Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»
рабочая программа
Рабочая программа по формированию здорового
и безопасного образа жизни детей
«Здоровый дошкольник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu_i_bezopasnosti_zdorovyy_doshkolnik.docx | 91.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%, систематически болеющие детей 68%, дети, имеющие хронические заболевания -29% . За последние годы состояние здоровья детей значительно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий и патологий. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность
Актуальность проблемы заключается в определении организационных и оздоровительных условий создания здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении. Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОО.
Разрабатывая программу «Здоровый дошкольник», я стремилась к тому, чтобы разработанная мною система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада. Решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности. Самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями ДОО содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Нормативно-правовая база:
- Закон РФ «Об Образовании».
- Конвенция ООН «О правах ребёнка».
- «Семейный кодекс РФ».
- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания ».
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
- Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
- Устав ДОУ.
Участники:
- Дети ДОУ;
- Педагогический коллектив;
- Родители.
Принципы реализации программы:
Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
Новизна программы:
Заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала.
Практическая значимость программы: состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно образовательном процессе ДОО и в семейном воспитании. Содержание программы рассчитано на детей 4 -7 лет.
Срок реализации программы: 2021 – 2022 год.
Цель программы: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью
Задачи программы:
- Воспитание у детей потребности в здоровье.
- Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
- Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
- Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
- Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни, приемов интеграции разных видов деятельности.
Планируемые результаты реализации программы.
Ребенок должен иметь представление:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах ухода за зубами;
- о безопасном образе жизни:
- использует общение со взрослым и сверстниками в условиях формирования представлений о правилах безопасного поведения в окружающем мире;
- использует общение со взрослым для расширения и конкретизации представлений о безопасном поведении в природе, в быту, на улице;
- при напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой ситуации, выполняет некоторые правила безопасного для окружающего мира природы поведения;
- имеет представление об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые животные, водоёмы) и способах поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зелёный сигнал светофора и т. д.);
- старается действовать по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации;
- соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице, дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, узнаёт и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- переходить правильно проезжую часть;
- различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», т.д.), объясняет их назначение;
- различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра», «Наземный переход»;
- уметь использовать правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор);
- соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).
Для родителей:
- сформированная активная родительская позиция;
- повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья;
- активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
- качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Основные направления реализации программы: воспитательно – оздоровительное, лечебно – профилактическое, коррекционно – педагогическое, здоровьесберегающие технологии (медико-профилактическая технология, физкультурно-оздоровительная технология, технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технология здоровьесбережения педагогов, технология валеологического просвещения родителей).
Программа реализуется через следующие разделы:
- Укрепление материально – технической базы ДОО.
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами
- Работа с родителями.
Укрепление материально – технической базы:
В детском саду оснащены:
- музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры, необходимое спортивное оборудование: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, наклонная доска, ребристые доски, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое;
- групповые комнаты с необходимым оборудованием: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры для стоп, нетрадиционное оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
- на территории детского сада оборудована спортивная площадка, нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке;
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий из 6 предметов» для развития выносливости, гимнастической стенкой, турниками.
- имеются различные виды картотек: подвижные игры; упражнения для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др. - в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов. Ежегодно проводится частичный ремонт оборудования, обновляется мебель в соответствии росту и возрасту воспитанников, развивающая среда в группах пополняется нетрадиционным оборудованием.
Работа с детьми:
- Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, музыкальным работником.
- Комплексное сопровождение здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Диагностика
- медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, отслеживают достижения ребёнка по начальной здоровьесберегающей компетентности;
- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
При организации оздоровительной, лечебно – профилактической и коррекционной работы, учитывается физиологическое и психологическое состояние детей, некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников (общего показателя здоровья, показателей заболеваемости), эффективности оздоровления часто болеющих воспитанников;
Включение в ежегодный отчет, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников; - проведение наблюдения, анкетирования на предмет удовлетворенности воспитанников, родителей (законных представителей)
Формы и методы оздоровления детей
Формы и методы | Содержание | |
1. Обеспечение здорового ритма жизни | - Щадящий режим (адаптационный период) - гибкий режим; - создание комфортной обстановки. | |
2. Физические упражнения | - утренняя ритмическая гимнастика; - ООД по физической культуре; - подвижные игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная, кинезиологическая, улучшение осанки, зрения, профилактика плоскостопия); - спортивные игры; - эстафеты; - физкультминутки; - оздоровительный бег; - прогулки; - гимнастика пробуждения. | |
3. Гигиенические и водные процедуры | - мытье рук и лица; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды; | |
4. Свето- воздушные ванны | - проветривание помещений; - - прогулки на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха; - контрастные воздушные ванны. | |
6. Активный отдых | - физкультурно-спортивные и музыкально -спортивные праздники; - дни здоровья; - физкультурные досуги и развлечения | |
7. Диетотерапия | - рациональное питание | |
8. Свето-и цветотерапия | -обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. | |
10. Муз терапия | - музыкальное сопровождение воспитательно -образовательного процесса; - музотеатральная деятельность; - пение. | |
11. Пропаганда ЗОЖ | - занятия из цикла «Познай себя» |
Одной из форм работы по привитию ЗОЖ являются занятия по валеологии. Они проводятся, начиная со средней группы. Цикл занятий включает в себя: для среднего возраста 14 занятий в год (1-2 раза в месяц).
