ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
консультация (старшая группа)

Развивающая предметно-пространственная среда- часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком, различными материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение

«Дети с ОВЗ»

Сообщение

«Предметно-развивающая среда в работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила: Щенникова Анна Леонидовна,

воспитатель IKK МБДОУ детский сад №3 «Фонарик»

Саяногорск, 2021г.


«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Развивающая предметно-пространственная среда- часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком, различными материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков в развитии.

В настоящее время любому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья предоставлена возможность посещать дошкольное учреждение и связано это  с введением ФГОС. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ были включены в него и могли обучаться совместно с «нормативно-развивающимися детьми».

Для того, чтобы образовательный процесс в ДОУ был успешным, педагогу необходимо организовать  правильную предметно- пространственную среду . Она должна отвечать всем требованиям актуального и перспективного творческого развития каждого ребёнка. Предметно- пространственная среда является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно- компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды в, в которой он должен воплощаться. Предметно- развивающая среда должна создавать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, а так же специфику возрастных особенностей детей, специфику ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для правильного построения предметно- пространственной среды  в ДОУ для дошкольников с ОВЗ необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип развития- взаимосвязь всех сторон личностного развития.

- принцип природосообразности- понимание сложности внутренней природы ребёнка, выраженность отклонения в его развитии.

-принцип психологической комфортности- создание благоприятного климата общения.

-принцип взаимодействия- установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса.

- принцип обучения деятельности- обучение умению ставить цели и реализовать их в дальнейшем.

- принцип доверительного сотрудничества- отсутствие давления на ребёнка.

- принцип сохранения здоровья- забота о душевном состоянии ребёнка, его психологическом и физическом благополучии.

Предметно- пространственная среда включает в себя центры по образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие:

-Центр ПДД

- Центр пожарной безопасности

-Центр труда, уголок дежурства

-Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

Познавательное развитие:

- Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

- Центр сенсорного развития

- Центр конструктивной деятельности

- Центр математического развития

- Центр экспериментирования

Речевое развитие:

- Центр речевого развития

- Центр «Говорим правильно»

- Центр «Наши книжки»

- Логопедический уголок

Физическое развитие:

- Центр физического развития

- Центр сохранения здоровья

- Спортивный уголок «Здоровейка»

Художественно- эстетическое развитие:

- Цент ИЗО деятельности и творчества

Центр музыкально-театрализованной деятельности.

Когда в группе находятся дети с речевыми нарушениями, следует помнить, что речь взрослых является примером для подражания. Речь педагога должна быть грамотной, соответствовать нормам литературного языка.

В группе каждую неделю обновляются лексические темы, что даёт возможность обогащать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи, расширять представления об окружающем мире, систематизировать и обобщать полученные знания В группе должен быть организован речевой уголок с подборкой иллюстрации по лексической теме. Схемы для заучивания стихотворений и составления рассказов, карточки с изображением правильной артикуляции при произнесении звуков, материал для автоматизации звуков, схемы разбора слов и предложения. Предметно- развивающая среда для детей с ЗПР включает: различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объёмные предметы, плоскостные предметы). Схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок.

Для детей с нарушением интеллекта п предметно- пространственной среде должны присутствовать атрибуты, которые обеспечат приобретение практически чувственного опыта и перенос в игровые ситуации.

С детьми, у которых нарушены коммуникативные навыки необходимо сразу установить контакт. Общение должно вызывать только положительные эмоции, ребёнку должно быть комфортно. Для работы с такими детьми необходимо зонирование групповой комнаты. Выделение зоны для творчества, оборудование игровых зон и других. Также необходимо создать место для релаксации, уединения. Создание сенсорно обогащённой среды: алгоритм действии, схемы, режим дня в картинках.

Если у ребёнка заболевания или повреждение опорно- двигательного аппарата пространство должно быть свободное, малоизрезанное, минифланелиграфы с подбором карточек, моделей по темам, шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счёта, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажёры, игрушки- двигатели, сборно- разборные игрушки.

Любому дошкольнику важно ощущать любимым , в том числе и ребёнку с ОВЗ. Созданная предметно- пространственная среда позволит облегчить процесс адаптаци каждому ребёнку, поможет развиваться и чувствовать себя не повторимым.

Используемая литература:

  1. Гилёва Н.С Создание предметно- развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой учёный – 2015 №10.
  2. Нищева Н.В Предметно- пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомдации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....