ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
консультация (старшая группа)
Развивающая предметно-пространственная среда- часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком, различными материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
«Дети с ОВЗ»
Сообщение
«Предметно-развивающая среда в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила: Щенникова Анна Леонидовна,
воспитатель IKK МБДОУ детский сад №3 «Фонарик»
Саяногорск, 2021г.
«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Развивающая предметно-пространственная среда- часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком, различными материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков в развитии.
В настоящее время любому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья предоставлена возможность посещать дошкольное учреждение и связано это с введением ФГОС. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ были включены в него и могли обучаться совместно с «нормативно-развивающимися детьми».
Для того, чтобы образовательный процесс в ДОУ был успешным, педагогу необходимо организовать правильную предметно- пространственную среду . Она должна отвечать всем требованиям актуального и перспективного творческого развития каждого ребёнка. Предметно- пространственная среда является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно- компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды в, в которой он должен воплощаться. Предметно- развивающая среда должна создавать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, а так же специфику возрастных особенностей детей, специфику ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для правильного построения предметно- пространственной среды в ДОУ для дошкольников с ОВЗ необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип развития- взаимосвязь всех сторон личностного развития.
- принцип природосообразности- понимание сложности внутренней природы ребёнка, выраженность отклонения в его развитии.
-принцип психологической комфортности- создание благоприятного климата общения.
-принцип взаимодействия- установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса.
- принцип обучения деятельности- обучение умению ставить цели и реализовать их в дальнейшем.
- принцип доверительного сотрудничества- отсутствие давления на ребёнка.
- принцип сохранения здоровья- забота о душевном состоянии ребёнка, его психологическом и физическом благополучии.
Предметно- пространственная среда включает в себя центры по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие:
-Центр ПДД
- Центр пожарной безопасности
-Центр труда, уголок дежурства
-Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Познавательное развитие:
- Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
- Центр сенсорного развития
- Центр конструктивной деятельности
- Центр математического развития
- Центр экспериментирования
Речевое развитие:
- Центр речевого развития
- Центр «Говорим правильно»
- Центр «Наши книжки»
- Логопедический уголок
Физическое развитие:
- Центр физического развития
- Центр сохранения здоровья
- Спортивный уголок «Здоровейка»
Художественно- эстетическое развитие:
- Цент ИЗО деятельности и творчества
Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Когда в группе находятся дети с речевыми нарушениями, следует помнить, что речь взрослых является примером для подражания. Речь педагога должна быть грамотной, соответствовать нормам литературного языка.
В группе каждую неделю обновляются лексические темы, что даёт возможность обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи, расширять представления об окружающем мире, систематизировать и обобщать полученные знания В группе должен быть организован речевой уголок с подборкой иллюстрации по лексической теме. Схемы для заучивания стихотворений и составления рассказов, карточки с изображением правильной артикуляции при произнесении звуков, материал для автоматизации звуков, схемы разбора слов и предложения. Предметно- развивающая среда для детей с ЗПР включает: различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объёмные предметы, плоскостные предметы). Схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок.
Для детей с нарушением интеллекта п предметно- пространственной среде должны присутствовать атрибуты, которые обеспечат приобретение практически чувственного опыта и перенос в игровые ситуации.
С детьми, у которых нарушены коммуникативные навыки необходимо сразу установить контакт. Общение должно вызывать только положительные эмоции, ребёнку должно быть комфортно. Для работы с такими детьми необходимо зонирование групповой комнаты. Выделение зоны для творчества, оборудование игровых зон и других. Также необходимо создать место для релаксации, уединения. Создание сенсорно обогащённой среды: алгоритм действии, схемы, режим дня в картинках.
Если у ребёнка заболевания или повреждение опорно- двигательного аппарата пространство должно быть свободное, малоизрезанное, минифланелиграфы с подбором карточек, моделей по темам, шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счёта, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажёры, игрушки- двигатели, сборно- разборные игрушки.
Любому дошкольнику важно ощущать любимым , в том числе и ребёнку с ОВЗ. Созданная предметно- пространственная среда позволит облегчить процесс адаптаци каждому ребёнку, поможет развиваться и чувствовать себя не повторимым.
Используемая литература:
- Гилёва Н.С Создание предметно- развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой учёный – 2015 №10.
- Нищева Н.В Предметно- пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомдации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких
особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....