Дидактические игры и игровые задания для обучения детей игре в шахматы.
картотека (старшая группа)
Представлена подборка игр и игровых заданий для обучения детей игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_igrovye_zadaniya.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и игровые задания.
«Узнай фигуру»
Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).
«Шахматные прятки»
Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название, как ходят; учить детей придумывать и отгадывать загадки.
«Шахматный теремок»
Задачи: Закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки.
Описание. Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегают шесть разных, белых фигур (от пешки до короля). Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить»- поднять.
«Мешочек»
Задачи: Закрепить название шахматных фигур и их начальную позицию на шахматной доске.
Описание. Дети по одной вынимают из мешка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Горизонталь».
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
«Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ».
То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка».
Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура».
Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай».
Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?».
Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая».
Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
«Кто сильнее?».
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны».
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Мешочек».
Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?».
Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!».
Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Один в поле воин».
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля».
Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры».
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар».
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие».
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита».
Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы
Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....
Роль семьи в воспитании грамотной речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома
Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлеж...
Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей...
Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....