Для старшего возраста 18 занятий в год (2 раза в месяц). В подготовительной группе 18 занятий в год (2 раза в месяц).
Продолжительность каждого занятия в средней группе составляет 15 - 20 минут, в старшей группе 20 – 25 минут, в подготовительной группе 25 – 30 минут.
Учебно – тематическое планирование НОД по валеологии в средней группе
№ п\п | Тема | Всего НОД |
1 | Путешествие в науку – валеологию. Знакомство с водой, как способом привития КГН. | 2 |
2 | Что такое болезнь? | 2 |
3 | Прочь болезни и простуда? | 2 |
4 | Знакомство с органами слуха и зрения. | 2 |
5 | Для чего нам нужен рот? | 2 |
6 | Спокойной ночи | 2 |
7 | Безопасность при общении с животными | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план (средняя группа)
Срок | Тема | Цели | Содержание | Практическая деятельность |
Сентябрь | «На зарядку становись» «Как ухаживать за зубами» | Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики. | 1.Рассказ воспитателя 4. Беседа о здоровье полости рта. | Лепка фигуры человека в движении Рисование «На зарядку становись» |
Октябрь | «Времена года» | Расширять знания детей о живой и неживой природе. Совершенствовать навыки разговорной речи. Закреплять представления о характерных признаках времён года. Воспитывать творческих, эмоциональных и нравственных детей. | 1.Рассказ воспитателя 4.Беседа с детьми | Конструирование, счет, дидактические игры. Материал: наборы геометрических фигур, альбомный лист и карандаш. |
Ноябрь | «По правилам дорожного движения» | Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление открытки – «Светофор». |
Декабрь | «Опасные предметы дома» | Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации. | 1.Рассказ воспитателя | Решение ребусов. |
Январь | «Полезные свойства комнатных растений» | Познакомить детей с полезными свойствами комнатных растений. Научить детей различать комнатные растения. Прививать любовь и бережное отношение к природе. Развивать навыки коллективной работы. | 1.Рассказ воспитателя | Пересадка комнатного растения (коллективное) Проект «Огород на подоконнике» |
Февраль | Пожарная безопасность «Не играй с огнем» | Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление медали – напоминания (номер 01) |
Март | «Добро и зло в нашей жизни» | Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление коллажа «Добрые дела» |
Апрель | «Поможем Буратино запомнить правила безопасности» | Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях. | 1.Рассказ воспитателя | Игра-путешествие «По лесной тропинке» |
Май | «Свежий воздух и вода» | Закрепить знания детей о закаливании. Учить увеличивать защитные свойства организма. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление картины «Солнечный денек» (барельеф) Занятие «Путешествие в страну здоровья» |
Календарно-тематический план (старшая группа)
Срок | Тема | Цели | Содержание | Практическая деятельность |
Сентябрь | «На зарядку становись» «Как ухаживать за телом» | Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики. | 1.Рассказ воспитателя 4. Беседа о здоровье нашего тела. | Лепка фигуры человека в движении Рисование «На зарядку становись» |
Октябрь | «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать, чтобы не заболеть. Рассказать, как микробы попадают в организм человека. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление открытки – предметы гигиены (зуб.щетка, мыло, полотенце, мочалка) |
Ноябрь | «По правилам дорожного движения» | Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление открытки – «светофор». |
Декабрь | «Опасные предметы дома» | Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации. | 1.Рассказ воспитателя | Решение ребусов. |
Январь | «Здоровая пища» | Познакомить детей с полезными свойствами продуктов. Научить детей различать вредные и полезные продукты питания. Дать информацию о пользе витаминов. Развивать навыки коллективной работы. | 1.Рассказ воспитателя 3. Чтение рассказа Б.С.Житкова «Цветок» | Дидактические игры, |
Февраль | Пожарная безопасность «Не играй с огнем» | Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление медали – напоминания (номер 01) |
Март | «Добро и зло в нашей жизни» | Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление коллажа «Добрые дела» |
Апрель | «Поможем Буратино запомнить правила безопасности» | Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях. | 1.Рассказ воспитателя | Игра-путешествие «По лесной тропинке» |
Май | «Спорт – это здоровье» | Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. | 1.Рассказ воспитателя | Спортивное развлечение на улице. |
Календарно-тематический план (подготовительная группа)
Срок | Тема | Цели | Содержание | Практическая деятельность |
Сентябрь | «На зарядку становись» «Красота тела и души» | Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики. | 1.Рассказ воспитателя 3.Разгадывание загадок. 4. Рассматривание иллюстраций. 4. Рисование. | Беседа о пользе зарядки. Рисование «Хорошие поступки» |
Октябрь | «Страна волшебная - здоровье» | Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать, чтобы не заболеть. Рассказать, как микробы попадают в организм человека. | 1.Рассказ воспитателя 4.Беседа с детьми | Дидактические игры |
