Основы финансовой грамотности.
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)
О, Финансы! Сказочное слово!
Власть и сила, ум и красота.
Все хотят, но мало кто готовы –
Жизнь отдать финансовым счетам.
Это труд, достойный и поэмы,
И сейчас, и бездну лет назад.
Строгое решение проблемы,
В будущее устремленный взгляд.
С. Михалков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmno_-_metodicheskiy_kompleks.docx | 45.63 КБ |
konspekty_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Администрация городского округа «Город Калининград»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 1
236000 г. Калининград, ул. Свободная, д. 34 тел/факс 21-06-40, 93-04-08
Методические рекомендации к программе
«Основы финансовой грамотности детей
старшего дошкольного возраста»
2020 год
Пояснительная записка
Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» максимально проста и доступна дошкольникам. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Большое значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование сюжетно-ролевых, дидактических игр и пособий.
Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
В Программе широко используются сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Сказочно - ассоциативный метод способствует созданию на занятии обстановки неформальности и некоторой психологической защищенности. Сказка также вносит элементы отдыха в учебное занятие, предупреждает негативизм, нежелание воспринимать слова педагога, вызывает личный интерес, повышает мотивацию к учебе. Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).
Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах)
Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.
Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.
С целью реализации стратегии повышения финансовой грамотности возникла необходимость разработать и реализовать образовательные программы по повышению финансовой грамотности, в том числе, учебно-методические комплекты для различных возрастных групп в ДОУ.
Методическая разработка «Основы финансовой грамотности» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Актуальность темы:
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Новизна темы:
Состоит в использовании блочной системы, способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
У детей формируется произвольность поведения, способность к осознанности и волевой регуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной деятельности, как экономика. Способность контролировать свои действия, сиюминутные желания, формирование внутреннего плана и умения планировать свои действия.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
• сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
• приобщение детей к социокультурным нормам;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования:
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.
Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
Заработная плата – цена работы по производству товаров.
Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель и задачи образовательной деятельности в рамках предложенного проекта.
Цель: прививать детям интерес к знаниям по финансовой грамотности, помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
- воспитатели группы, родители.
Сроки реализации проекта: 2020-2021 учебный год.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально –познавательного квеста «Страна Экономика».
Управление и обеспечение проекта
Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и рассчитана на один учебный год.
Формы проведения:
1.Фронтальное (подгрупповое) занятие
2.Индивидуальная работа
3.Самостоятельная игровая деятельность
Количество часов непосредственной образовательной деятельности в год: -22.
Участники: Дети дошкольного возраста 6-7 лет подготовительной группы «Ягодки».
Этапы реализации программы: октябрь-апрель
Методы: игровой, продуктивный, познавательно-исследовательский, наглядный, словесный.
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность – 30 минут.
Работа с родителями: буклеты (презентация новой образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности на первом родительском собрании группы), консультация для родителей детей подготовительной группы: «Основы финансовой грамотности», «Экономическое развитие дошкольников», индивидуальные беседы, итоговая совместная игра «По дорогам финансовой грамотности» с привлечением родителей.
Структура занятия:
1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)
2.Основная часть: 22 мин. (дидактическая игра, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).
3. Заключительная часть: 4 мин. (подведение итогов)
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Педагоги:
– Высокий уровень овладения теоретическими, методическими,
технологическими знаниями педагогами по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста
Родители (законные представители):
– Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению
детей дошкольного возраста с экономическими понятиями
– Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями.
Учебный план охватывает 4 блока, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама, правда и ложь, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.
Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования;
- привлечение к работе родителей, спонсоров;
- связь с общественными организациями.
Знания по формированию основ финансовой грамотности даются в различных формах:
1.Практическая игра
2.Решение ситуационных задач
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения
4.Теоретические занятия
5.Познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения и экспериментирование)
6.Различные виды продуктивной деятельности
7.Самостоятельная игровая деятельность
Методы организации образовательной деятельности включают в себя:
- Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач, кроссвордов.
- Чтение художественной литературы.
- Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
- Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
- игровые упражнения для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Реализация программы «Основы финансовой грамотности» требует наличия следующего оборудования:
- Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм,
- Наглядно-иллюстративный материал.
