Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
материал
Опыт работы
«Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида
муниципальное образование Усть-Лабинский район
Опыт работы
«Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Подготовила воспитатель:
Ильина Алёна Геннадьевна
ст. Ладожская
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, можно отметить, что многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… ".
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Наряду с сохранением физического здоровья особое внимание следует уделять компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
Актуальность
Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.
Семье нужна поддержка и сопровождение в вопросах формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Идея становления опыта работы по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» возникла в результате многолетних наблюдений за отношением родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ. Отмечались пассивность родителей в вопросах воспитания детей, нежелание присутствовать на совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование с родителями о здоровом образе жизни показали, что у родителей наших воспитанников уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
Задачи:
Формировать у детей представления о своем теле; о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Обеспечить дошкольника необходимыми знаниями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ.
Направления и методы формирования здорового образа жизни:
• настрой на здоровый образ жизни (занятия, беседы, д\игры)
• достаточная двигательная активность (занятия, прогулки, п\игры)
• правильное питание (занятия, беседы)
• четкий режим дня (соблюдение в детском саду и дома)
• отказ от вредных привычек в семье (консультации, беседы с родителями)
• выполнение гигиенических требований (соблюдение дома и в ДОУ)
• умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении (занятия, беседы)
• активный отдых (прогулки, походы, игры)
Формы взаимодействия:
1. Беседы
2. Анкетирование
3. Консультации – оказание помощи родителям через консультации;
4. Родительские собрания;
5. Стенды
6. Памятки
7. Благодарственное письмо
8. Выставки
9. Совместные праздники и развлечения;
10. Папки-передвижки;
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.
2. Принцип согласованности действий.
3. Принцип самовоспитания и самообучения.
4. Принцип ненавязчивости.
Предполагаемый результат:
•сформированные знания детей об основах ЗОЖ
•повышение физической подготовленности детей
•создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ ЗОЖ
•повышение количества посещений родителями праздников, развлечений
Критерии (экспресс-анализ и оценка детской деятельности под редакцией О. А. Сафоновой)
Высокий уровень: Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого. Любознателен, делает свои выводы о поведении в различных ситуациях.
Средний уровень: Ребенок любознателен; испытывает затруднения, отвечая на вопрос взрослого; принимает помощь сверстников.
Низкий уровень: Ребенок пассивен; отвечает на вопросы одним словом или молчит.
Родители:
анкетирование
усвоение знаний о ЗОЖ;
формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.
Вопросы для собеседования по выявлению знаний детей о ЗОЖ
Вопросы для собеседования в средней группе.
1. Скажи, пожалуйста, что надо делать, чтобы быть здоровым?
2. Назови мне предметы личной гигиены.
3. Какие бывают продукты питания? Назови полезные и вредные продукты питания.
4. Расскажи, как ты проводишь свой день в садике, дома. Как надо правильно проводить свой день?
5. Как надо вести себя с незнакомыми людьми?
6. Назови опасные для жизни предметы.
Вопросы для собеседования в старшей группе.
1. Скажи мне, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
2. Расскажи о своем организме и как ты его оберегаешь.
3. Скажи, что происходит с тобой, когда ты болеешь? Кто и как может тебе помочь?
4. Назови мне опасные ситуации, которые могут произойти с людьми. Что надо делать?
5. Как должен питаться человек, чтобы быть здоровым? Назови полезные и вредные продукты питания.
6. Где следует играть детям на прогулке? Расскажи про светофор, для чего он нужен?
Вопросы для собеседования в подготовительной группе.
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему? А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
3. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье? Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?
4. Представь, что девочка потерялась на улице. Что ей надо делать? Представь, что кому-то из твоих знакомых стало плохо. Что надо сделать?
5. Расскажи, как спорт помогает быть здоровым. Кого в вашей семье можно назвать здоровым, почему?
6. Назови мне правила ухода за своим телом.
Результаты работы с родителями по формированию здорового жизни детей я прослеживаю по итогам анкет.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность я веду по трем направлениям:
1. Познавательное
2. Наглядно - информационное
3 Досуговое
1 направление - Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
2 направление - Наглядно - информационное:
3 направление - Досуговое
Работа с детьми.
•в форме проведения минуток здоровья
•во время физкультурных занятий
•при реализации проектов
•в совместных мероприятиях с родителями
Результативность опыта
Результативность деятельности формирования у дошкольников здорового образа жизни путем взаимодействия детского сада и семьи имеет положительную динамику. Это прослеживается:
в повышении уровня знаний детей об основах ЗОЖ
в положительной динамике уровня физической подготовленности
в повышении ответственного отношения родителей к проблемам ЗОЖ
в повышении количества посещений родителями совместных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей
Опыт работы ДОУ и семьи по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей...
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?...
Опыт работы: «Взаимодействие ДОУ, семьи и школы. Решение проблем к подготовке детей к школьному обучению"
Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лав...
Опыт работы "Взаимодействие с семьями воспитанников"
Опыт работы: "Взаимодействие с семьей"...
опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"
Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьей по формированию навыков здорового образа жизни».
Рекомендации педагогам ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни...
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарт...