Проект про мед
проект (старшая группа)
ПРОЕКТ
«Мёд – это чудо из чудес!»
(для детей старшей группы)
ПРОЕКТ «Мёд – это чудо из чудес!»
Вид проекта: информационный, познавательный, исследовательский, практический, творческий.
Продолжительность: краткосрочный, групповой
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Ценность мёда известна с далёких времён, к сегодняшнему дню она только подкрепляется благодаря многочисленным исследованиям. Мед полезен как для детей так и для взрослых. В нашей стране, по народному календарю отмечают два главных праздника, связанных с медом. Это 2 июля – день Зосима, когда пчелы начинают собирать нектар и 14 августа – Медовый спас – когда пчелы перестают собирать нектар для меда.
Вот и мы решили с ребятами прожить этот период, изучая, как и где получается мёд, чем он полезен для человека, а можно ли своими силами сделать мед. И самое главное, как же определить что мед – настоящий. При этом ребята являлись не просто слушателями, а юными исследователями мира природы. Это позволило активизировать познавательные способности: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Нельзя забывать, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности и тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений..
Цель:
Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда для человека.
Задачи:
- уточнить представление о пчелах, их значении в природе, выяснить, где живет пчела и как она делает мед;
- формировать у детей представления о строении пчел, способах передвижения;
- закрепить знания о пользе мёда, узнать, где и как используется мёд;
- определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;
- выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;
- выяснить с помощью опыта – можно ли сделать самим мед или нет;
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
- развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки, желание экспериментировать.
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах и меде (улей, дупло, соты, нектар, пасека, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;)
- воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;
Формы и методы организации проекта:
Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдение.
ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап проекта:
изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования; подбор иллюстративного, мультимедийного материала, художественной и познавательной литературы, материала для экспериментирования.
погружение в проект – выявление имеющихся знаний у детей
Рассказ «Волшебный мед» (2 июля в народном календаре)
В русском народном календаре несколько дней Зосимы, и все они тем или иным образом связаны с пчелами. В частности, на июльского Зосиму пчелы начинают заносить мед в ульи и заливать соты. Поэтому пчельники старались попусту не беспокоить насекомых; если же доводилось пройти мимо улья, нужно было произнести заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся — медок неси!».
Распространены были среди пчеловодов и другие обычаи, соблюдение которых гарантировало хороший сбор меда. Среди них были как рациональные (например, селить под крышками ульев синиц, которые уничтожают вредителей), так и ритуальные (так, в качестве жертвы для духа — покровителя пчеловодства в землю закапывали кувшин с медовухой).
Пчел на Руси почитали всегда. Об этом свидетельствует множество пословиц, поговорок. Среди них такие: «Пчела — божья угодница, доставляет воск на свечи»; «Пчела жалит только грешника»; «Для пчелы всякий урок легок»; «Пчел разорить — что человека убить». Существовали и особые приметы: если пчелы летят к ульям — скоро дождь, а если сидят на стенках — к сильной жаре.
Наблюдение за пчелами на территории детского сада.
Беседа «Что лечит мед?», «Откуда берется мед?»
Цель: выявить имеющиеся знания у детей
Чтение стихов, сказок про мед (Медовые сказки. Сказки о целебных и полезных свойствах овощей с рецептами здорового и вкусного питания и творческими заданиями для детей и взрослых разучивание поговорок.
Просмотр мультфильма «Би муви», «Пчела Майя»
II этап проекта:
организация совместной творческой, познавательной, исследовательской деятельности и организация условий для осуществления самостоятельной деятельности детей в центрах активности группы.
Данный этап осуществляется через различные формы работы с детьми:
1) Работа в творческой мастерской
Аппликация «Веселые пчелки»
Цель: изготовление поделки из бросового материала
Задачи:
- развитие образного и пространственного мышления;
- развитие мелкой моторики рук и точности глазомера;
- развитие творчества, элементарных трудовых навыков, самостоятельности;
- воспитание усидчивости, аккуратности, терпения.
Материал: втулки от туалтеной бумаги, краски, трубочки от сока, клей.
Рисование «Пчелы в улье»
Рисование «Самый красивый горшочек с медом»
Раскраски по теме проекта
Лепка «Наша пчела»
2) Опыты и эксперименты:
Опыт № 1 «Капелька меда»
Материал: мед
Ход: Предложить детям нанести капельку меда на ручку (сверху) – перевернуть ладонью вверх. Настоящий мед не капнет с руки, останется на руке.
Опыт № 2 «Медовый крем»
Материал: мед
Ход: Предложить детям растереть каплю меда (как крем) – если кожа становится мягкая, бархатистая – это мед. Если есть ощущение сахара, липкости на руке – не мед.
Опыт № 3 «Медовый пузырик»
Материал: мед в пластиковой бутылке
Ход: Емкость, наполненную не полностью медом (2/3), перевернуть вверх дном. Поднимется большой пузырь к верху, а снизу поднимается маленький пузырик – это настоящий мед.
Опыт № 4 «Салфетка»
Материал: мед, салфетка, ложка.
Ход: Капнуть ложку меда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мед.
Опыт № 5 «Медовый стакан»
Материал: стакан с водой, мед, ложка.
Ход: Размешиваем мед в стакане с водой – если нет осадков – настоящий мед.
Опыт № 6. «Синий мед»
Материал: стакан, вода, йод, пипетка, мед.
Ход: Капунть в воду с медом 3-4 капли йода – если есть синий цвет – это не настоящий мед.
Опыт № 7 «Огонь и мед»
Материал: бумага, зажигалка, мед.
Ход: Поджигаем бумагу на которой мед – место с медом гореть не будет.
Опыт № 8 «Память меда»
Материал: глубокая тарелка, вода, мед.
Ход: В тарелку по середине помещаем ложку меда, заливаем простой холодной водой, через 10-15 секунт – можно будет увидеть рисунок – соты, откуда взяли мед. (память меда)
Опыт № 9. Собственный мед (по рецепту)
Материал: крупная, спелая дыня, сахар,
Ход: Берем крупный, спелый плод дыню. Тщательно моем, срезаем образную крышку у плодоножки и вычищаем от семян. Затем ее помещаем в чистую емкость и в полученную полость плода засыпаем сахар, столько сколько поместится. Закрываем срезанной из дыни или тыквы крышкой, а сверху дополнительно накрываем емкость до полной герметичности и помещаем в темное сухое место на ферментацию при комнатной температуре. Через две недели искусственный мед будет готов.
Чтобы его использовать, необходимо проделать отверстие в дне дыни и дождаться, пока он вытечет в емкость, в которой плод стоял все это время. Затем его аккуратно удаляют, а полученный мед сливают в стеклянную банку. Срок хранения у него не более месяца с момента готовности.
Опыт № 10 «Волшебный крем для мамы»
Цель: изготовление крема из здоровых продуктов
Материал: кефир, лимон, мед
Ход: Берём половину стакана кефира — 3.2%, в него добавляем жидкий мёд, чтобы его можно было размешать, после чего капаем 3-5 капель сока лимона. Наносим маску на руки легкими массирующими движениями. Ждём 20 минут и после покрываем питательным кремом.
3) Беседы и рассказы воспитателя с рассматриванием иллюстраций.
Рассказ-беседа «Пчелка — полезное насекомое».
Цель беседы: уточнить знание детей об этом насекомом (какие бывают пчелы, их дом), познакомить со строением пчелы, с интересными фактами из жизни пчел, со строением пчелы.
Ситуация общения «Из чего пчёлы делают мёд?»
О жизни пчел написано много книг, потому что это удивительное насекомое! Медоносные пчёлы производят мёд из нектара цветущих растений - сладкого, ароматного сока, который выделяют специальные клетки - нектаринки. Медоносная пчела живет всего 4—6 недель, а сколько успевает сделать она за это время? Чтобы собрать столовую ложку меда, ей надо облететь несколько миллионов цветков.
Пчелиный мёд - это чудесный дар природы. В нём содержится более ста компонентов, ценных для организма человека. Это вода, углеводы, витамины, минеральные вещества и другие.
Рассказ-беседа «Как пчёлы делают мёд?»
Пчела высасывает сладкий нектар из цветка до тех пор, пока не наполнит свой медовый зобик. Доставив нектар в улей, пчела-сборщица передаёт его одной из молодых нелётных пчёл - приёмщиц. После чего сборщица улетает за новой порцией, а приёмщица в течении 20 минут обрабатывает полученный нектар. Так получается жидкий ещё не зрелый мёд. Для его созревания необходима вентиляция, которую создают множество жительниц улья. Они непрерывно, очень-очень быстро машут крылышками.