- ИГРОТЕКА: « Дороже -дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
- Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова,
Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
- Компьютерное оборудование
- Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
- Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».
- Подбор материала информации, консультаций и рекомендаций для родителей
Учебно- тематический план программы «Основы финансовой грамотности» детей дошкольного возраста.
№ | Содержание блока | Кол-во занятий | Кол-во часов |
1 | Блок I. Труд и продукт труда (товар) Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. | 4 | 2 |
2 | Блок II. Деньги и цена (стоимость) Понятие «деньги» Цена (стоимость) Торговля и торг Бюджет (на примере бюджета семьи) Источники дохода | 8 | 4 |
3 | Блок III. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. | 16 | 8 |
4 | Блок IV. Полезные экономические навыки и привычки в быту Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. | 16 | 8 |
Перспективный план работы по программе «Основы финансовой грамотности» детей дошкольного возраста
на 2020-2021 учебный год
Тема занятия | Программные задачи | ||
БЛОК «Труд и продукт (товар)» Ноябрь. | |||
«Почему взрослые работают?» | Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях. | ||
«Все профессии важны» | Уточнить и расширить представление детей о профессиях. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых. | ||
«Открываем супермаркет» | Научить определять разницу между «хочу» и «надо»; Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение; Создавать эмоционально-положительный климат в группе; Воспитывать бережное отношение к деньгам. | ||
БЛОК «Деньги и цена (стоимость)» Декабрь | |||
«Что такое деньги?» | Создать условия для знакомства с деньгами, их историей. Познакомить с деньгами, расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы); уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации); развивать способности к моделированию пространственных отношений в виде таблицы; формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях. воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду; бережное отношение к деньгам. | ||
«Азбука денег» | Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; | ||
(Практическая работа «Мини-банк») | Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость | ||
«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» «Деньги всякие нужны» | Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег. Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта. Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами | ||
«Путешествие в страну денег» | формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни. дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение. | ||
Банк «Дом, где живут деньги» | Познакомить детей с термином «банк» — крупное кредитное учреждение — и его функционированием. Деньги в банке всегда в обороте, их можно вложить и снять, можно получить за них проценты, пользуясь сберегательной книжкой. Сберкнижка — документ, подтверждающий наличие денег, счета в банке. При наличии денег можно открыть счет в банке. | ||
«Приключение девочки Танечки» | Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Закрепять знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закреплять у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево». Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей. Активизировать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата. | ||
Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» | Продолжать учить дошкольников умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых. познакомить с понятиями: денежная единица, номинал; содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области; финансовой грамотности через игровые средства обучения. | ||
«Расходы. Как потратить деньги с пользой» | Сформировать у дошкольников представление о расходах семьи. -познакомить дошкольников с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные; - познакомить дошкольников и школьников с разными ситуациями по теме расходы в современных семьях; - научить тратить собственные деньги с пользой; - развивать бережное отношение к деньгам; - развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета. | ||
БЛОК «Реклама, правда и ложь, желания и возможности» Январь- Февраль. | |||
«Реклама, как она работает» | Познакомить детей с понятием «реклама» - одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни. Вызвать у детей более глубокий и разносторонний интерес к рекламе и ее значению. Определить имеющиеся представления у детей о рекламе, познакомить с её историей. Развивать связную речь детей, при ответе на вопрос строить простое распространенное предложение. Обогащать словарь ребенка новыми словами: товар, реклама, рекламировать, рекламист, ассортимент. Воспитывать умение правильно воспринимать рекламу, осуществлять разумные потребности. Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать собеседника. Развивать инициативу и творчество. | ||
Командная игра «Рекламный бизнес» | Формировать у детей представление о рекламе. -познакомить с понятием: «реклама»; -дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении; -научить детей правильно воспринимать рекламу; -содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения. | ||
«Путешествие в сказочную страну Экономию» | Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; | ||
«Поможем коту Матроскину открыть магазин. Реклама» | Формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности. Раскрыть сущность рекламы, дать детям представление об истории возникновения рекламы и профессии рекламиста. Дать представление, для чего нужна реклама, о ее значении. Развивать у детей положительное отношение к рекламе, вызвать интерес к ней и правильно ее воспринимать. Развивать фантазию, творческое воображение, логическое мышление. Расширять словарный запас детей, развивать связанную речь, память. Воспитывать умение работать в коллективе, в паре. Воспитывать аккуратность, любознательность, усидчивость. | ||
БЛОК «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Март- апрель | |||
«Юные финансисты» | Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях. | ||
«Семейный бюджет и расходы семьи» | Уточнить и расширить представление детей о профессиях. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых. | ||
«Путешествие в сказочную страну Экономию» | Научить определять разницу между «хочу» и «надо»; Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение; Создавать эмоционально-положительный климат в группе; Воспитывать бережное отношение к деньгам. | ||
«Приключения Грамотея и Капризки» | Повторить понятие «потребности человека»; Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. |
Для выявления уровня сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце учебного года, был проведен мониторинг, результаты представлены в приложении 1.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
― деньги «растут» если их хранить не в банке - копилке, а в банке;
― авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
Наиболее важный эффект, который мы ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.
Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий для дошкольников 5-6 лет
в рамках проекта «Организация обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности населения»
Занятие № 1
Тема: Лесное кафе.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи: познакомить с понятием «деньги», «заработная плата», «товар»; закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продаётся и не покупается;
научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека;
развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор;
воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материалы: ромашка, на лепестках которой условно изображены результаты (продукты) труда людей разных профессий; карточки с изображениями овощей, фруктов, мебели, канцтоваров, игрушек и т.д., таблички с названиями магазинов («Мебель», «Овощи», «Канцтовары», «Игрушки» и т.д.).
Ход занятия:
В.: Ребята, вы хотите сегодня отправиться на экскурсию в осенний лес?
Д.: Да!
В.: Как можно быстро добраться до леса?
Ответы детей.
В.: А можно полететь на воздушном шаре.
Дети берутся за руки, встают в круг, произносят хором:
Мы летим, мы летим, Землю облететь хотим;
Пусть под нашим ногами только ветер с облаками!
Чтобы так полететь, надо лишь захотеть!
Звучат звуки природы, шум леса.
В.: Вот мы и добрались. Как здесь красиво! Посмотрите на цвет листьев!
(На экране осенний лес, на дереве сидит Совёнок.)
С.: Здравствуйте, друзья!
Д.: Здравствуйте!
С.: Ребята, я так рад вас видеть! Сегодня у меня день рождения, будьте моими гостями! Я приглашаю вас в «Лесное кафе».
В.: Ребята, давайте поздравим Совёнка с Днём Рождения.
Хороводная игра «Каравай».
С.: Спасибо! Вы любите конкурсы?
Д.: Да!
С.: За правильные ответы вы получите золотые жёлуди.
В.: А для чего нужны золотые жёлуди?
С.: В нашем лесу золотые жёлуди – это тоже самое, что у вас – деньги.
В.: Ребята, вы знаете, что такое деньги? Откуда они берутся? Как называются деньги, которые платят за работу?
Ответы детей.
Конкурс №1.
«Ромашка».
Ребёнок, отрывая лепесток, называет профессию, связанную с тем, что изображено на лепестке (чей продукт труда).
Конкурс №2.
«Угадай, где продаются».
Дети берут карточку и выкладывают её перед соответствующей табличкой с названием магазина. Устанавливают зависимость между названием магазина товарами, которые в нём продаются.
Конкурс №3.
«Что можно купить за деньги?».
Дети берут картинки и прикрепляют на магнитную доску, где находится изображение кошелька. Объясняют, почему они не прикрепили картинки с изображением луны, солнца, мальчика и т.д.
Всем детям раздаются золотые желуди.
В: Все отлично справились с заданиями. Но, кажется, мы кое-что забыли.
Д: Подарить Совёнку подарок!
В: Что дарят на день рождения?
Ответы детей. (торт, цветы, воздушные шары, конфеты)
Воспитатель предлагает детям раскрасить картинки с изображением этих предметов и подарить Совенку. Уточняет, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.
Дети раскрашивают картинки. Дарят Совёнку.
С: Спасибо!
В: Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, пригласим Совёнка в гости?
С.: Обязательно встретимся, друзья!
Дети берутся за руки, встают в круг, произносят хором:
Мы летим, мы летим, Землю облететь хотим;
Пусть под нашим ногами только ветер с облаками!