Ноябрь | «По правилам дорожного движения» | Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности. | 1.Рассказ воспитателя | Аппликация «На дороге». |
Декабрь | «Мой дом - мой друг» | Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации. | 1.Рассказ воспитателя | На предлагаемых рисунках «Найти опасный предмет». Поставить знак – нельзя самому пользоваться |
Январь | «Распорядок дня» | Познакомить детей с распорядком дня. Привить навыки к различным видам деятельности в течение дня. | 1.Рассказ воспитателя 3. Составление рассказа «Мой режим дня». | Игры, беседа, рисование «Чем можно заняться в течение дня» |
Февраль | Пожарная безопасность «Не играй с огнем» | Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1.Рассказ воспитателя | Аппликация «Нет пожарам!» |
Март | «Добро и зло в нашей жизни» | Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление коллажа «Добрые дела» |
Апрель | «Поможем Буратино запомнить правила безопасности» | Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций дома и на природе. Обучать правилам поведения в экстремальных ситуациях. | 1.Рассказ воспитателя | Игровые упражнения. |
Май | «Осанка - красивая спина» | Учить следить за своим здоровьем. | 1.Рассказ воспитателя 5. Физкультминутки. | Игровые упражнения, дидактические игры. |
Диагностика сформированности валеологических знаний у детей.
Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются:
- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.
- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. С учетом этого сформированность валеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями:
Уровни и их показатели:
- Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;
- Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках;
- Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает;
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями (законными представителями). Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Для себя я определила следующие задачи работы сродителями:
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- Установка на совместную работу с целью решения психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
- Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
- Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Формы работы с родителями
№ п\п | Формы работы |
1. | Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций. |
2. | Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. |
3. | Дни открытых дверей. |
4. | Совместные занятия для детей и родителей. |
5. | Круглые столы с привлечением специалистов детского сада |
6. | Консультации, размещенные на сайте детского сада, папки – передвижки. |
7. | Организация совместных дел. Анкетирование. |
Методы, используемые педагогами в работе
№ п\п | Тема | Форма работы |
1. | Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний. | Анкетирование Консультация |
2 | Профилактика ОРЗ в домашних условиях | Педагогические беседы с родителями. |
3. | Значение режимных моментов для здоровья ребёнка. | Педагогические беседы |
4. | О питании дошкольников | День открытых дверей. Круглый стол. |
5. | Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. | Спортивный праздник «Мама папа я – спортивная семья» |
6. | Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников. | Педагогические беседы с родителями. |
7. | Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей. | Консультация |
8. | Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка | Консультация |
9. | Профилактика ОРЗ в домашних условиях. | семинар – практикум со специалистом (врачом педиатором) |
Перспектива:
- Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», праздников, субботников.
- Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
- Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).
- Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
- Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
Литература:
1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программаэколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой,
7.В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.
8. Ю. Змановский «Здоровье дошкольников»
9. М. А. Минкевич «Физические упражнения для детей раннего возраста»
10. М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»
11.Е. Н. Борисова «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками»
12.Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет»
13.Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-4 лет.
14 В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»
15.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001Дик Н.Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников.- М.,2007.
16.Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада/ К.Ю. Белая.
17.Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей. - М., 2008
Диагностический
инструментарий
Анализ результатов охраны и укрепления
физического и психического здоровья воспитанников МБДОУ детский сад № 3
Состояние здоровья детей основной фактор благополучия и успешности воспитанников.
