Практикум социометрия
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация - практикум:
«Изолированные дети в группе «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Педагог – психолог: Хазиахметова Н.В.
Цель: нормализация отношений в детском коллективе
Задачи:
1.Познакомить с целью проведения социометрического исследования.
2.Выявить причины появления в детском коллективе «изолированных детей».
3.Составить план помощи «изолированному ребенку « сменить статус.
Участники:
коллектив педагогов МАУДО »Детский сад №9»СП.
Ход мероприятия:
Сегодня мы рассмотрим одну из проблем социализации, проблему отвержения сверстниками.
Ребенок приходит в данный мир, как говорится, чистым листом, и от того, как малыша воспитать во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь: будет этот человек в дальнейшем успешным или же опустится на самое дно жизни.
Цели проведения социометрии
- Изучение сплоченности детского коллектива.
- Выявление того, какое место тот или иной ребенок занимает в группе сверстников.
- Исследование "союзов" внутри коллектива.
- Очень важен тот момент, что социометрическое исследование как правило проводится в давно адаптированной группе сверстников. А не в том коллективе, который начал складываться недавно, и не все члены коллектива достаточно хорошо знакомы друг с другом
Каждый год в детском саду проводится диагностика по социометрии.
ДИАГНОСТИКА ПРОВОДИЛАСЬ В СТАРШИХ И ПОДГОТОВАИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ.
Всего: 103 РЕБЕНКА. Из них:
ЛИДЕРОВ -39 ДЕТЕЙ
ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ-43 РЕБЕНКА
ПРИНЯТЫХ-19 ДЕТЕЙ
ИЗОЛИРОВАННЫХ- 3 РЕБЕНКА
ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМИ ГОДАМИ
В 2 РАЗА МЕНЬШЕ ИЗОЛИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.
В чём вы видите причины появления изолированных детей в группе? (работа педагогов в группе)
К психологическим особенностям можно отнести
- Застенчивость
- чрезмерно заниженная или завышенная самооценка
- Некоторые свойства темперамента.
- Отставание в психическом развитии.
К социальным факторам
- Отношение ребенка к определенной социальной прослойке ( попросту говоря, наличие модной одежды, популярных игрушек и т . д… Дети копируют взрослых.. а у взрослых зачастую внешнее благополучие и достаток выводятся на первый план)
- Долгое отсутствие в коллективе
- Адаптационный период
- Наличие физического дефекта
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус»
Как помочь ребёнку сменить статус? (работа в группе)
• Вовлекать ребёнка в игровую деятельность;
• Вовлекать ребёнка в общественную деятельность,
• давать посильные поручения, которые бы имели важное значение для группы (дежурства, помощь воспитателю);
• Поощрять активность ребёнка;
• Создавать ситуацию успеха, чтобы помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны,
увидеть его другими глазами
Для сплочения детского коллектива и изменения неблагоприятного социометрического статуса детей в коллективе педагогу необходимо решить ряд задач:
- развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях и т.д.
- повышения уровня самооценки
- повышения уровня эмпатии (умение понимать чувства других)
- создание возможностей для самовыражения
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения,
формирование терпимости к мнению собеседник
- Обучение детей правилам хорошего тона.
Работая в данном направлении, дети активно взаимодействуют друг с другом, учатся налаживать контакты со всеми участниками процесса, таким образом, мы сплачиваем группу, выравнивая неблагоприятные социометрические статусы, получаем высокий коэффициент сплочения группы.
Только своевременная защита и поддержка со стороны окружающих уберегут личность ребенка от негативных последствий статуса «отверженного».
Приложение для работы педагогов в группах
ПРИЧИНЫ | ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ПЕДАГОГ? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Педагогическая разработка на тему "Методы психодиагностики. Социометрия"
Педагогическая разработка на тему "Методы психодиагностики. Социометрия"...

Метод социометрии «Два домика» (Т. Д. Марцинковская)
Определение межличностных отношений в группе, круга значимых общений ребёнкаМетодика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимо...

Социометрия с использованием "Цветочек дружбы"
Для детей старшего дошкольного возраста. Выявление лидеров и отстающих, определение климата в детском коллективе....