Мед - источник здоровья и с этим не возможно не согласиться. Ведь он лучший источник энергии для нашего организма. Как вы знаете, сладости очень часто вредят организму, нежели приносят пользу, но с медом дела обстоят иначе. Мед полезен, хоть и сладок. Он является полезной сладостью. Вкус и состав меда заслуживаем самой высшей оценки. Его вкус готовы оценить по заслугам, как взрослые, так и детки.
Ситуация общения «Чем полезен мед?»
Цель: уточнить пользу меда для человека
Беседа: «Пчеловод – друг пчел» (рассматривание картинок-иллюстраций с костюмом)
Цель: знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.
Рассказ по презентации «Кто любит мед?»
Цель: познакомить детей с животными и насекомыми, которые любят мед. (медоед, куница, медведь, еж, оса, муравьи, мышь, барсук)
Рассказ «Медовый спас» (14 августа)
Медовый Спас называют так потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд.
В народе значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд (Медовый Спас), яблоки (Яблочный Спас), хлеб, орехи (Ореховый или Хлебный Спас)После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей.
6) Художественное слово:
Медовые сказки. Сказки о целебных и полезных свойствах овощей с рецептами здорового и вкусного питания и творческими заданиями для детей и взрослых.
Стихи, поговорки, пословицы
7) Сюжетно-ролевые игры «Пасека», «Магазин меда», «Пчелиная семья»
Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде.
8) Дидактические игры
« Найди отличия»
«Соедини одинаковые горшочки меда»
«Определи домики пчелок»
«Что сначала, что потом»
Дидактические упражнения для развития логического мышления: продолжи ряд (по величине, по количеству, дорисуй недостающий горшочек меда, дорисуй недостающую пчелу.)
9) Пазлы, лабиринты с избражением пчел, ульев, меда.
10) Подвижные игры:
«Медведь и пчёлы».
Цель игры: продолжать развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.
«Поймай пчелу».
Цель игры: продолжать тренировать умение совершать прыжки в высоту с места, развивать ловкость.
«Пчелки и ласточка»
Цель: развивать ловкость, быстроту движения.
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают: Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Игра «Кто больше запасет медку?»
Цель: развивать ловкость, быстроту движения.
(дети делятся на две команды и носят в корзину – улей нектар, зачерпывая ложкой шарики из бассейна)
Игра «Пчелкины песни»
Цель: формирование навыков общения и умения действовать сообща (согласованность в действиях); создание доброжелательной атмосферы.
Часть детей превращается в «пчёлок», которые «летают»(бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» - «пчёлки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» - «пчёлки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки.
Игра «Пчелкины шалости»
Цель: разрядка агрессивных импульсов; коррекция страха темноты; страха замкнутого пространства; релаксация.
Пчёлки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчёлкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают» (бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчёлка» (ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.
Пальчиковые игры: «Цветочек», «Пчела».
Цель: развитие мелкой моторики; развитие речи, творческой деятельности
Логоритмика “Трудолюбивая пчелка”
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет.
(“Раскрыть” перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)
Будет пчелкам, чем питаться.
(Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)
Ожидаемые результаты:
1.Повысить познаваемый уровень. Поддержать интерес к изучению окружающего мира.
- Активизировать речь детей. Обогатить словарный запас новыми словами и понятиями. Развивать связную речь.
- Расширять у детей знания о меде, о его пользе.
- Закрепить знания о пчеле, ее роли в природе, особенностях жизни.
- Воспитать привычку к ведению здорового образа жизни.
- Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Продукт проекта:
- Выставка поделок из бросового материала «Веселые пчелки»
- Проведение серии интересных опытов «Настоящий мед» (фотоотчет)
- Искусственный мед, сделанный собственными силами.
- Лэпбук по теме проекта
- Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
Приложение 1
Стихи
Так устроена природа: | Все собрав свои дела, |
В рыжих тельняшках пчёлы | С цветка на цветок, |
Аромат цветов струится | У пчелы забот немало! |
Это улей – в нём живёт | Говорит пчела: – Жу-жу, |
Деловита и смела | Жу-жу-жу, я слышу ухом. |
Только летом каждый год | Сочиняет мишка оду (Г. Дядина ) |
Загадки
1.Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают…(Мёд)
2.Сладкий, цветом, как янтарь,
С теплотой, заботой
Положила, словно в ларь,
Его пчелка в соты…(Мёд)
3.Собирать с цветов нектар,
В том пчелиный редкий дар.