Характеристика состава воспитанников по здоровью
Охват детей диспансеризацией следующая:
КАРТА освоения программы
Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________
Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Здоровье»
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Отметка о развитии («+»/ «-» ) | Методы диагностики |
Антропометрические показатели | |||
вес ребенка | |||
обхват головы ребенка | |||
обхват груди ребенка | |||
рост | |||
Показатели посещаемости образовательного учреждения | |||
уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями | Табель посещаемости | ||
уровень заболевания простудными заболеваниями | Табель посещаемости | ||
пропуски без уважительной причины | Табель посещаемости | ||
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | |||
хорошо спит, активен во время бодрствования | наблюдение | ||
имеет хороший аппетит, регулярный стул | наблюдение | ||
Воспитание культурно-гигиенических навыков | |||
умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать | наблюдение | ||
умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой | наблюдение | ||
употребляет слова «спасибо», «пожалуйста» | наблюдение | ||
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | |||
имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.) | наблюдение беседа | ||
при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, туалетом) | наблюдение | ||
Итого | «+»___; «-»___ | ||
Уровень* |
* Оценка уровня:
«высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
«средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
КАРТА освоения программы
Ф.И.ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________
Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическая культура»
Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.
Средняя группа
Физическое развитие, здоровье
№ | Фамилия, имя ребёнка | Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает об пол. | Строится в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг. | Ориентируется в пространстве, находит правую и левую руки. | Соблюдает элементарные правила гигиены. | Обращается за помощью к взрослым в проблемных со здоровьем ситуациях. | Соблюдает элементарные правила приема пищи. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение). | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Труд, социализация, безопасность
№ | Фамилия, имя ребёнка | труд | социализация | безопасность | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение). | ||||||||||||||
Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок. Умеет культурно вести себя за столом, аккуратно и самостоятельно есть, пользоваться ложкой, благодарить взрослых.
| Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. | Умеет ухаживать за растениями, оказывать посильную помощь на участке. | Взаимодействие «Ребенок и взрослые». | Взаимодействие «Ребенок и сверстники». | Отношение ребёнка к самому себе. | Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте. | Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе) | ||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Старшая группа
Физическое развитие, здоровье
№п/п | Фамилия, имя ребёнка | Умеет выполнять построения самостоятельно в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг большой и маленький | Умеет выполнять ходьбу самостоятельно смена положения рук (вверх, в стороны, на пояс), на носках, на пятках, с изменением направления | Умеет бегать самостоятельно и за воспитателем: друг за другом, с изменением направления | Умеет выполнять прыжки, подпрыгивание на месте с поворотами, , с продвижением вперед на одной ноге, спрыгивание с приподнятого края доски, с наклонной доски, со скамейки, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку | Умеет ползать на четвереньках с подползанием под натянутую веревку , на четвереньках по гимнастической скамейке, лазанье по наклонной лестнице, по гимнастической стенке, перелезать через предметы | Умеет ползать на четвереньках с подползанием под натянутую веревку , на четвереньках по гимнастической скамейке, лазанье по наклонной лестнице, по гимнастической стенке, перелезать через предметы | Знает о важных и вредных факторов здоровья, о значении закаливания, утренней гимнастики и т.д | Итоговый показатель по каждому ребёнку | ||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Труд, социализация, безопасность
№ | Фамилия, имя ребёнка | труд | безопасность | социализация | Итоговый показатель по каждому ребёнку | ||||||||||||||||||||
Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью | Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол | Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. | Выполняет поручения по уходу за растениями в уголке природы. | Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. | Знает и соблюдает определенные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте | Умеет называть свою фамилию и имя, свой возраст, имя родителей, домашний адрес. | Ребёнок и взрослые | Ребёнок и сверстники | Отношение ребёнка к самому себе | |||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Подготовительная группа
Физическое развитие, здоровье
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Усвоил основные культурно-гигиенические навыки | Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни. | Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку. | Умеет делать перестроения в шеренгу с равнением, в колонну по одному с равнением, в колонну по два, по три, в круг большой и маленький, соблюдает интервалы в передвижении. | Умеет метать предметы в цель правой и левой рукой, попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 1,5-2 м., отбивать и ловить мяч. | Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично в заданном темпе, по словесной инструкции, участвует в спортивных играх. | Следит за правильной осанкой. | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | ||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Труд, социализация, безопасность
№ | Фамилия, имя ребенка | Труд | Безопасность | Социализация | ||||||||||||||||||
Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок. | Умеет культурно вести себя за столом, аккуратно и самостоятельно есть, пользоваться ложкой, своевременно и без напоминания вытирает рот салфеткой, благодарить взрослых. | Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. | Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте. | Знает и соблюдает определенные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | Умеет называть свою фамилию и имя, свой возраст, имя родителей, домашний адрес. | Взаимодействие и общение ребенка с взрослыми | Развитие общения со сверстниками | Формирование отношения самому к себе. | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | м | ||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дорожная грамота»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего вида ПРИНЯТОпедагогическим советомМБДОУ «Детский сад №165»протокол от 27....
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Титульный лист программы по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год
Программа по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказом завед...
Титульный лист программы по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год
Программа по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказом ...
Рабочая программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей «Здоровый дошкольник»
Рабочая программа по формированию здоровогои безопасного образа жизни детей«Здоровый дошкольник»...