Чтобы так полететь, надо лишь захотеть!
Итог
В.: Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Занятие № 2
Тема:Как деньги доходят, а потом расходятся.
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материалы: картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, презентация, мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
В.: Ребята, сегодня у нас в гостях наш друг Совёнок.
Слайд №1. Совёнок.
С.: Здравствуйте, ребята! Я вчера услышал новые для меня слова - «семейный бюджет». Вы знаете, что они обозначают?
В.: Семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за месяц, это доходы семьи. Бюджет семьи состоит из зарплаты папы, зарплаты мамы, пенсии дедушки и бабушки, стипендии старшего брата-студента (сестры).
В.: Ребята, а вы знаете что такое заработная плата, пенсия, стипендия?
Пенсия – деньги, получаемые ежемесячно дедушкой и бабушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости.
Стипендия – деньги, получаемые юношами и девушками за хорошую учёбу.
Слайд №2. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент).
В: Все деньги, которые поступают в бюджет семьи называются ДОХОДЫ. В каждой семье есть не только доходы, но и РАСХОДЫ. Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи.
Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги?
Обычно этот вопрос не вызывает у ребят затруднений, с помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу, что деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.
Слайд №3. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент). От кошелька расходятся стрелки, показывая расходы (одежда, обувь и т.д.).
С.: Теперь я понял, что такое семейный бюджет, доходы и расходы.
Пальчиковая гимнастика:
В.: Встали в кружок, сжали левый кулачок –
Это семейный бюджет.
Кто в него вкладывает деньги?
Давайте расскажем и покажем.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Разжали кулачок. Пальчики сложились, сложился наш семейный бюджет.
Теперь расправьте другую ладошку, с ней поиграем.
Вот он – наш бюджет.
С.: Мы с мамой никогда не ездили отдыхать в тёплые страны. Мама говорит, что не хватает золотых желудей.
В.: Совёнок, ведь можно экономить. Давай мы тебя научим.
Поскольку детям трудно самостоятельно выделить способы экономии расходов, используем слайды презентации, которые помогут детям в формулировании предложений.
Расходы на продукты.
1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).
Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).
Расходы на одежду.
2 слайд. Не пачкаться.
Не лазать по деревьям.
Не пинать камни.
Одежду хранить на вешалках.
Расходы на квартиру.
3 слайд. Капает вода из крана.
В пустой комнате горит свет и работает телевизор.
Расходы на культурные нужды.
4 слайд. Не ломать игрушки.
Не рвать книги.
В.: Благодаря такой экономии появятся свободные деньги, которые называются сбережения, или по-другому, накопления. Сбережения от слова «сберечь». Сбережения можно потратить на дорогую покупку, поехать в отпуск, а тебе, Совёнок, поехать с мамой в тёплые страны.
Физкультминутка.
Дети становятся в круг. Повторяют движения за воспитателем.
Раз, два, три, четыре, пять
Дети учатся считать,
Дети учатся считать,
Экономить, управлять.
Что считаем? Наш бюджет,
Экономим газ и свет,
Управляем мы деньгами –
Это наша помощь маме.
Шесть, семь, восемь, девять, десять-
Экономить будем вместе.
Всей семьей доход считаем
И расходом управляем!
Дидактическая игра «Семейный бюджет».
Детям раздаются картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, и предлагается раскрасить только необходимые ежемесячные расходы.
Вопросы детям: почему ты не раскрасил воздушные шары и телевизор?
В пустом секторе детям предлагается нарисовать, что они планируют приобрести на сбережения семьи.
Итог занятия:
В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.
Совенок прощается с детьми и благодарит их за полученные знания.
Занятие № 3
Тема: Как правильно беречь наши деньги
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
Материалы:
мультимедиа проектор, кубики, карточки-картинки с изображением продуктов, дидактическая игра «Ремонт одежды», голубые мячи, таз, книги, клей, бумага.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное электронное письмо. Посмотрите на экран. (На экране демонстрируется письмо. Воспитатель читает письмо.)
