консультации для воспитателей
консультация
Консультация для воспитателей
«Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_origami_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruki.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №115 «Белочка»комбинированного вида г.Орска»
«
Консультация для воспитателей
«Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель Федорова Н.Н
Оригами, японское искусство складывания из бумаги, в настоящее время привлекает внимание многих людей нашей страны, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольника, что является хорошей подготовкой ребенка к обучению в школе. Внимание, умение выслушивать задания или объяснения до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы ученику начальной школы. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы как на протяжении школьного обучения, так и всей дальнейшей жизни.
Для реализации данной цели нами был разработан календарно - тематический план работы на год с детьми старшей группы и обозначены следующие задачи: обучающие:
• познакомить с основными понятиями в оригами – условными обозначени- ями, базовыми формами оригами «книжка», «треугольник», «воздушный змей», «дверь», «двойной треугольник», « двойной квадрат»;
- познакомить с элементами квадрата - основными геометрическими понятиями, применяемыми в оригами;
- помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
- обучить навыкам складывания фигур оригами с использованием схем («чтение инструкционных карт»);
- обучить навыкам работы с бумагой: приемам складывания бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов квадрата;
- обучить рациональному, эффективному использованию бумаги, способам изготовления необходимых для работы бумажных квадратов;
развивающие:
- развивать мелкую моторику рук и пальцев ребенка, глазомер;
- развивать произвольность познавательных процессов детей;
- формировать логическое мышление: развивать творческое мышление, исследовательскую деятельность, приводящую к собственным открытиям;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей; воспитывающие:
- формировать у ребенка принципы коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием таких качеств, как самостоятельность, саморазвитие, самоопределение;
- формировать навыки культуры труда;
- воспитывать жизнеутверждающее, положительное отношение к окружающему миру;
- воспитывать эстетическое восприятие детей;
- воспитывать экологическое восприятие детей;
- создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в
группе.
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы с детьми:
- занятия по ручному труду, интегрированные занятия;
- индивидуальная форма работы;
- свободная деятельность;
- совместная деятельность.
Разработан цикл интегрированных занятий с использованием оригами: по познавательному развитию и ручному труду, по ФЭМП и ручному труду, по развитию речи и ручному труду; по рисованию и ручному труду, по ручному труду и аппликации.
Нами также были обозначены методы, используемые на занятиях для работы с детьми данной возрастной группы:
- методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово: стихотворения, поговорки, пословицы, художественные произведения русских и зарубежных писателей);
-наглядный метод (показ иллюстраций, показ (выполнение) поделок педагогом, наблюдение, работа по образцу);
- практический метод (выполнение работ но инструкционным картам, схемам и др.);
- игровой метод (игровой персонаж, сюрпризный момент).
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный метод (дети спрашивают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный метод (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый метод (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский метод (самостоятельная творческая работа
дошкольников).
• методы, в основе которых лежит форма организации детей на занятиях:
- фронтальный метод (одновременная работа со всеми детьми);
- индивидуально- фронтальный метод (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- подгрупповой метод (организация работы в подгруппах);
- индивидуальный метод (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Календарно-тематический план разработан с учетом возрастных особенностей детей, доступен по содержанию, систематизирован по темам («В осеннем лесу», «Веселый аквариум», « О чем грустят кораблики», «В гостях у сказки» и др.) на основе общего приема складывания, с последовательным «наращиванием» сложности заданий.
Календарно-тематический план предусматривает знакомство детей старшей группы с оригами и обучение складыванию основных базовых форм, умение ориентироваться в условных обозначениях.
Знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами и умение ориентироваться в условных обозначениях - это основное, что дети должны были усвоить в этом учебном году. На основе знаний базовых форм мы строили всю последующую учебную деятельность.
Специально подобранный перечень тем, позволил дошкольникам познакомиться с различными приемами и технологией работы с бумагой.
Обучение детей оригами предусматривало подачу материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Давая знания в порядке нарастания сложности, мы постоянно учитывали оптимальную нагрузку для ребенка и тем самым создавали благоприятные условия для его творческого роста. На занятиях по оригами для создания непринужденной и творческой атмосферы мы использовали музыкальное сопровождение, запись звуков живой природы.
В работе с детьми мы учитывали, что между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, а также важно не перенасыщать досуг складыванием - достаточно заниматься один раз в неделю.
Очень важное место в обучении оригами отводилось развитию и совершенствованию мелкой моторики рук, четким движениям пальцев. Дети на занятиях учились складывать поделку оригами, используя основные базовые формы. Дополняя поделку с помощью аппликации и рисования, пользовались ножницами, карандашами, красками. Во время занятий и в свободной деятельности регулярно проводилась пальчиковая гимнастика, игровые упражнения с пальцами, массаж.
Особое место отводилось работе с родителями по привлечению к участию в совместном творчестве с детьми по данной теме. Использовались следующие формы работы: консультации, семинары - практикумы, выставки - конкурсы, совместное творчество.
В начале и конце 2018-2019 учебного года было проведено диагностическое обследование детей. На основе диагностических данных и сравнительного анализа на начало и конец года был сделан следующий вывод:
на начало учебного года дети старшей группы не знали основных базовых форм и условных обозначений оригами, не умели создавать изделия, выполненные в данной технике;
69 % детей имели низкий уровень развития мелкой моторики;
31 % детей имели средний уровень развития мелкой моторики;
высокий уровень развития мелкой моторики на начало учебного года не имел никто.
На конец учебного года дети познакомились с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, линия, диагональ, центр), базовыми формами «треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей», «двойной треугольник», « двойной квадрат»; научились создавать изделия оригами, следуя наглядному показу и словесной инструкции педагога, пользоваться условными обозначениями, инструкционными картами, научились создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Многие дети сознательно используют знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в плоскостных композициях. Дети научились ориентироваться в многообразии специальных терминов и умеют применять их в работе:
23% детей имеют низкий уровень овладения техникой оригами;
46 % имеют средний уровень овладения техникой оригами;
31% имеют высокий уровень овладения техникой оригами;
Изменились показатели сформированности уровня развития мелкой моторики:
отмечается положительная динамика:
23 % детей с низким уровнем развития мелкой моторики;
46 % детей со средним уровнем развития мелкой моторики;
31 % детей с высоким уровнем развития мелкой моторики.
Дети познакомились со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества, овладели основными приемами работы с бумагой: складыванием, сгибанием, вырезанием, научились сгибать бумагу в нужных направлениях в определенной последовательности, при складывании фигур оригами - определять и намечать в бумажном квадрате диагональные и средние линии, находить центр квадрата.
Движения пальцев стали более точными, четкими, уверенными, что говорит об эффективности использования оригами для развития мелкой моторики у детей дошкольников.
Поскольку анализ диагностических данных показал положительный результат в развитии мелкой моторики пальцев рук у детей старшей группы, работа была продолжена в летний период, которая включила в себя индивидуальную и совместную формы работы по созданию коллективных композиций.
На начало 2019-2020 учебного года диагностическое обследование детей показало положительную динамику развития, что говорит о результативности работы в летний период :
8 % детей с низким уровнем развития мелкой моторики;
46 % детей со средним уровнем развития мелкой моторики;
46% детей с высоким уровнем развития мелкой моторики.
Таким образом, результаты диагностического обследования доказывают, что систематическая работа по использованию оригами, включенная в различные формы работы с детьми, дает положительные результаты в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста, что позволяет сделать вывод об эффективности влияния оригами на развитие моторных функций рук. По данным диагностического обследования был разработан календарно - тематический план на 2019-2020 учебный год с целью продолжить работу по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...