«Придет зима. На окнах лед,
А на столе душистый…(Мёд)
4.Пыльцу с лугов, деревьев и кустов
Жужжащий рой за лето соберёт -
И будет пчёлам на зиму готов
Душистый, ароматный, сладкий…(Мёд)
5.Пчела - трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий…(Мёд)
6.Не конфета и не фрукт,
Но известный и знакомый!
Это сказочный продукт
От летучих насекомых…(Мёд)
7.Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)
Приложение 2
Пчеловод (Пасечник)
Пчеловод, ты добываешь мед,
Обеспечиваешь за пчелами уход,
Следишь за улея содержанием,
Обладаешь специальным знанием.
Ведь чтобы урожаи собирать
Работу свою нужно уважать,
Дары природы щедрые любить,
Внимательным, трудолюбивым быть.
Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.
Особенности профессии
Помимо мёда пчеловоды получают от пчёл воск, маточное молочко, пергу, пчелиный яд и т.д. Кроме того, собирая нектар с цветов культурных растений, пчелы их опыляют и этим повышают урожайность.
Пчеловод разводит пчел, ухаживает за ними, формирует новые пчелиные семьи, собирает мёд и пр. Обеспечивает зимовку пчёл, ремонтирует ульи и пасечный инвентарь.
Одежда
Для работы пчеловод использует защитную одежду (предохраняет от укусов пчёл), дымарь (Пчелы очень не любят дым и пчеловоды используют для их усмирения специальное устройство, создающее густой дым), пчеловодный нож (для распечатывания сот), медогонку (ручная или моторная центрифуга для откачки мёда) и др.
Пчеловодством занимаются на всех континентах, кроме Антарктиды.
Самым древним способом пчеловодства было бортничество, при котором дикие пчёлы селились в естественных или специально подготовленных дуплах (борть – дупло дерева). Позже появилось пасечное пчеловодство, в котором уже использовались неразборные ульи (колоды, дуплянки).
Свою современную форму пчеловодство обрело в XIX веке, после изобретения рамочных ульев (рамки с мёдом извлекаются сверху) и медогонки – благодаря этому пчеловодство обрело современные формы, превратилось в высокотоварную отрасль сельского хозяйства.
Но есть ещё места, где бортничество в ходу до сих пор. В России оно сохранилось в Бурзянском районе Башкортостана.
Ещё в советское время там был создан заповедник "Шульган-Таш" для охраны популяции дикой башкирской бортевой пчелы.
Рабочее место
Место, где располагаются ульи, называется пасекой. Пасеки бывают стационарными и кочевыми (ульи переносят с одного медоносного участка на другой).
Пчеловод может работать индивидуально (на небольшой пасеке) или в крупном пчеловодческом хозяйстве.
Важные качества
Работа пчеловода невозможна без интереса к живой природе, наблюдательности, способности к концентрации внимания. Очень важна склонность к ручному труду, хорошая координация движений, хорошая зрительная память.
Ограничения в подвижности кистей рук и снижение зрения в этой работе нежелательны.
Знания и навыки
Пчеловод должен знать физиологию пчел и основы племенного пчеловодства, правила содержания пчёл и методы борьбы с болезнями, технологию сбора и переработки продуктов пчеловодства, виды медоносных растений и пр.
Уметь осматривать пчелиные семьи, определять качество сотов, количество пчёл и мёда в гнезде, наличие матки и расплода всех возрастов, составлять медовый баланс пасеки и пр.
Где учат
Часто пчеловоды осваивают свою профессию прямо на рабочем месте, в том числе и на собственной домашней пасеке, которая может начинаться с одного улья. А еще на пчеловодов учат специально во Всероссийском аграрном колледже. (Московская область, г. Сергиев Посад.).
Мой дружище пчеловод | Ценят люди мед его, |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pro_med.docx | 64.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 9 «Светлячок»" (МБДОУ № 9 «Светлячок»)
ПРОЕКТ
«Мёд – это чудо из чудес!»
(для детей старшей группы)
Воспитатели: Шифер Наталья Николаевна,
высшая категория
Лопатина Еатерина Александровна,
без категории
Железногорск, 2018
ПРОЕКТ «Мёд – это чудо из чудес!»
Вид проекта: информационный, познавательный, исследовательский, практический, творческий.
