Работа с педагогами
консультация

Нормативно-правовые основы понятия "Целевые ориентиры дошкольного образования"  

Освоение детьми способов составления сравнений

Обучение составлению сравнений. Составление загадок на основе срвнений по 1-ой модели в средней группе детского сада

Освоение детьми способов составления метафор

Тайна двойного. Обучение детей составлению метафоры по типу оксюморона

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

 Тема: Нормативно-правовые основы понятия «Целевые ориентиры дошкольного образования».

Воспитатель: Хомутова С.А.

Программа ФГОС  направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

 Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач:

- формирования Программы;

- анализа профессиональной деятельности;

- взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

 К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
  • знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
  • может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им;
  • проявляет интерес к сверстникам;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

 Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.



Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Снегурочка» город Югорск

СООБЩЕНИЕ

Тема: «Освоение детьми способов составления сравнений»

Подготовила:

воспитатель Хомутова С.А.  

ноябрь 2016 г.

Цель:

Развитие речи детей через составление сравнений.Формирование у детей осознанного отношения к процессу  составления сравнений.

Задачи:

  1. Учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;
  2. Учить детей понимать сравнение, сказанное педагогом;
  3. Упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков. Ввести в активную речь словесный оборот «такой же …(по признакам цвета, формы, и т.д.), как …»;
  4. Учить детей повторять сравнения за педагогом;
  5. Учить составлять сравнения по двум-трём признакам;
  6. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам в области «речевое развитие».

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении»
Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

      Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

Одна из проблем дошкольного воспитания - обучение детей выразительности речи. Под выразительностью речи понимается эмоциональная окрашенность звучания, изменение силы, тембра голоса, использование междометий, образных слов и выражений.
       Обучение детей созданию
сравнений это  первый этап развития образной стороны речи. Затем отрабатывается данное умение при составлении разнообразных загадок. На заключительном этапе дети вполне справляются с  составлением метафор.

Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяют  создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

В младшем дошкольном возрасте отрабатываются модели составления сравнений по признакам цвета, формы,  вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд кажется, что фраза, произнесенная воспитателем таким образом, громоздкая и несколько нелепая, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это более общее, чем значение данного признака.

 «Солнце по цвету  жёлтое, такой же жёлтое как по цвету, как цыплёнок».

Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно найти объекты с данным значением признака (жёлтое по цвету –  цветок, платье, мячик).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам.

ПР: находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими – либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

 На пятом году жизни тренинги усложняются:

  • В составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята).
  • В сравнениях обогащается характеристика, даваемая второму объекту (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В старшем  дошкольном возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. Дети самостоятельно подбирают сравнения по заданному воспитателем признаку.

Педагог указывает на объект и просит детей подобрать сравнения с другими объектами по одному из признаков (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает значения заданного признака.

С детьми 6 - 7 лет  организуется работа по оценке уровня содержания сравнений, созданных дошкольниками.

Целесообразно формировать у детей чувствительность к образному слову. При обсуждении степени удачности  содержания сравнения, вводятся понятия "завышение" (сравнение имеет большую степень поэтичности и несколько приукрашивает сам объект) и " занижение" (обесценивание свойств объекта)

ПР: "Дерево по цвету золотистое, как новенькие монетки" (взят признак цвета, а его значение - золотистое - сравнивается с новенькими монетками). Сравнение построено на приукрашивании объекта (завышение).

Дерево корявое, такое же, как руки Бабы Яги" (взят признак формы в значении корявый и сравнивается с внешним видом отрицательного героя). Сравнение построено на  обесценивании красоты формы (занижение).

Параллельно с обучением составлению сравнений проводится работа по составлению загадок.

Использованная литература:

  1. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей.” Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. , Ульяновск, 2003. (http://ipk.ulstu.ru)
  2. «Я познаю мир» методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Сидорчук Т.А.
  3. «Методы формирования навыков мышления, воображения, и речи дошкольников» Уч. пособие для раб. дошк. учреждений. Сидорчук Т.А.

        



Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Обучение составлению сравнений. Составление загадок на основе сравнений по 1-ой модели в средней группе детского сада (4-5лет)»

 До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам.

ПР: находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими – либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

 На пятом году жизни тренинги усложняются:

  • В составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята).
  • В сравнениях обогащается характеристика, даваемая второму объекту (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

Далее детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. Дети самостоятельно подбирают сравнения по заданному воспитателем признаку.

Педагог указывает на объект и просит детей подобрать сравнения с другими объектами по одному из признаков (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает значения заданного признака.

Параллельно с обучением составлению сравнений проводится работа по составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает рекомендаций о том, как и каким образом  учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдение за работой детей показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем  перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ на  конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы вспоминает ответ.

Задача педагога, работающего по развивающим программам, состоит в создании условий для самостоятельного составления загадок дошкольниками. Это позволит детям в дальнейшем выстраивать логические цепочки при отгадывании и получить радость от речевого творчества.

А. А. Нестеренко созданы модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная методика применима в работе с дошкольниками.

В работе с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок.

Составление загадок возможно с детьми 3,5 лет на основе сравнений и следующих рекомендаций. При организации работы используются наглядные модели, представляющие собой таблицы.

Модель 1

Какой?

Что такое же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? – Блестящий (воспитатель записывает это слово в левой части таблицы на первой строке).

  • Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
  • Какой он по форме, размеру? - Пузатый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит  детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что такое же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Пузатый

Арбуз

От детей старшего возраста требуются более богатые характеристики объектов, выбранных для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

Таблица может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что такое же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Пузатый

Спелый арбуз

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку построчно, вставляя между правыми и левыми столбцами связки «Как» или «Но не». Чтение загадки происходит коллективно всей группой детей. Сложившийся текст неоднократно повторяется.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; пузатый, но не спелый арбуз».  

Методические рекомендации

Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой. В правой части таблицы допустимо схематическое изображение объекта (зарисовка). Это позволит тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения детьми данной модели на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями построения сравнений на завышение и занижение свойств объектов.

Загадки можно составить на основе занижения свойств объектов (самовар тусклый, как пыльные ботинки) или их завышения (самовар блестящий, как утреннее солнце).

Следующим этапом составления сравнений будет обучение детей составлению метафор. Обучение детей составлению метафор будет наиболее успешным, если возвращаться к моделям и проговаривать правила их создания. Не обязательно детям называть слово «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

На начальном этапе обучения детей составления метафор рекомендуются следующие игры и творческие задания.

Игры и творческие задания

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка»

Учить детей выделять у объектов значения признаков.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию»

Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей.  Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

С младшего возраста – полуактивный этап. Далее – активный.

«Выбери признак, который есть у других объектов»

Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного выбирают одно характерное и одно специфичное (очки круглые, солнцезащитные) значение. Далее играющим предлагается назвать объекты, имеющие подобные значения признаков.

Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения»

Учить детей подбирать разные значения к одному признаку.

Ведущий называет какой – либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое – либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – признак цвета; холодный - признак температуры).

Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что делает так же?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям.

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.

ПР:

  • Воробей что делает?
  • Прыгает, как кузнечик; суетится, как мышь.

Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик; суетится, но не мышка».

Проводится со среднего возраста.



Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением «Снегурочка»

Сообщение по теме

«Освоение детьми способов составления метафор»

Составила: воспитатель Хомутова С.А.

г. Югорск 2019

 «Освоение детьми способов составления метафор»

Ребёнку важно научиться составлять метафору не только для развития образной речи, но и для формирования мыслительных операций описания объектов по скрытым признакам и развития символических аналогий.

В старшем дошкольном возрасте продолжаем упражнять детей в составлении сравнений и загадок. При рассматривании изображений даём возможность детям самостоятельно сравнивать объекты и составлять про них загадки. Дети объясняют, как, каким образом было составлено сравнение или загадка.

Затем детям предлагается табличка «Загадочная фраза». Необходимо выбрать объект для составления метафоры.

На таблицу после обсуждения поставить объект 1 – «дождь»; признак действия – «капает», объект 2 – «слёзы»; место – «небо».

Произвести соединение слов, обозначающих место и объект 2: «слёзы неба» или «небесные слёзы».

Предложить детям составить предложение с этим  словосочетанием: «Слёзы неба падали на моё лицо» или «Небесные слёзы умывали землю».

По мере освоения работы с таблицей подводить детей к самостоятельному выбору объектов, для составления метафор.

Метафора – это перенос свойств с одного объекта на другой, созданная путём изменения части речи и включения признака времени: кофе - чёрный – чернота неба ночью. Составление предложения метафорического плана: «Я пью по утрам остаток чёрной ночи».

Составление метафор можно использовать при составлении творческих рассказов по картине: выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом.

1) «Снежинки кружатся как балерины». Далее обозначить место, где находится объект.

2) «Снежинки падают с неба». Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе.

Итог: «Балерины неба» .

Вставить в смысловой контекст картины.

3) «Над деревьями кружились балерины неба».

Советы для педагогов:

- Работа с загадками и метафорами является предварительным этапом составления образных характеристик объектов.

- Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

 

 



Предварительный просмотр:

«Тайна двойного»

Метафоричекая фраза может основываться на оксюмороне – это словосочетание, построенное на противоречиях. Противоречивых свойствах одного объекта.

Например: «горячий снег», «холодное сердце», …

Модель составления метафоры по типу оксюморона:

1. Выбирается объект. Лучше всего взять объект неживой природы или рукотворного мира.

(например: вода)

2. Обозначаются признаки этого объекта

(например: вода бесцветная, без вкуса, без запаха)

3. К каждому признаку добавить антоним – противоположное слово. (например: бесцветная – разноцветная, без вкуса – вкусная; без запаха – ароматная)

4. Предложить ребёнку составить про объект противоречивое словосочетание и объяснить «тайну двойного», почему так можно сказать.

(например: вода – это бесцветная разноцветность, потому что сама она цвета не имеет, но на солнце может переливаться всеми цветами радуги.

Вода – это безвкусная вкусность, потому что вкуснее воды нет ничего, когда хочется пить)

На заметку.

 Успешность освоения загадочных фраз будет зависеть от того, насколько ребёнок наблюдателен. Помогите дошкольнику увидеть в снеге кружащихся танцовщиц (метафора) или в радуге тревожное спокойствие (оксюморон).

Обучение детей будет наиболее успешным, если возвращаться к модели и проговаривать правила создания. Не обязательно детям называть слово «метафора». Скорее всего для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Используемая литература:

  1. Т. А. Сидорчук «Я познаю мир», Методический комплекс по освоению детьми способов познания – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 136с.
  2. Т.А.Сидорчук Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248с.

Выполнила воспитатель:

Хомутова С.А.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

                В период дошкольного обучения, занятий  с логопедом  необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Долгосрочный проект педагога-психолога «Конфликт» по работе с педагогами ДОУ

Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют:«Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.Амели Нот  Экономическая и социально - политическая м...