальные для чтения самими детьми (с крупным шрифтом и доступным содержанием).
Дети умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные. Дошкольники могут составлять рассказы, пересказывают и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немало важно для ребенка, которому нужно много писать. У них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что в школе определено время урока, и в это время они должны будут заниматься.
Дети видят клетку и линии в тетради. Для подготовки руки к письму детям предлагается работа по раскрашиванию рисунков, выполнение штриховки. Проводятся постоянные занятия аппликацией, на которых ребята учатся симметричному вырезанию, вырезанию нарисованных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляют целые композиции-аппликации.
Со старшей группы ведётся еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков или по другому, письмо по клеточкам.
Дошкольники учатся зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы). Проводятся с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. Используются такие задания, как “Дорисуй картинку”, “Нарисуй такую же картинку”, “Нарисуй такую же фигуру”.
На участке детского сада и спортивной площадке установлено всё необходимое оборудование для повышения двигательной активности детей.
На игровой площадке нарисованы «Классики», которые способствуют развитию координации движения детей, и закреплению цифр и их последовательности. Также установлены парты для игры в школу.
Для поддержания у детей устойчивого интереса мы используются разнообразные формы работы:
1. Непосредственно образовательная деятельность.
2. Беседы о школе.
3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
4. Организовали экскурсию в школу.
5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками.
7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
9. Сюжетно-ролевая игра « Школа».
Анализируя проделанную работу, пришли к выводу, что самыми удачными мероприятиями являются:
- взаимопосещение уроков в школе,
- занятия в детском саду,
- экскурсии в школу,
- организация совместных театрализованных праздников
- посещение торжественной линейки в школе,
- беседа о школе,
- беседа о профессии учителя,
- встречи и беседы с выпускниками, они бывают частыми гостями детского сада, благодаря этим встречам узнаём об их успехах,
- посещение детьми воскресной школы.
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Следующее направление не менее важное – это сотрудничество с родителями.
Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
Проводится анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.
Специально для родителей оформлена папка "Скоро в школу", где они могут найти полезную информацию.
Предоставляются консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника», «Леворукий ребёнок» и др.
Созданы памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.
В течение года с родителями будущих выпускников проводятся беседы, консультации, которые позволяют подготовить их к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе.
Предлагаем вам совместные формы сотрудничества с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов, семинаров (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет подготовка самих родителей к школе. Чем больше они знают о школе, тем лучше подготовятся к оказанию помощи своему ребенку.
И последнее направление – методическая работа или взаимодействие педагогов.
С целью определения целей и ключевых направлений сотрудничества опробированы следующие формы работы: совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- взаимодействие психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей с учетом особенностей их личностного и интеллектуального развития.
Таким образом, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе. Это, в свою очередь, помогает оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом. Выпускники нашего детского сада имеют лёгкую 100 % адаптацию в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ, семьи и школы в решении проблем подготовки детей к школьному обучению
Одной из основных задач нашего центра развития ребёнка является вовлечение семьи в педагогический процесс. Взаимодействуя с родителями, можно добиться ощутимых результатов в воспитании и обучении дете...
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школьному обучению"
Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе. Некоторые родители считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано...
Игровой тренинг для родителей «Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению» в подготовительной к школе группе
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класси был подготовлен к обучению в школе,чтобы его учеба была успешной и продуктивной,прислушайтесь к следующим рекомендациям...
Информационно – творческий проект «Сказки из портфеля» (Сетевое взаимодействие ДОУ, семьи и школы как ресурс подготовки детей к школьному обучению)
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой ...
Взаимодействие семьи и детского сада при подготовке детей к школьному обучению "Будущие первоклассники" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Данный материал может быть полезен для родителей, дети которых готовятся идти в школу....
Памятка: «Подготовка детей к школьному обучению» Что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
В памятке расскрываються вопросы, какими знаниями и умениями должен владеть дошкольник 6-7 лет....
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...