Развитие у детей дошкольного возраста интереса к труду взрослых посредством знакомства с профессиями родителей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Наш мир создан не словом, а деянием, трудом» сказал М. Горький, и действительно, нельзя с ним не согласиться. У большинства людей трудовая деятельность начинается в 20 лет и заканчивается в 60. Таким образом мы проводим большую часть нашей жизни на работе и зачастую находим друзей там же.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stotya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у детей дошкольного возраста интереса к труду взрослых посредством знакомства с профессиями родителей
«Наш мир создан не словом, а деянием, трудом» сказал М. Горький, и действительно, нельзя с ним не согласиться. У большинства людей трудовая деятельность начинается в 20 лет и заканчивается в 60. Таким образом мы проводим большую часть нашей жизни на работе и зачастую находим друзей там же.
В этом ключе я хочу задать вам вопрос: О чем вы говорите дома, за ужином?
Родители говорят о работе, дети - об учебе. Слушая разговоры взрослых, ребенок понимает особенности профессий родителей, интересуются тем, что интересно членам его семьи. И очень хорошо, когда в семье именно так.
Но к сожалению, общаясь с воспитанниками я поняла, что дети хорошо представляют домашний быт семьи и плохо ориентируются в том, что касается работы их родителей. Я думаю, это связано с тем, что в век информационных технологий члены семьи не беседуют друг с другом о прожитом дне, а смотрят телевизор, не читают сказки на ночь, а сидят каждый за своим гаджетом.
Мои воспитанники живут в поселке и родители, работающие в городе не всегда имеют возможность показать детям место своей работы. Исходя из вышесказанного, я задалась целью познакомить детей с профессиями их родителей.
Тем более, что особенностью семейного детского сада является малая наполняемость группы. Дети тесно общаются друг с другом, а я как воспитатель способствую формированию положительной атмосферы и поддержанию дружественных отношений между всеми членами детского коллектива у меня есть возможность отследить динамику развития отклонений между конкретными детьми и при необходимости откорректировать ее в положительную сторону.
Например: если в обычной группе с наполняемостью свыше 20 человек, есть дети которые игнорируют кого то, обижают, настраивают детей против друг друга, то у нас в группе такие случаи очень редки. Так как данные ситуации явно видны справиться с ними намного легче потому что на помощь всегда приходят родители, и сама организация педагогического процесса не допускает развития конфликтов. Детская деятельность в нашей группе построена таким образом, что старшие дети помогают младшим, более смышленые – менее способным детям. Таким образом семейный детский сад похож на многодетную семью, где преобладают взаимоуважение, взаимопомощь и общие интересы. Сплоченность детского коллектива положительно влияет на взрослых: родители хорошо знают друг друга, общаются вне стен детского сада, имеют общие интересы и охотно идут на контакт с воспитателем.
На родительском собрании «Трудовое воспитание в формирование личности ребёнка» мы говорили о том, что дети мало проявляют интерес к миру взрослых. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей недостаточен. Мы пришли к выводу, что родители недостаточно уделяют внимания формированию положительного отношения к труду взрослых, редко кто знакомит со своими профессиями. На основании этого мы решили разработать проект «Развитие интереса у детей к труду взрослых посредством знакомства с профессиями родителей» и организовать экскурсии в места их профессиональной деятельности.
Мною был реализован проект «Развитие интереса у детей к труду взрослых посредством знакомства с профессиями родителей». Длительность проекта 7 месяцев.
Цель: формирование представлений детей о современных профессиях
Задачи:
- Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
- Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
- Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
- Активизация работы ДОУ и родителей.
Проект включает в себя четыре этапа.
I этап – Подготовительный:
В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, разработка конспектов занятий, беседы по ознакомлению детей с профессиями, чтение художественной литературы; проводилась агитация родителей к участию в проекте в виде: консультаций, разъяснений, информации в род. уголке.
II этап- Организационный:
Работа над проектом подразумевает сотрудничество педагога, родителей и детей. Мною была определена роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.
Структура организационного этапа
- Консультации по разрабатываемой теме: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?» и т.д.
- На этом же этапе был составлен календарно-тематический план, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Рассмотрим подробнее:
III этап - Познавательно-творческий:
В ход данного этапа входит реализация основных видов деятельности по плану проекта. В работе с детьми использовались следующие формы организации образовательного процесса:
1.Совместная деятельность педагога с детьми. Это-непосредственно образовательная деятельность, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, чтение художественной литературы, организация различных видов труда, организация видеопросмотров для детей.
2.Самостоятельная деятельность детей
- В самостоятельной деятельности дети организуют сюжетно-ролевые игры, в ходе этих игр ребята закрепляли полученные знания. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорило то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых и организации самостоятельной деятельности является организация развивающей предметной среды. В ходе совместной деятельности родители оказали помощь в оформлении, пополнении уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.
3. Ознакомление детей с профессиями родителей
Родители активно участвовали в данном проекте и приглашали детей на свои рабочие места. За год мы побывали в музее, где познакомились с профессией экскурсовода, в магазине (продавец), на почте (почтальон), в мед пункте (врач). Так же дети пришли на кухню детского сада, где работает поваром бабушка нашего воспитанника. Мама Вани пришла в гости к детям и познакомила их с профессией парикмахера.
IV этап - Заключительный:
На заключительном этапе проекта был проведён анализ деятельности, обобщение результатов работы.
Совместная работа педагога и родителей с детьми по формированию представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста позволила добиться положительной динамики. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда). Заметно изменилась игровая деятельность детей: легче распределяются роли, определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра стала более насыщенная и живая.
Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателя, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет сплачивать семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Тема: Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....
Методическая разработка: Технология развития у детей дошкольного возраста интереса к музыке и ее компонентам
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." (с) В.А. Сухомлинский...
презентация Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности
презентация на тему "Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности"...
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ ЧЕРЕЗ ХАКАССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Фольклор в естест...
«Ранняя профориентация, формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых»
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Бо...
Развитие у детей дошкольного возраста интереса к труду взрослых посредством знакомства с профессиями родителей.
laquo;Наш мир создан не словом, а деянием, трудом» сказал М. Горький, и действительно, нельзя с ним не согласиться. У большинства людей трудовая деятельность начинается в 20 лет и заканчивается...