Здравствуйте, ребята детского сада "Теремок"! Мне уже исполнилось семь лет и осенью я пойду в школу. Родители пообещали мне купить мобильный телефон, но при условии, что часть денег я накоплю сам. Теперь я складываю в свою копилку каждый свободный рублик. Мой друг Совенок предложил экономить! Но на чём можно экономить семье, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!!!
В.: Ребята, давайте поможем Диме разобраться. В прошлый раз мы распределяли расходы семейного бюджета. Будем их называть и строить башню «Расходы семейного бюджета» из кубиков.
Дети строят башню, называя расходы.
В.: Вот какая высокая башня получилась! У семьи расходов много, поэтому свободных денег нет. Это нас, конечно, огорчает. Но, оказывается, свободных денег может остаться гораздо больше, если мы будем бережливыми, экономными и расчётливыми. Быть бережливым, значит заботиться о сохранении своих вещей, игрушек, проще говоря, беречь имущество – личное, семьи, страны. Быть экономным – значит разумно использовать, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты и т.д. Быть расчётливым – значит уметь планировать свои дела, расходы.
Расходы на продукты.
1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).
Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).
Дидактическая игра «Найди место».
Детям предлагается разложить карточки-картинки по местам хранения (скоропортящиеся продукты – в холодильник, булки – в хлебницу и т.д.).
Расходы на одежду.
2 слайд. Не пачкаться.
Не лазать по деревьям.
Не пинать камни.
Одежду хранить на вешалках.
Дидактическая игра «Ремонт одежды».
Подобрать заплатку с подходящим узором.
Расходы на квартиру.
3 слайд. Капает вода из крана.
В пустой комнате горит свет и работает телевизор.
Вчера кто-то из нас неплотно закрыл кран. Попробуем собрать все капельки воды. (Подвижная игра под музыку: собираем голубые мячи в тазик.)
Расходы на культурные нужды.
4 слайд. Не ломать игрушки.
Не рвать книги.
Детям предлагают с помощью клея и бумаги починить порванные книги.
Дети приходят к выводу, что благодаря экономии в семье появляются сбережения и есть возможность совершать дополнительные покупки.
В.: Вот, оказывается, какие вы хозяйственные и экономные, и можете Диме дать мудрый совет. В народе говорят: «Бережливость лучше богатства», «Копейка рубль бережёт». Как вы это понимаете?
Ответы детей.
В.: Правильно! Не научишься быть бережливым, расчётливым, экономным – не сумеешь правильно распорядиться семейным бюджетом, нажитым имуществом, богатство обойдёт тебя стороной.
Конечно, это мудрые пословицы, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.
Итог занятия:
В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.
Конспекты занятий для дошкольников 6-7 лет
в рамках проекта «Организация обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности населения»
Занятие № 1
Тема: Как делать покупки с умом.
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: закрепить представления детей о многообразии товаров,
развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», «реклама», «дороже – дешевле»;
дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы;
воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материалы: карточки с изображениями качественных и некачественных товаров; мяч; картинки с изображением упаковки «Овсяная каша».
Ход занятия:
В.: Ребята, догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить:
Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар, а просто напросто ….. (товар).
Да, сегодня поговорим о товарах. Где мы приобретаем товары?
Ответы детей.
В.: Можно купить все товары в магазине? Почему нельзя? Как вы узнаёте стоимость того или иного товара?
Ответы детей.
В.: Любой товар имеет свою цену. Цена – это количество денег, которые нужно заплатить за товар при покупке. Одинаковые ли цены на разные товары?
Ответы детей.
В.: Даже на товары одного вида цены могут быть разными.
В.: Сегодня у нас в гостях Совёнок.
С.: Здравствуйте, ребята! Вчера мама отправила меня за покупками. Велела купить хлеб, молоко и печенье к чаю. А в магазине было так много сладостей, что я потратил на них все деньги. А на молоко и хлеб мне не хватило.
В.: Совёнок правильно поступил?
Ответы детей.
В.: Правильно, покупки надо делать с умом.
С.: Научите меня, пожалуйста!
Игра «Выбери товар».
На экране появляются продукты одного вида с разными ценниками. Детям предлагается сделать выбор, обосновав его.
Дети приходят к выводу, что к покупкам надо относиться внимательно.
Дидактическая игра «Что быстрее купят?».