Продолжительность: краткосрочный, групповой
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Ценность мёда известна с далёких времён, к сегодняшнему дню она только подкрепляется благодаря многочисленным исследованиям. Мед полезен как для детей так и для взрослых. В нашей стране, по народному календарю отмечают два главных праздника, связанных с медом. Это 2 июля – день Зосима, когда пчелы начинают собирать нектар и 14 августа – Медовый спас – когда пчелы перестают собирать нектар для меда.
Вот и мы решили с ребятами прожить этот период, изучая, как и где получается мёд, чем он полезен для человека, а можно ли своими силами сделать мед. И самое главное, как же определить что мед – настоящий. При этом ребята являлись не просто слушателями, а юными исследователями мира природы. Это позволило активизировать познавательные способности: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Нельзя забывать, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности и тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений..
Цель:
Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда для человека.
Задачи:
- уточнить представление о пчелах, их значении в природе, выяснить, где живет пчела и как она делает мед;
- формировать у детей представления о строении пчел, способах передвижения;
- закрепить знания о пользе мёда, узнать, где и как используется мёд;
- определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;
- выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;
- выяснить с помощью опыта – можно ли сделать самим мед или нет;
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
- развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки, желание экспериментировать.
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах и меде (улей, дупло, соты, нектар, пасека, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;)
- воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;
Формы и методы организации проекта:
Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдение.
ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап проекта:
изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования; подбор иллюстративного, мультимедийного материала, художественной и познавательной литературы, материала для экспериментирования.
погружение в проект – выявление имеющихся знаний у детей
Рассказ «Волшебный мед» (2 июля в народном календаре)
В русском народном календаре несколько дней Зосимы, и все они тем или иным образом связаны с пчелами. В частности, на июльского Зосиму пчелы начинают заносить мед в ульи и заливать соты. Поэтому пчельники старались попусту не беспокоить насекомых; если же доводилось пройти мимо улья, нужно было произнести заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся — медок неси!».
Распространены были среди пчеловодов и другие обычаи, соблюдение которых гарантировало хороший сбор меда. Среди них были как рациональные (например, селить под крышками ульев синиц, которые уничтожают вредителей), так и ритуальные (так, в качестве жертвы для духа — покровителя пчеловодства в землю закапывали кувшин с медовухой).
Пчел на Руси почитали всегда. Об этом свидетельствует множество пословиц, поговорок. Среди них такие: «Пчела — божья угодница, доставляет воск на свечи»; «Пчела жалит только грешника»; «Для пчелы всякий урок легок»; «Пчел разорить — что человека убить». Существовали и особые приметы: если пчелы летят к ульям — скоро дождь, а если сидят на стенках — к сильной жаре.
Наблюдение за пчелами на территории детского сада.
Беседа «Что лечит мед?», «Откуда берется мед?»
Цель: выявить имеющиеся знания у детей
Чтение стихов, сказок про мед (Медовые сказки. Сказки о целебных и полезных свойствах овощей с рецептами здорового и вкусного питания и творческими заданиями для детей и взрослых.Лопатина А., Скребцова М.), разучивание поговорок.
Просмотр мультфильма «Би муви», «Пчела Майя»
II этап проекта:
организация совместной творческой, познавательной, исследовательской деятельности и организация условий для осуществления самостоятельной деятельности детей в центрах активности группы.
Данный этап осуществляется через различные формы работы с детьми:
1) Работа в творческой мастерской
Аппликация «Веселые пчелки»
Цель: изготовление поделки из бросового материала
Задачи:
- развитие образного и пространственного мышления;
- развитие мелкой моторики рук и точности глазомера;
- развитие творчества, элементарных трудовых навыков, самостоятельности;
- воспитание усидчивости, аккуратности, терпения.
Материал: втулки от туалтеной бумаги, краски, трубочки от сока, клей.
Рисование «Пчелы в улье»
Рисование «Самый красивый горшочек с медом»
Раскраски по теме проекта
Лепка «Наша пчела»
2) Опыты и эксперименты:
Опыт № 1 «Капелька меда»
Материал: мед
Ход: Предложить детям нанести капельку меда на ручку (сверху) – перевернуть ладонью вверх. Настоящий мед не капнет с руки, останется на руке.
Опыт № 2 «Медовый крем»
Материал: мед
Ход: Предложить детям растереть каплю меда (как крем) – если кожа становится мягкая, бархатистая – это мед. Если есть ощущение сахара, липкости на руке – не мед.
