Художественная литература и её педагогическое значение
статья по художественной литературе (старшая группа)
Одним из возможных путей воспитания добрых взаимоотношений лежит через художественную литературу. Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством; выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей положительных черт характера
средствами художественной литературы
Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?
Помогли нам в этой работе книги. «Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания» - писал К.Д. Ушинский. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.
Свою работу мы начали с отбора книг; наше внимание привлекли сочинения А. Барто, Е. Благининой, С.Есенина, Г. Снегирева, К. Чуковского и др.
Мы воспитатели, заметили, что некоторые дети из младшей группы ссорятся друг с другом, вырывают у сверстников игрушки, бросают их на пол, поэтому решили начать с них. Чтобы дошкольники могли лучше воспринять и осмыслить текст, старались подбирать книги с яркими и красочными иллюстрациями.
Перед чтением книги рассматривали рисунки и предлагали детям рассказать, что на них нарисовано, объясняли непонятные слова. Эффект от чтения был очень действенным. С целью воспитания бережного отношения к игрушкам читали детям «Мой мишка» З. Александровой, «Алёнушка»
Е. Благининой, «Зайка» из книги А. Барто «Игрушки». После чтения произведения С. Капутикян «Маша обедает» организовали игры с куклами - кормили их, укладывали спать, брали с собой на прогулку.
К концу пребывания в младшей группе дети стали более бережливыми.
Дошкольники средней группы учили оценивать поступки героев книг. Сильное впечатление оказал на них рассказ Л. Толстого «Трус».
Во время обсуждения дети говорили, о том, что герой рассказа мальчик - Саша трус. А вот девочка Катя оказалась очень сильной и смелой.
В течений года не раз возвращались к ранее прочитанным произведениям. Повторное чтение способствовало закреплению и уточнению нравственных представлений у детей.
В «Айболите» К. Чуковского дети уловили основную черту характера доктора – доброту. Книга так понравилась ребятам, что они начали играть в игру «Айболит». Роль доктора исполнял мальчик, он старался быть внимательным и ласковым.
На прогулке ребята давали крошки воробьям и наблюдали, как они их клевали; прочитала им стихотворение С. Есенина:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые
Прижались у окна.
Дети долго смотрели, как воробьи клюют корм, а вечером оживленно рассказывали родным, как они помогали голодным птичкам.
Чтобы продолжить воспитание заботливого, чуткого отношения к птицам, ко всему живому, посоветовала родителям сделать дома кормушку.
В старших группах организовали книжный уголок; прочитали книги «Скворец» Г.Снегирева и «Птички» Л.Толстого. Особое впечатление произвела быль «Птички». Произведение пронизано чувством глубокой жалости к погибшему птенцу и искренней печали героя рассказа-виновника его гибели.
Содержание рассказа Г. Снегирева «Скворец» пробудило у ребят желание быть отзывчивыми, отвечать добром на добро. Прослушав это произведение, они должны были решить, как девочка, к которой с такой готовностью пришли на помощь (помогли в зимний день поймать улетевшего скворца), могла выразить свою признательность.
Прочитанные книги учат детей сопереживать героям, оценивать их поступки, мыслить логически,
Так, после чтения сказки «Цветик - семицветик» В. Катаева, на вопрос: «Какое из желаний Жени вам больше всех понравилось и почему?» ребята отвечали: самое интересное желание – побывать на Северном полюсе, потому что там можно увидеть белых медведей; самое хорошее желание – вылечить больного мальчика.
Это доброе желание, потому что хорошо быть здоровым, бегать, прыгать и играть.
В заключение я объяснила дошкольникам основную мысль автора: стремление сделать другому добро приносит человеку огромную радость. Вот почему самое лучшее желание Жени было последним.
Свои впечатления от прочитанных произведений дети отражали в изобразительной деятельности. Всё чаще в рисунках и лепке стали встречаться герой произведений А. Барто, Л.Толстого, В. Катаева, и др. В своих рисунках они передавали более яркие впечатления, выражая своё отношения к героям и событиям.
В уголке книг оформили выставку иллюстраций из произведений, а также рисунков детей. Встреча со знакомыми книгами всегда доставляет детям радость; рассматривая их, они вспоминают и пересказывают друг другу содержание, выражают свое отношение к персонажам произведения, дают ему оценку.
Проведенная работа позволяет сделать вывод, что важным помощником в воспитании добрых чувств у детей является книга. У детей появилось желание подражать хорошим поступкам, делать добро людям, радовать взрослых и товарищей.
Предварительный просмотр:
Художественная литература и её педагогическое значение
Одним из возможных путей воспитания добрых взаимоотношений лежит через художественную литературу. Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством; выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Остро встает проблема литературного образования детей, приобщение их к чтению. Проблема чтения рассматривается, как общегосударственная проблема развития культуры, науки, благосостояния нации, ибо «страна с не читающим населением – это страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы».
В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека». Известнейший российский ученый Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом делает вас мудрыми».
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, мобильный телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
С.Я Маршак призывал: «Будьте строги и требовательны к детской литературе, отвергайте холодную, вялую, поверхностную книгу, не проникнутые ни подлинными мыслями, ни настоящими чувствами. Чтобы заставить полюбить книжку, вы должны прежде сами полюбить ее.
А.П. Чехов говорил: «Детской литературы не люблю, и не признаю. Детям нужно давать только то, что годится и для взрослых».
Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.
Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий. Детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитания», станет верной помощницей в общении с ребенком.
Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего.
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком.
Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Книга формирует эмоциональную сферу ребенка. Являясь собеседником, советчиком в делах, помощником в решении проблем.
Литература для детей призвана изначально, обговорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истины и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.
При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.
Литература, по словам Е.А. Флериной, расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.
Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей.
Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания, любви, внимания и уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....
Значение художественной литературы для формирования основ межнациональной толерантности.
Воспитание подрастающего поколения в духе межнациональной толерантности является актуальной в нашей жизни и обусловленно изменениями в экономической, политической, культурной жизни страны. Целью моей ...
Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"
Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...
Значение художественной литературы в воспитании добрых чувств.
Нынешняя семейная атмосфера, а также социально-экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного человеческого качества, как доброта.Родителям некогда любить, некогда воспи...
Значение художественной литературы в жизни детей.
Значение художественной литературы в жизни детей....
Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...