Детям дают пару карточек с изображением одинаковых товаров (качественных и некачественных). Из двух предложенных товаров ребёнок выбирает тот, который купят быстрее и объясняет причину своего выбора.
Игра с мячом «Что можно купить в магазине?».
Дети передают друг другу мяч, называя наименование товаров, которые можно купить в продуктовом магазине (обувном, мебельном, бытовой технике и т.д.).
Игра «Реклама».
На экране появляются две коробки с кукурузными хлопьями. Одна – красочная, с изображением Супергероя (100 руб.), а другая – в прозрачной упаковке (50 руб.).
В.: Ребята, посмотрите на эти коробки, какую вы купите?
Воспитатель объясняет, что красивая упаковка, это реклама для лучшей продажи. Детям раздаются изображения коробки «Овсяная каша». Задание: нарисовать на упаковке картинку, которая привлечёт внимание покупателя.
Совёнок прощается с детьми, благодарит за помощь.
Подведение итогов.
Воспитатель предлагает вспомнить, чем они занимались, с какими новыми понятиями познакомились.
Занятие № 2
Тема: Реклама вокруг нас.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна реклама.
Воспитывать интерес к полезной рекламе.
Научить детей правильно воспринимать рекламу.
Материалы:
Оборудованные игровые зоны: «Магазин», «Салон красоты», «Аптека», «Рекламное агентство», атрибуты для них, «чудесный мешочек», рекламные брошюры и проспекты, заготовки для рекламы, ножницы, клей, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм «Как старик корову продавал».
Вопросы:
Почему у старика так и не получилось продать свою корову?
Кто согласился помочь старику?
Почему у паренька появились покупатели?
У кого бы вы захотели бы купить корову, у старика или паренька?
Почему?
Дети делают вывод: Паренек сумел рассказать о главных достоинствах своего товара, другими словами, сделал хорошую рекламу своему товару.
В.: Реклама — это информация о товаре, с целью его более быстрой реализации (продажи).
Беседа с детьми:
- Где вы чаще всего видите рекламу?
(радио, видео, газеты, журналы)
- Что мы узнаем из рекламы?
(о товарах, об открытии магазина)
- Как вы думаете, кому выгодна реклама?
(покупателю - потому что, он узнает о товаре и услугах, может сравнить цены с другими магазинами. А также, реклама выгодна продавцам, чем больше людей узнают о магазине, тем больше прибыли.)
Игра «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка по одному предмету (атрибуты для сюжетно-ролевых игр) и определяют для какой профессии он нужен.
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Дети организуют игры: «Магазин», «Салон красоты», «Аптека».
Воспитатель предлагает детям открыть рекламное агентство.
В.: В рекламном агентстве работают люди разных профессий.
Я хочу предложить вам попробовать себя в роли художника- дизайнера. Художник – дизайнер придумывает эскизы к рекламе. Затем эти эскизы обсуждают на худсовете и отдают в печать.
У рекламного агентства должно быть название. Как бы вы хотели назвать наше агентство (дети предлагают различные варианты).
В наше рекламное агентство поступило три заявки – магазин, аптека и салон красоты.
Что должны узнать люди из рекламы?
(Ответы детей: Название магазина и аптеки. Что в них продается. А также, какие услуги предлагает салон красоты).
Какой должна быть реклама?
(доброй веселой)
Дети из заготовок создают рекламу.
Дети играют и выполняют игровые роли в соответствии с сюжетом. Воспитатель следует за правильностью действий.
Занятие № 3
Тема: «Семейный бюджет и дети».
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материалы: картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, презентация, мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям закончить стихотворение:
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо всё это ……. (купить)!
В.: За все товары мы платим деньги. А откуда берутся деньги?
Дети: Мама и папа работают и получают зарплату.
В.: Что такое зарплата?
Ответы детей.
В.: Правильно, это деньги, которые родители получают за свой труд.
А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги на покупки?
Ответы детей.
В.: Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется дотация на детей. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется стипендия.
Слайд №1. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент, ребёнок).
Дети рассматривают слайд и делают вывод, что всё это является доходом семьи.
В.: Правильно, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называются доходами. Но в каждой семье есть не только доходы, но и расходы.
Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи.
Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги?
Обычно этот вопрос не вызывает у ребят затруднений, с помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу, что деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.