Опыт № 3 «Медовый пузырик»
Материал: мед в пластиковой бутылке
Ход: Емкость, наполненную не полностью медом (2/3), перевернуть вверх дном. Поднимется большой пузырь к верху, а снизу поднимается маленький пузырик – это настоящий мед.
Опыт № 4 «Салфетка»
Материал: мед, салфетка, ложка.
Ход: Капнуть ложку меда на салфетку и подождать 1-2 минуты – если есть водянистое пятно вокруг капли на салфетке – это не мед.
Опыт № 5 «Медовый стакан»
Материал: стакан с водой, мед, ложка.
Ход: Размешиваем мед в стакане с водой – если нет осадков – настоящий мед.
Опыт № 6. «Синий мед»
Материал: стакан, вода, йод, пипетка, мед.
Ход: Капунть в воду с медом 3-4 капли йода – если есть синий цвет – это не настоящий мед.
Опыт № 7 «Огонь и мед»
Материал: бумага, зажигалка, мед.
Ход: Поджигаем бумагу на которой мед – место с медом гореть не будет.
Опыт № 8 «Память меда»
Материал: глубокая тарелка, вода, мед.
Ход: В тарелку по середине помещаем ложку меда, заливаем простой холодной водой, через 10-15 секунт – можно будет увидеть рисунок – соты, откуда взяли мед. (память меда)
Опыт № 9. Собственный мед (по рецепту)
Материал: крупная, спелая дыня, сахар,
Ход: Берем крупный, спелый плод дыню. Тщательно моем, срезаем образную крышку у плодоножки и вычищаем от семян. Затем ее помещаем в чистую емкость и в полученную полость плода засыпаем сахар, столько сколько поместится. Закрываем срезанной из дыни или тыквы крышкой, а сверху дополнительно накрываем емкость до полной герметичности и помещаем в темное сухое место на ферментацию при комнатной температуре. Через две недели искусственный мед будет готов.
Чтобы его использовать, необходимо проделать отверстие в дне дыни и дождаться, пока он вытечет в емкость, в которой плод стоял все это время. Затем его аккуратно удаляют, а полученный мед сливают в стеклянную банку. Срок хранения у него не более месяца с момента готовности.
Опыт № 10 «Волшебный крем для мамы»
Цель: изготовление крема из здоровых продуктов
Материал: кефир, лимон, мед
Ход: Берём половину стакана кефира — 3.2%, в него добавляем жидкий мёд, чтобы его можно было размешать, после чего капаем 3-5 капель сока лимона. Наносим маску на руки легкими массирующими движениями. Ждём 20 минут и после покрываем питательным кремом.
3) Беседы и рассказы воспитателя с рассматриванием иллюстраций.
Рассказ-беседа «Пчелка — полезное насекомое».
Цель беседы: уточнить знание детей об этом насекомом (какие бывают пчелы, их дом), познакомить со строением пчелы, с интересными фактами из жизни пчел, со строением пчелы.
Ситуация общения «Из чего пчёлы делают мёд?»
О жизни пчел написано много книг, потому что это удивительное насекомое! Медоносные пчёлы производят мёд из нектара цветущих растений - сладкого, ароматного сока, который выделяют специальные клетки - нектаринки. Медоносная пчела живет всего 4—6 недель, а сколько успевает сделать она за это время? Чтобы собрать столовую ложку меда, ей надо облететь несколько миллионов цветков.
Пчелиный мёд - это чудесный дар природы. В нём содержится более ста компонентов, ценных для организма человека. Это вода, углеводы, витамины, минеральные вещества и другие.
Рассказ-беседа «Как пчёлы делают мёд?»
Пчела высасывает сладкий нектар из цветка до тех пор, пока не наполнит свой медовый зобик. Доставив нектар в улей, пчела-сборщица передаёт его одной из молодых нелётных пчёл - приёмщиц. После чего сборщица улетает за новой порцией, а приёмщица в течении 20 минут обрабатывает полученный нектар. Так получается жидкий ещё не зрелый мёд. Для его созревания необходима вентиляция, которую создают множество жительниц улья. Они непрерывно, очень-очень быстро машут крылышками.
Мед - источник здоровья и с этим не возможно не согласиться. Ведь он лучший источник энергии для нашего организма. Как вы знаете, сладости очень часто вредят организму, нежели приносят пользу, но с медом дела обстоят иначе. Мед полезен, хоть и сладок. Он является полезной сладостью. Вкус и состав меда заслуживаем самой высшей оценки. Его вкус готовы оценить по заслугам, как взрослые, так и детки.
Ситуация общения «Чем полезен мед?»
Цель: уточнить пользу меда для человека
Беседа: «Пчеловод – друг пчел» (рассматривание картинок-иллюстраций с костюмом)
Цель: знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.
Рассказ по презентации «Кто любит мед?»
Цель: познакомить детей с животными и насекомыми, которые любят мед. (медоед, куница, медведь, еж, оса, муравьи, мышь, барсук)
Рассказ «Медовый спас» (14 августа)
Медовый Спас называют так потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд.
В народе значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд (Медовый Спас), яблоки (Яблочный Спас), хлеб, орехи (Ореховый или Хлебный Спас)После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей.
6) Художественное слово:
Медовые сказки. Сказки о целебных и полезных свойствах овощей с рецептами здорового и вкусного питания и творческими заданиями для детей и взрослых.Лопатина А., Скребцова М.
Стихи, поговорки, пословицы
7) Сюжетно-ролевые игры «Пасека», «Магазин меда», «Пчелиная семья»
Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде.
8) Дидактические игры
« Найди отличия»
«Соедини одинаковые горшочки меда»
«Определи домики пчелок»
«Что сначала, что потом»
Дидактические упражнения для развития логического мышления: продолжи ряд (по величине, по количеству, дорисуй недостающий горшочек меда, дорисуй недостающую пчелу.)
9) Пазлы, лабиринты с избражением пчел, ульев, меда.
10) Подвижные игры:
«Медведь и пчёлы».
Цель игры: продолжать развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.
«Поймай пчелу».
Цель игры: продолжать тренировать умение совершать прыжки в высоту с места, развивать ловкость.
«Пчелки и ласточка»
Цель: развивать ловкость, быстроту движения.
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают: Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Игра «Кто больше запасет медку?»
Цель: развивать ловкость, быстроту движения.
(дети делятся на две команды и носят в корзину – улей нектар, зачерпывая ложкой шарики из бассейна)
Игра «Пчелкины песни»
Цель: формирование навыков общения и умения действовать сообща (согласованность в действиях); создание доброжелательной атмосферы.
Часть детей превращается в «пчёлок», которые «летают»(бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» - «пчёлки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» - «пчёлки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки.
Игра «Пчелкины шалости»
Цель: разрядка агрессивных импульсов; коррекция страха темноты; страха замкнутого пространства; релаксация.
Пчёлки» «летают» (бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчёлкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают» (бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчёлка» (ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.
Пальчиковые игры: «Цветочек», «Пчела».
Цель: развитие мелкой моторики; развитие речи, творческой деятельности
Логоритмика “Трудолюбивая пчелка”
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет.
(“Раскрыть” перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)
Будет пчелкам, чем питаться.
(Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)
Ожидаемые результаты:
Повысить познаваемый уровень. Поддержать интерес к изучению окружающего мира.
- Активизировать речь детей. Обогатить словарный запас новыми словами и понятиями. Развивать связную речь.
- Расширять у детей знания о меде, о его пользе.
- Закрепить знания о пчеле, ее роли в природе, особенностях жизни.
- Воспитать привычку к ведению здорового образа жизни.
- Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Продукт проекта:
- Выставка поделок из бросового материала «Веселые пчелки»
- Проведение серии интересных опытов «Настоящий мед» (фотоотчет)
- Искусственный мед, сделанный собственными силами.
- Лэпбук по теме проекта
- Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
Приложение 1
Стихи
Так устроена природа: | Все собрав свои дела, |
В рыжих тельняшках пчёлы | С цветка на цветок, |
Аромат цветов струится | У пчелы забот немало! |
Это улей – в нём живёт | Говорит пчела: – Жу-жу, |
Деловита и смела | Жу-жу-жу, я слышу ухом. |
Только летом каждый год | Сочиняет мишка оду (Г. Дядина ) |
Загадки
1.Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают…(Мёд)
2.Сладкий, цветом, как янтарь,
С теплотой, заботой
Положила, словно в ларь,
Его пчелка в соты…(Мёд)
3.Собирать с цветов нектар,
В том пчелиный редкий дар.
«Придет зима. На окнах лед,
А на столе душистый…(Мёд)
4.Пыльцу с лугов, деревьев и кустов
Жужжащий рой за лето соберёт -
И будет пчёлам на зиму готов
Душистый, ароматный, сладкий…(Мёд)
5.Пчела - трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий…(Мёд)
6.Не конфета и не фрукт,
Но известный и знакомый!
Это сказочный продукт
От летучих насекомых…(Мёд)
7.Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)
Пословицы
Трудолюбив, как пчела.
Скупые, ровно пчёлы: мёд собирают, а сами умирают.
Пчела жалит только грешника.
Доброго человека и пчела не жалит.
Приложение 2
Пчеловод (Пасечник)
Пчеловод, ты добываешь мед,
Обеспечиваешь за пчелами уход,
Следишь за улея содержанием,
Обладаешь специальным знанием.
Ведь чтобы урожаи собирать
Работу свою нужно уважать,
Дары природы щедрые любить,
Внимательным, трудолюбивым быть.
Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.
Особенности профессии
Помимо мёда пчеловоды получают от пчёл воск, маточное молочко, пергу, пчелиный яд и т.д. Кроме того, собирая нектар с цветов культурных растений, пчелы их опыляют и этим повышают урожайность.
Пчеловод разводит пчел, ухаживает за ними, формирует новые пчелиные семьи, собирает мёд и пр. Обеспечивает зимовку пчёл, ремонтирует ульи и пасечный инвентарь.
Одежда
Для работы пчеловод использует защитную одежду (предохраняет от укусов пчёл), дымарь (Пчелы очень не любят дым и пчеловоды используют для их усмирения специальное устройство, создающее густой дым), пчеловодный нож (для распечатывания сот), медогонку (ручная или моторная центрифуга для откачки мёда) и др.
Пчеловодством занимаются на всех континентах, кроме Антарктиды.
Самым древним способом пчеловодства было бортничество, при котором дикие пчёлы селились в естественных или специально подготовленных дуплах (борть – дупло дерева). Позже появилось пасечное пчеловодство, в котором уже использовались неразборные ульи (колоды, дуплянки).
Свою современную форму пчеловодство обрело в XIX веке, после изобретения рамочных ульев (рамки с мёдом извлекаются сверху) и медогонки – благодаря этому пчеловодство обрело современные формы, превратилось в высокотоварную отрасль сельского хозяйства.
Но есть ещё места, где бортничество в ходу до сих пор. В России оно сохранилось в Бурзянском районе Башкортостана.
Ещё в советское время там был создан заповедник "Шульган-Таш" для охраны популяции дикой башкирской бортевой пчелы.
Рабочее место
Место, где располагаются ульи, называется пасекой. Пасеки бывают стационарными и кочевыми (ульи переносят с одного медоносного участка на другой).
Пчеловод может работать индивидуально (на небольшой пасеке) или в крупном пчеловодческом хозяйстве.
Важные качества
Работа пчеловода невозможна без интереса к живой природе, наблюдательности, способности к концентрации внимания. Очень важна склонность к ручному труду, хорошая координация движений, хорошая зрительная память.
Ограничения в подвижности кистей рук и снижение зрения в этой работе нежелательны.
Знания и навыки
Пчеловод должен знать физиологию пчел и основы племенного пчеловодства, правила содержания пчёл и методы борьбы с болезнями, технологию сбора и переработки продуктов пчеловодства, виды медоносных растений и пр.
Уметь осматривать пчелиные семьи, определять качество сотов, количество пчёл и мёда в гнезде, наличие матки и расплода всех возрастов, составлять медовый баланс пасеки и пр.
Где учат
Часто пчеловоды осваивают свою профессию прямо на рабочем месте, в том числе и на собственной домашней пасеке, которая может начинаться с одного улья. А еще на пчеловодов учат специально во Всероссийском аграрном колледже. (Московская область, г. Сергиев Посад.).
Мой дружище пчеловод | Ценят люди мед его, |
Источники:
1. https://news.vtomske.ru/details/156365-jizn-v-medu-budni-pchel-na-tomskoi-paseke
2. http://gazeta-bam.ru/news/media/2018/7/2/2-iyulya-narodnyij-kalendar-zosima-pchelnik/
3. http://newsroom24.ru/news/zhizn/86075/
4. https://infourok.ru/polza-myoda-dlya-detey-mozhno-li-myod-detyam-372109.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...