Слайд №2. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент). От кошелька расходятся стрелки, показывая расходы (одежда, обувь и т.д.).
В.: Теперь вы знаете, что такое семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Раздаётся стук в дверь, входит поросёнок Пятачок.
П.: Здравствуйте, ребята! Я узнал, что семейный бюджет изучаете, вот я и решил к вам за помощью обратиться. Мой друг Винни решил подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты, но у него случилась беда: блокнот, в котором он делал записи о бюджете, рассыпался на отдельные листочки. Помогите нам разобраться, где доходы, а где расходы семьи.
Дидактическая игра «Блокнот».
Воспитатель читает записи на листочках из блокнота, дети говорят, какая это часть бюджета, и раскладывают листочки на две группы – доходы и расходы.
«Заработная плата папы – 200 руб.»
«Купили хозяйственную сумку – 5 руб.»
«Истратили на продукты – 30 руб.»
«Пенсия бабушки – 100 руб.»
«Заплатили за свет – 6 руб.»
«Купили билеты в театр – 8 руб.»
«Зарплата мамы – 150 руб.»
«Заплатили за телефонные переговоры – 10 руб.»
«Купили новые колёса для автомобиля – 10 руб.»
«Заплатили за ремонт холодильника – 7 руб.»
Поросёнок благодарит детей, прощается, собирается уходить и начинает плакать.
В.: Что случилось, Пятачок, почему ты плачешь?
П.: А как же мне не плакать, ведь мы с Винни ни разу не ездили отдыхать в тёплые страны, но всегда не хватает денег!
В.: Может ты останешься с нами, мы как раз сегодня будем размышлять, как уменьшить расходы семейного бюджета.
В.: Ребята, прочитайте на слайде, какие части есть у бюджета.
Слайд №3. Надписи ДОХОД, РАСХОД, СБЕРЕЖЕНИЯ.
В.: Объясните Пяточку, что означают эти слова.
Физкультминутка.
Дети становятся в круг. Повторяют движения за воспитателем.
Раз, два, три, четыре, пять
Дети учатся считать,
Дети учатся считать,
Экономить, управлять.
Что считаем? Наш бюджет,
Экономим газ и свет,
Управляем мы деньгами –
Это наша помощь маме.
Шесть, семь, восемь, девять, десять-
Экономить будем вместе.
Всей семьей доход считаем
И расходом управляем!
В.: Чтобы свободных денег осталось гораздо больше надо быть бережливыми, экономными и расчётливыми. Быть бережливым, значит заботиться о сохранении своих вещей, игрушек, проще говоря, беречь имущество – личное, семьи, страны. Быть экономным – значит разумно использовать, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты и т.д. Быть расчётливым – значит уметь планировать свои дела, расходы.
Поскольку детям трудно самостоятельно выделить способы экономии расходов, используем слайды презентации, которые помогут детям в формулировании предложений.
Расходы на продукты.
1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).
Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).
Расходы на одежду.
2 слайд. Не пачкаться.
Не лазать по деревьям.
Не пинать камни.
Одежду хранить на вешалках.
Расходы на квартиру.
3 слайд. Капает вода из крана.
В пустой комнате горит свет и работает телевизор.
Расходы на культурные нужды.
4 слайд. Не ломать игрушки.
Не рвать книги.
В.: Благодаря такой экономии появятся свободные деньги, которые называются сбережения, или по-другому, накопления. Сбережения от слова «сберечь». Сбережения можно потратить на дорогую покупку, поехать в отпуск, а тебе, Пятачок, поехать с Винни в тёплые страны.
Дидактическая игра «Семейный бюджет».
Детям раздаются картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи и предлагается раскрасить только необходимые ежемесячные расходы.
Вопросы детям: почему ты не раскрасил воздушные шары и телевизор?
В пустом секторе детям предлагается нарисовать, что они планируют приобрести на сбережения семьи.
Итог занятия:
В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.
Пятачок прощается с детьми и благодарит их за полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы финансовой грамотности для детей разного возраста
консультация для родителей...
Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей 6-7 лет.
Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением....
«Основы финансовой грамотности»
Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...
Консультация для родителей «Дошколята и основы финансовой грамотности» Финансовая грамотность детей.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления ...